Город Ракетостроители увеличивают объемы производства

Ракетостроители увеличивают объемы производства

Фото: Юлия Рубцова

В следующем году предприятия ракетостроения значительно увеличат объемы производства. В ближайшее время может быть реанимирован перспективный проект «Русь-М», в создании которого участвуют предприятия авиакосмического кластера Самарской области. По мнению экспертов, развитию отрасли помогают лоббистские усилия губернатора региона Николая Меркушкина. В следующем году предприятия ракетостроения планируют увеличить объемы производства. Как сообщили «ВК» на ОАО «Кузнецов», суммарное увеличение объемов производства и продаж в 2013 году ориентировочно составит 40%.

Перспективы отрасли

«Если в 2011 году объем производства составлял 4,5 млрд рублей, в 2012 году – 7 млрд, то в 2013-м завод планирует выйти на показатель в 10 млрд рублей, - сообщили в пресс-службе. - В части серийного производства ракетных двигателей прежние показатели увеличиваются на 30% в сравнении с 2012 годом, по авиационной тематике - на 60%, наземных газотурбинных двигателей - на 40%». На увеличение объемов производства может рассчитывать и головное предприятие кластера - ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс». В следующем году запланированы летные испытания ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в». Как отмечал генеральный директор ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» Александр Кирилин, успешная реализация этого проекта позволит вывести на мировой рынок космических услуг полную линейку конкурентоспособных РН типа «Союз» и осуществлять запуски различных космических аппаратов с четырех космодромов: Байконура, Плесецка, из Гвианского космического центра и, в перспективе, с нового российского космодрома «Восточный».

В настоящее время ОАО «Кузнецов» продолжает работы по проекту НК-33А для ракеты-носителя «Союз-2-1в». «Большие надежды сегодня мы возлагаем на поддержку проекта со стороны регионального и федерального правительства», - подчеркивают на предприятии.

Напомним, в сентябре на ОАО «Кузнецов» и «ЦСКБ-Прогрессе» побывал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Он прибыл в регион по личной просьбе губернатора Самарской области Николая Меркушкина. Он посетил головные предприятия авиационно-космического кластера и провел рабочую встречу с главой региона. В ходе визита вице-премьер заверил руководство региона, что со стороны федерального правительства предприятиям авиакосмического кластера будет оказываться помощь - как в техническом перевооружении, так и в вопросе подготовки кадров.

Двигатель для Антареса

ОАО «Кузнецов» в ближайшее время может приступить к серийному производству двигателя НК-33/AJ26. Предприятие продолжает работу по адаптации двигателя к РН «Таурус II» (Антарес), запуск которой планируется на начало 2013 года. Напомним, в конце октября на ОАО «Кузнецов» побывала делегация фирм «Аerojet» и «Orbital Sciences». Основной целью визита было обсуждение вопросов дальнейшего технического сопровождения специалистами завода данного проекта. По итогам работы был принят ряд технических решений, по сути являющихся одним из этапов перехода к серийному производству двигателей НК-33: согласованы конкретные направления, требующие технической поддержки со стороны специалистов ОАО «Кузнецов», определены мероприятия по повышению надежности работы двигателя в рамках опытно-конструкторских работ. «В настоящее время готовится итоговый вариант дополнительного соглашения с американской стороной к уже существующему контракту о взаимодействии», - пояснили в пресс-службе «Кузнецова».

Замороженный проект

До недавнего времени одним из перспективных проектов региональной отрасли ракетостроения был проект «Русь-М». Напомним, еще в 2009 году «ЦСКБ-Прогресс» совместно с РКК «Энергия» и Центром имени Макеева стали победителями конкурса Федерального космического агентства на создание ракеты-носителя повышенной грузоподъемности для космодрома «Восточный» в Амурской области. Предполагалось, что новая ракета «Русь-М» будет двухступенчатой: на первой ступени в качестве топливных компонентов планировалось применить жидкий кислород и керосин, на второй - использовать кислородно-водородный двигатель РД-0146 производства КБ «Химавтоматика» (г. Воронеж). Грузоподъемность ракеты-носителя предполагалось увеличить в несколько раз по сравнению с «Союзом», до 23 тонн. Также планировалось создать 30-тонные и 50-тонные носители. Однако в октябре прошлого года Роскосмос принял решение о заморозке проекта. Глава Роскосмоса Владимир Поповкин официально заявил о том, что правительство приняло решение прекратить разработку «Русь-М». «На разработку нового носителя выделено более 37% бюджета Роскосмоса до 2015 года, и этих средств все равно очень мало, о пуске в 2015 году речи быть не может», - заявил он тогда. Позже в борьбу за создание новой ракеты-носителя вступило ГКНПЦ им. М.В. Хруничева с проектом «Ангара-5П», реализация которого продолжается в настоящее время.

