Городская общественность возобновила обсуждение законодательного присвоения Самаре статуса административного центра Самарской области, который прописан в уставе. Это, по данным городской общественной палаты, может обеспечить столице региона дополнительно более 1 млрд рублей из бюджета области ежегодно. Ранее такие попытки безуспешно предпринимали все предыдущие мэры. Получит ли статус столицы Самара на этот раз, эксперты прогнозировать не берутся. На этой неделе губернатор Николай Меркушкин фактически объявил в регионе режим жесткой экономии.
Общественная палата Самары планирует обратиться к губернатору Николаю Меркушкину и мэру Дмитрию Азарову с предложением внести в местный парламент проект закона «О статусе города Самара — административного центра Самарской области». Это обсуждалось на последнем заседании палаты. По словам члена общественной палаты Сергея Тучина, в городе ежедневно много приезжих, «высокая концентрация некоммерческих организаций областного и федерального значения: учреждений образования и здравоохранения, органов управления, общественных и политических организаций, использующих муниципальное имущество на льготных условиях». Кроме того, в городе много госорганизаций и их посетителей, которые «увеличивают нагрузку на проезжую часть дорог и наполняемость транспорта». То есть город несет дополнительные расходы, связанные с выполнением функций областного центра. Однако это якобы не учитывается при распределении бюджетных средств. По словам общественников, новый статус обеспечил бы городскому бюджету дополнительно не менее 1 млрд руб. из областной казны.
Законы субъектов о признании городов административными центрами приняты, например, в Орловской, Владимирской, Томской, Калужской, Волгоградской областях. Оно дает право на получение субвенций из вышестоящих бюджетов в размере 5% от городского бюджета.
Стоит напомнить, что попытки зафиксировать статус предпринимали и Георгий Лиманский (глава Самары в 1996-2007 годах), и Виктор Тархов (в 2007-2010 годах). «По политическим причинам в мое время закон о статусе Самары так и не был принят», — рассказывает Георгий Лиманский. СМИ неоднократно писали о его непростых отношениях с губернатором Константином Титовым. До открытого конфликта дошло противостояние мэра Самары и губернатора, когда кресло первого занял справоросс Виктор Тархов, а область возглавил единоросс Владимир Артяков. По словам очевидцев событий, соответствующий законопроект был готов еще в 2008 году, однако получил отрицательное заключение губернатора.
Как стало известно, администрация Дмитрия Азарова также разрабатывала свой законопроект. Согласно ему, размер субвенций не может быть менее 5% от отчислений в бюджет Самарской области, формируемых на территории Самары (налог на прибыль организаций, на имущество, транспортный налог, акцизы). Согласно экономическому обоснованию законопроекта, Самара, например, могла бы ежегодно получать по 400 млн на содержание городского транспорта, расходы на благоустройство оценены почти в 7,5 млрд («необходимо ежегодно предусматривать в бюджете области 20%-ное софинансирование нормативных расходов»). Для приведения в порядок муниципальных дорог необходимо «рассмотреть возможность ежегодного выделения дополнительных средств в сумме 8,9 млрд руб.». Однако до обсуждения в местном парламенте законопроект так и не дошел.
Вчера в областном правительстве отметили, что Самара и без новых формальностей получает из бюджета значительные средства. Так, например, только прямые расходы областного бюджета на строительство автодорог и мостов в Самаре в 2011 году составили 2,3 млрд руб., в 2012 году запланированы в размере 2,2 млрд руб.На реконструкцию и содержание социальных объектов на территории Самары, «услугами которых в первую очередь пользуются жители города», в 2012 году направлено 4,4 млрд руб. (больницы, театры и пр). Кроме того, в 2011 году, то есть когда мэрию покинул опальный Виктор Тархов, размер субсидий бюджету Самары вырос в 3,5 раза (до 2,4 млрд руб). «У самого города есть реальные резервы увеличения финансовых ресурсов за счет их более эффективного использования», — заявили вчера в пресс-службе облправительства.
Однако похоже, что мэр Дмитрий Азаров решил пойти иным путем. В администрации разработан проект целевой программы «Самаре столичный облик» на 2013-2018 годы. В настоящее время проект программы находится на согласовании в минэкономразвития области. По нашим данным, он концептуально одобрен. «Инициатива общественной палаты и программа могут быть рассмотрены параллельно и не исключают друг друга», — говорит источник в горадминистрации.
«Обсуждать смену статуса сейчас — толочь воду в ступе. Его цель — получить больше средств, а статус столицы у Самары и так есть. Но больше денег все равно не получат», — говорит экс-губернатор, сенатор от Самарской области Константин Титов. Напомним, что на этой неделе губернатор Николай Меркушкин заявил: с 2013 года область перестает быть регионом-донором и становится регионом-реципиентом, то есть «придется серьезно ужаться в расходах».