Машиностроительный комплекс Самарской области — один из трех базовых сегментов региональной экономики. Развитие существующих предприятий, создание новых высокотехнологичных производств — залог экономической стабильности региона.
Шаг за шагом
По информации министерства промышленности и технологий Самарской области, объем продукции, отгруженной предприятиями машиностроения в 2011 году, в сравнении с 2010 годом вырос на 6% и в денежном выражении составил более 304 млрд рублей.
В самарском машиностроении заняты более 211 тыс. человек, и ведущую позицию в нем традиционно занимают предприятия автомобилестроительного кластера. В 2012 году в региональном автопроме все ярче проявляются серьезные положительные тенденции.
GM-АвтоВАЗ готовится к производству новой модели Chevrolet Niva и намерен инвестировать в этот проект более $200 млн.
Буквально на глазах меняется АвтоВАЗ. Запущенный в июле в серийное производство универсал Lada Largus сразу же занял второе место по продажам среди универсалов, уступив только «Калине». Общий объем продаж автозавода за 8 месяцев 2012 года составил около 393 тыс. автомобилей, на 8,6% перекрыв результаты аналогичного периода 2011 года.
В июне на открытии московской дизайн-студии главный дизайнер АвтоВАЗа Стив Маттин рассказывал об изменении подходов к проектированию тольяттинских автомобилей. Время, когда дизайнеры были на вторых ролях, безвозвратно ушло. И вот первый результат работы по-новому — громкий успех концепт-кара Lada X-Ray на Московском автосалоне.
Читайте также
Lada X-Ray: АвтоВАЗ меняется - меняется и LADA
Позитивные изменения на автосборочных предприятиях Самарской области дают возможность развиваться и автокомпонентным предприятиям, а в этом сегменте в регионе занято около 60 тыс. человек. По информации областного министерства промышленности и технологий, объем продукции, реализованной автокомпонентными предприятиями региона в 2011 году, составил 58,56 млрд рублей. Это на 29,5% больше, чем в 2010 году.
В сентябре наблюдательный совет Особой экономической зоны в Тольятти одобрил заявки от двух зарубежных производителей автокомпонентов на размещение производств с общим объемом инвестиций по 700 млн рублей от каждой из компаний.
Космическое завтра
Численность занятых на предприятиях самарского аэрокосмического кластера скромнее, чем в автостроении. Однако по значимости он не уступает автомобилестроительному. У большинства предприятий сформирован стабильный портфель заказов. По итогам 2011 года темп роста отгрузки продукции на предприятиях авиационно-космического комплекса составил 23%, а индекс производства — 112,3% к уровню 2010 года.
Несколько огорчили самарцев результаты сентябрьского конкурса на создание ракеты-носителя тяжелого класса. Роскосмос в итоге все-таки отдал предпочтение проекту «Ангара» НПО имени Хруничева. Однако и самарским предприятиям есть над чем работать. Не полностью исчерпаны возможности для модернизации семейства ракет-носителей «Союз», и это семейство будет задействовано на новом космодроме «Восточный». Новый импульс получили работы ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» в области создания орбитальных космических аппаратов.
Самарским моторостроителям предстоит восстановить производство авиадвигателя НК-32 и ракетного двигателя НК-33. ОАО «Кузнецов» продолжит работу над рядом проектов перспективных авиационных и ракетных двигателей. ОАО «Авиакор - авиационный завод» продолжает строительство партии самолетов Ан-140-100 для министерства обороны России.
«На мой взгляд, Самара имеет больше возможностей, чем любой другой центр нашей страны, — заявил губернатор Самарской области Николай Меркушкин. — Здесь у нас масса заводов, привязанных к космическому производству. Здесь очень хороший потенциал, менталитет людей сильно связан с этой отраслью. Мы должны остаться одним из важнейших центров космической промышленности».
Во время визита на машиностроительные предприятия Самары вице-премьер Дмитрий Рогозин подтвердил, что наш город останется ведущим аэрокосмическим центром России.
Широкий спектр
Продукция машиностроительных предприятий Самарской области востребована и в России, и за рубежом. Например, сызранское ОАО «Тяжмаш» заключило ряд контрактов с иностранными компаниями на поставку гидротурбинного оборудования, завод поставляет оборудование для тепловых и гидроэлектростанций Вьетнама, Сальвадора. В 2011 году «Тяжмаш» отгрузил продукции на 3,14 млрд рублей.
Сохраняет лидирующие позиции на рынке бурового инструмента ОАО «Волгабурмаш». Потребителями продукции самарского предприятия являются крупнейшие нефтегазодобывающие и буровые компании России, а также часть предприятий горнодобывающей отрасли. Продукция экспортируется в США, Чили, Германию, Великобританию, Австралию и ряд других стран.
Европейская подшипниковая корпорация проводит масштабное техперевооружение самарского Завода авиационных подшипников. Переоснастили лабораторно-испытательный комплекс, закупили у ведущего американского производителя HAAS токарное оборудование с числовым программным управлением. В 2011 году заработала новая линия виброгалтовки фирмы Rösler. Запустили пятикоординатный обрабатывающий центр EMAG. На очереди модернизация термического оборудования. Особое достижение предприятия — разработка компьютерных программ расчета и конструирования подшипников для авиационных изделий нового поколения.
Потенциал у самарского машиностроения велик, и у региона есть все возможности для его качественного развития.
Aвтор: Павел Фирсов