Студенты СГАСУ подарили городу проект музея деревянного зодчества. Произошло это к празднованию нового дня рождения Самары. Идея создания музея деревянного зодчества родилась у ребят благодаря заслуженному архитектору РФ Вагану Каркарьяну. Ваган Гайкович не раз высказывался о том, что в Самаре необходимо создать такой мемориал под открытым небом. И вдохновил своей мечтой учеников. А началось все со знаменитого дома на Самарской, 207 (пересечение с Маяковского), судьба которого – яркая иллюстрация судьбы старой Самары.
Самарская, 207. Фото: maps.yandex.ru
«Заколоченный и лишенный тепла, дом выпал из родной среды, потерял своих добрых соседей и оказался в окружении враждебных ему домов. Гости города смотрят на него с восторгом и недоумением, самарцы – кто с грустью, а кто с презрением… Создается впечатление, что власти, заточившие его в железный карцер, ждут, что он рухнет, и его спишут, – печалится Ваган Гайкович. – Сколько можно говорить, обещать, ведь еще вчера нужно было переходить к действиям. Проект ребят – реальное решение этой проблемы».
- Первоначально мы решали задачу переноса с Самарской дома архитектора Щербачева, – рассказывает Денис Рязанов, студент 3-го курса кафедры архитектуры и реставрации СГАСУ. – А потом так увлеклись работой, что нам захотелось сохранить и «дом с шатром» на Арцыбушевской. В результате возникла идея сделать целостную композицию, а идея создания музея деревянного зодчества переросла в проект заповедной зоны вокруг музея им. Алабина. По совету Вагана Гайковича мы стали искать другие деревянные дома, имеющие историческую ценность, и не нашли…
По замыслу авторов проекта, пространство между Садовой и Ленинской (по улице Красноармейской) должно обрести новый облик. На Ленинскую предлагается перенести пока еще не разрушенные временем, пожарами и строителями самые ценные деревянные дома. В отреставрированном особняке купца Маштакова с Самарской, 207, разместить ресторан русской кухни – его внутренний интерьер также будет сделан в русском стиле и повторять элементы внешнего фасада. Барная стойка разместится на первом этаже, банкетный зал, рассчитанный на 80 человек, – на втором.
В особняке, что стоит на Арцыбушевской, ребята предлагают сделать сувенирную лавку. Напротив фасада музея им. Алабина, с Красноармейской, соорудить миниатюрную копию старой крепости Самары. Благодаря ей люди смогут окунуться в далекое прошлое своего города. По бокам от крепости разбить два сквера (в честь митрополита Алексия и князя Засекина) и построить фонтаны-бассейны (символы рек Волги и Самары). Ближе к Садовой по плану – детская игровая площадка. Также предполагается воссоздание быта самарского купца 19 века, но ребята пока в поиске подходящего здания. Еще по проекту на Ленинскую должен будет переехать Музей истории Самары.
По мнению архитектора, на самом деле не имеет значения, будет ли воплощен в жизнь проект его студентов или чей-то другой. Самое главное – быстрее начать работы по воссозданию исторической среды, сконцентрировать хотя бы десяток исторических деревянных зданий в одном месте. Пришло время переходить от слов к делу.
И ведь правда, разве не здорово самим отправиться в путешествие по купеческой Самаре, почувствовать ее быт и дух, побывать в гостях в XIX веке?! Прогуливаясь по нему, самарцы и гости города смогут любоваться галереей памятников деревянного зодчества.
P.S. Стоит самый самарский дом на Самарской улице у Самарской площади, как немой укор Самаре… А мог бы быть таким…
Ваган Каркарьян: «Истинно ценных объектов в Самаре не так много, не больше двух десятков»
Заслуженный архитектор РФ Ваган Каркарьян поделился своими размышлениями о проблемах сохранения памятников истории и рассказал о проекте студентов архитектурно-строительного университета
- Ваган Гайкович, что может дать студенческий проект городу?