Новый поворот

Однако благодаря усилиям Николя Меркушкина в ближайшем будущем проект «Русь-М» может быть разморожен. Губернатор Самарской области на федеральном уровне начал переговоры о реанимации проекта. В частности, об этом шла речь на недавней встрече главы региона с президентом России Владимиром Путиным. «У ракеты «Русь-М» тяга на 20 процентов выше, - отметил во время встречи Николай Меркушкин, отмечая преимущества нашей ракеты по сравнению с «Ангарой». - «Ангара» не на водороде, а пока на обычном топливе, и это одно из преимуществ». Владимир Путин пообещал обдумать возможность разморозки проекта. «Я знаю об этих работах, они интересные и перспективные, тем более имея в виду экологическую составляющую, - заявил на встрече президент. - У нас постоянно возникают проблемы с полями падения, особенно в Казахстане, и мы взяли на себя обязательство ситуацию кардинальным образом поменять, и это один из способов изменения ситуации к лучшему. Обязательно будем в этом направлении двигаться».

Как отметил Николай Меркушкин на форуме народного единства, еще недавно «Прогрессу» запрещалось говорить о ракете «Русь-М». «А сейчас на российском уровне рассматривается вопрос о создании на базе Самарского области одного из центров ракетостроения», - подчеркнул губернатор.

Эксперты подчеркивают, что реанимация проекта вполне реальна. «Но многое зависит от лоббистских возможностей губернатора региона», - подчеркивает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. По словам эксперта, вероятность разморозки проекта увеличивают и неудачи прямого конкурента ЦСКБ — завода им. Хруничева. Напомним, в этом году произошел ряд неудачных пусков космических аппаратов. В результате в августе генеральный директор-генеральный конструктор ГКНПЦ им. М.В. Хруничева Владимир Нестеров был вынужден подать в отставку.

Александр Кобенко, министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области:

«Исторически так сложилось, что Самарская область была центром сначала советской, потом российской авиакосмической промышленности: ракетоносители «Союз» всегда были визитной карточкой региона. Сегодня в рамках аэрокосмического кластера реализуются проекты по многоуровневому дистанционному зондированию земли, развитию наноспутников, строительству новых космических аппаратов научного и коммерческого назначения. Проектом нового поколения является производство перспективного ракетоносителя «Русь-М» повышенной грузоподъемности. По нашему мнению, по многим параметрам она значительно превосходит существующие в России и в мире аналоги и способна решать задачи, которые стоят перед ракетостроением будущего. Традиционно сильно представлено авиационное и ракетное двигателестроение. Здесь лидером является ОАО «Кузнецов».

Александр Кирилин, генеральный директор ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»:

«В кооперации авиационно-космического кластера работает целый ряд крупных предприятий Самарской области: центр «ЦСКБ-Прогресс», который разрабатывает и производит несколько модификаций ракет-носителей среднего класса и современные космические аппараты, ОАО «Кузнецов», производящее двигатели для РН типа «Союз», ЗАО «Алкоа-СМЗ», поставляющее алюминиевые полуфабрикаты, сызранские ОАО «Тяжмаш» и ОАО «Пластик», изготавливающие агрегаты стартовых комплексов и комплектующие для ракетно-космической техники. Мы активно поддерживаем инновационные проекты, обеспечивающие конкурентоспособность продукции и услуг наших предприятий-партнеров, так как предприятия, объединившись в кластеры, позволят сформировать и организовать действительно крупные межотраслевые и межрегиональные проекты государственного значения».

Aвтор: Елена Лычева

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
«Избавьтесь от этих бездельников!» Журналист из Тольятти сравнил дороги автограда и Самары
Анонимное мнение
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления