2012 год стал знаковым для сферы жилищно-коммунального хозяйства. Теперь увеличение тарифов проходит в два этапа — в июле и сентябре. Должны были с первого сентября измениться и нормативы потребления воды, тепла, газа и электроэнергии. Но с ними оказалось не все так просто. В настоящее время утверждены только нормативы на газ и электроэнергию. Что касается тепла, то вместе с утверждением новых нормативов должна быть внедрена новая схема оплаты. Она предполагает внесение оплаты за потребленное тепло в течение отопительного периода, который длится семь месяцев в году.
«Сложное» тепло
Министр энергетики и ЖКХ Самарской области Сергей Крайнев называет нормативы на тепло самыми проблемными. И если бы в сентябре регион перешел на новую схему оплаты, то жителям губернии пришлось раскошелиться за теплые батареи в квартирах на значительно большую сумму. «Рост платы за отопление в октябре составил бы 71%. При этом надо понимать, что 4-5 месяцев в году население не будет платить за тепловую энергию вообще. Хотя скачок платы достаточно велик и проблематичен», - заявлял ранее министр.
Вопрос о введении новых нормативов обсуждался в Самарской губернской думе на заседании комитета по ЖКХ, ТЭК и нефтехимии и охране окружающей среды. Заместитель министра энергетики и ЖКХ Самарской области, руководитель департамента тарифного регулирования Алена Гаршина рассказала о последних событиях, связанных с утверждением новых нормативов в регионе.
«В министерстве проанализировали последствия принятия новых нормативов на тепло и выяснили, что для потребителей, которые проживают в двухэтажных домах, плата за тепло может вырасти более чем в два раза, - заявила она. - Поэтому нормативы на отопление не введены — мы воспользовались правом, которое нам предоставляет федеральное законодательство, и оставили их без изменений до 1 января 2015 года».
Что касается нормативов на воду, то здесь существует дифференциация по муниципальным образованиям региона. «По некоторым районам необходимый рост нормативов, по нашим расчетам, составляет до двух раз. По этой причине нормативы на воду сегодня тоже не утверждены. В настоящее время действуют нормативы потребления газа и электроэнергии», - отметила Алена Гаршина. Она также рассказала, что глава регионального Минэнерго, выступая на всероссийском совещании, предложил переводить на новые нормативы потребления воды и тепловой энергии не сразу весь регион, а отдельные муниципальные образования - в зависимости от их готовности. «Мы предлагаем вводить нормативы с учетом установки приборов учета, с учетом разработки схем тепло- и водоснабжения, а также с учетом тарифного регулирования. Это предложение принято к рассмотрению, поэтому по двум видам коммунальных услуг вопрос остается открытым», - заметила она.
Попутные вопросы
Председатель комитета по ЖКХ, ТЭК и нефтехимии Самарской губернской думы Андрей Кислов затронул проблему компенсации убытков управляющих компаний за так называемое «сверхнормативное» потребление. «Получается, что это не должно касаться населения, тогда это должно осуществляться за счет региональных или муниципальных средств. Если этот вопрос оставить без внимания, то в ближайшее время мы получим множество банкротств», - утверждает он.
«Выручка управляющей компании, собранная по тарифу, должна покрывать ее затраты. Сейчас в регионе процент установки приборов учета невысокий, поэтому оценить, насколько больше или меньше норматива, просто невозможно. При этом, рассчитывая нормативы по потреблению тепловой энергии и горячему водоснабжению, мы выяснили, что «сверхнорматива» по теплу у нас практически нет», - заявляет замминистра.
По словам Андрея Кислова, необходимо собрать управляющие и ресурсоснабжающие компании для поиска путей решения проблемы сверхнормативного потребления. «Если раньше муниципалитеты за счет своих средств гасили сверхнормативное тепло, то после 2010 года ситуация изменилась, но проблема никуда не пропала. Объем тепла, который отпускается по приборам, не соответствует тем средствам, которые собирают за него управляющие компании», - замечает он.
Депутат Самарской губернской думы Василий Янин считает, что в регионе существует множество программ, направленных на приведение в порядок коммунальной инфраструктуры, но при этом особых изменений в борьбе с потерями ресурсов пока нет. «Мы вкладываем средства, приводим инфраструктуру в порядок для снижения потерь, а эти потери возрастают. При этом самые серьезные утечки происходят не у бабушки, которая не закрыла кран, а на крупных магистралях», - рассуждает он.
По словам депутата Самарской губернской думы Михаила Матвеева, другой актуальной проблемой для многих жителей является так называемый «перетоп». «Когда в апреле вода в батареях буквально кипит, а компании выставляют жителям квитанции с огромными счетами. Я отслеживал ситуацию по нескольким домам, запрашивал информацию у ресурсоснабжающей компании о температуре воды в батареях и сравнивал ее с атмосферной температурой. Создается впечатление, что в конце отопительного сезона ресурсоснабжающие и управляющие компании стараются побольше заработать и топят в полную мощь», - отмечает он.
Заместитель министра энергетики и ЖКХ Самарской области Сергей Ромашкин считает, что проблема «перетопа» действительно может быть выгодна управляющим и ресурсоснабжающим компаниям. «В тех муниципальных образованиях региона, где присутствует нормальное взаимодействие компаний и власти, все решается и проблема не является острой. Проблема может быть снята окончательно, когда будут установлены приборы учета, регулирующие потребление», - утверждает он.
По словам Сергея Ромашкина, министерство обращается с предложениями в областное правительство, Минрегион и федеральную службу по тарифам, чтобы решить проблему утверждения новых нормативов. При этом необходимо раздробить ее на более мелкие вопросы и решать поэтапно. «В тех муниципальных образованиях, где процент установки приборов учета достаточно высокий, переход пройдет безболезненно. Что касается других муниципалитетов, то до 2015 года есть возможность оснастить жилфонд счетчиками, а также проработать вопрос с отоплением малоэтажных домов для перевода их на индивидуальное отопление», - говорит он.
Андрей Кислов отметил, что необходимо объяснить управляющим компаниям, как им работать до 2015 года. «Если мы не поймем, как будут взаимодействовать между собой управляющие и ресурсоснабжающие компании, то мы либо будем оказывать некачественные услуги населению, либо не будем оказывать вообще никаких услуг», - резюмировал он.
Алена Гаршина, заместитель министра энергетики и ЖКХ Самарской области:
«Предполагается, что введение нового норматива на тепло и переход на схему оплаты потребленной тепловой энергии только в течение отопительного периода будут одновременными. Но с учетом того, что это сложный вопрос и он может иметь серьезные социальные последствия, есть вероятность, что до 2015 года будут приняты корректировки действующего законодательства. Трудность в том, что мы оценили средний рост по области, но для каждого потребителя сумма квартплаты отличается от средних показателей. Тем более что сейчас учитывается новый показатель — общая площадь жилых помещений в доме».
Андрей Кислов, председатель комитета по ЖКХ, ТЭК и нефтехимии СГД:
«В 2010 году управляющие компании Самары выставили объем сверхнорматива порядка 1 млрд рублей и муниципалитет принял решение не направлять жителям тринадцатую квитанцию, а выплатить эти средства из бюджета. В 2011 году объем сверхнорматива оказался примерно таким же, но на этот раз муниципалитет отказался выплачивать, предлагая обращаться в суд. И пока мы разбираемся, чья это зона ответственности, управляющим компаниям это никто не компенсирует. Они должны либо не доплачивать поставщикам ресурсов, либо в неполном объеме предоставлять услуги населению».
Aвтор: Екатерина Райс