- День за днем идет волна бульдозерного сноса. Понятно, что мы не сможем спасти все деревянное зодчество Самары, но ведь нужно отличать зерна от плевел. В ближайшие годы нам придется решать проблему сохранения хотя бы отдельных образцов. И это городскому сообществу по силам.
Благодаря студенческому проекту может появиться целый музейно-экскурсионный туристический центр. Он будет включать два музея – Алабина и Ленина, музей деревянного зодчества, с определенной функцией в каждом доме, макет исторической крепости, бассейны «Волга» и «Самара», памятники митрополиту Алексию и князю Засекину, и, наконец, ресторан-музей, куда после посещения других объектов туристы и горожане смогут прийти, чтобы поесть и отдохнуть.
- Чем объясняется выбор места?
- Выбор улицы Ленинской объясняется тем, что в советские годы здесь уже планировали создать музей деревянного зодчества. Тогда успели даже отреставрировать несколько зданий.
- В мировой практике существует два метода сохранения памятников истории: реставрация знаковых исторических построек или перенос их в особую музейную зону. Вы остановились на втором. Почему и насколько это сложно технически?
- В местах своего нынешнего пребывания дома полностью потеряли свою среду. Дом на Самарской, 207, словно в заточении, а высотки на него все налегают и налегают… Поэтому выход один – перенос. В Москве такие дома поднимали на гидравлических подъемниках и перевозили на тележках со скоростью один метр в несколько часов. Это сложно, требуются рельсы, специальная техника, перекрытие улиц, поэтому мы предлагаем другой вариант: здание разбирается на части, каждое бревно нумеруется – и все собирается на новом месте. Этот вариант предпочтителен как в финансовом отношении, так и в плане сохранности наличников на доме. Конечно, перенос из одной среды в другую – не есть хорошо, но это общепринятая практика и другого варианта нет.
- Ваган Гайкович, ваш авторитет позволил спасти не одно произведение дореволюционной архитектуры. Как считаете, есть ли перспективы у проекта ребят?
- В декабре 2011 года у меня был разговор с мэром Самары Дмитрием Азаровым. Он тоже считает, что нам нужно создать музей деревянного зодчества. Но пока тишина, вернее, говорят на эту тему много, а я жду, когда от слов мы, наконец, перейдем к действиям. Внешний облик Самары запущен, подобного не было давно – а я живу здесь 50 лет. И это проблема не только Самары, но и губернии в целом. Усадьба Орловых-Давыдовых столько лет стояла… и тут рухнула, хотя это памятник федерального значения. Проблем много. Этот проект – то, как ребята видят их решение.
- Вы считаете самарскую резьбу уникальной?
- Во многих регионах России есть музеи деревянного зодчества – в Нижнем Новгороде, Иркутске, Вологде, Кижах, Архангельске и других городах. Но наша самарская резьба уникальна. В северных городах – Тюмени или Томске – она основана на готике и классицизме, у нас же – на языческих символах. В Томске вообще существует целая областная политика по восстановлению деревянных домов, причем внутри это абсолютно современные здания по планировке и удобствам.
Наши «украсы» действительно уникальны. Дело не только в аккуратной резьбе, но и в сюжете и содержании. Наше зодчество – сплошь языческое! Резьба каждого дома таит в себе всевозможные обереги – солнышки, павлинов, Жар-птиц. Мой любимый дом стоит на Вилоновской, 106. На его фасаде такое количество конских голов, что сначала я думал, что в нем жил извозчик. А оказалось, что лошадь – это символ солнца… В Самаре всегда были красивые дома. Мы являемся «наследниками 1850 года» – до этого дома часто горели. Отменили крепостное право, и в город пришли вчерашние крестьяне со своим укладом, своим умением. Они построили свои дома так, как их учили деды и прадеды.
Автор: Гузель Мансурова