Главной темой регионального форума работников дошкольного образования, который состоялся 20 ноября в СИПКРО, стала острейшая проблема: в детских садах губернии не хватает мест. Да и самих детсадов не хватает. Чтобы дошкольное образование стало доступным для всех, власти намерены привлечь социально ориентированный бизнес. С задачей, поставленной Президентом РФ Владимиром Путиным - добиться 100-процентной обеспеченности местами в детских садах для детей в возрасте от 3 до 7 лет, - уже справились 11 регионов России. Самарская область, увы, в этот список не входит. Судя по прогнозам, добиться такого результата реально только к 2016 году. И лишь в том случае, если комплекс программ с привлечением различных ведомств и социально ориентированного бизнеса будет полностью выполнен.
Очередь сокращается
По словам заместителя министра образования и науки Самарской области Владимира Классена, проблема нехватки дошкольных образовательных учреждений во многом определяется сложившейся демографической ситуацией. Сейчас в губернии почти 243 тыс. ребят в возрасте до 7 лет, что более чем на 50 тысяч превышает показатели 7-летней давности. Очередь для зачисления детей в возрасте от 3 до 7 лет в детсады длиннющая - более 14 тыс. человек, половина из них - в Самаре.
Чтобы устранить дефицит мест, реализуются областные целевые и муниципальные программы. В рамках трех областных целевых программ в 2012-2015 годах строят и реконструируют здания детских садов, на создание 7247 новых мест в дошкольных группах предусмотрено выделение около 4 млрд рублей. При этом одно место во вновь отстроенном здании обходится в 1 млн рублей, а при капремонте или реконструкции его цена вдвое дешевле.
Ежегодно, после перепрофилирования помещений и возврата зданий под нужды детсадов в области открывается 5-6 тыс. мест в дошкольных группах и около тысячи новых мест - по муниципальным программам.
Есть и хорошие новости: на состоявшейся в этот же день рабочей встрече губернатора Самарской области Николая Меркушкина с главой городского округа Самара Дмитрием Азаровым было заявлено, что обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в столице губернии возможно уже в 2013 году. Но для этого разработанный комплекс мероприятий по ликвидации очередности должен получить поддержку областного бюджета.
Нестандартные подходы
Представители негосударственного сектора, оказывающие услуги в системе дошкольного образования, также не остаются без внимания областного правительства. Например, тольяттинскому АНО ДО «Планета детства «Лада», чьи 49 детсадов посещают 13,8 тыс. детей, ежегодно предоставляются субсидии. В 2012 году на эти цели направили более 176 млн рублей. Благодаря этому родительская плата в них не выше, чем плата за содержание детей в государственных и муниципальных учреждениях.
Одним из перспективных путей решения проблемы нехватки мест в детсадах стал проект «Билдинг-сад», когда малокомплектные дошкольные группы создаются на первых этажах жилых домов. Проект одобрен наблюдательным советом АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» под руководством Владимира Путина и рекомендован к внедрению во всех регионах Российской Федерации. До конца 2012 года в области откроют 34 таких негосударственных учреждения на 1383 воспитанника. Семь из них уже получают муниципальную субсидию. К 2015 году количество билдинг-садов планируется увеличить до 120 - а это еще 3,5 тысячи «детских» мест.
Новую схему взаимодействия предложили железнодорожники: заключив трехсторонний договор с областным правительством и администрацией Кинеля, они завершают строительство детсада на 245 мест. Муниципалитет в начале 2013 года приобретает половину этого здания за счет областной субсидии в размере 110 млн рублей. Другая половина остается в «хозяйствовании» РЖД, которая организует там негосударственное дошкольное учреждение.
Не забыли и детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Для них открыты двери 166 групп кратковременного пребывания в школах и в системе дополнительного образования, 31 консультативный пункт психолого-педагогического образования в условиях семейного воспитания, 10 семейных дошкольных групп на 50 детей.
Только за последние 4 года все эти меры дали видимые результаты: количество ежегодно вводимых дошкольных мест увеличилось в 20 раз.
Неравноценные кадры
Впрочем, кроме самих мест в детсадах есть и другая проблема - кадровая. И как не раз подчеркнули участники встречи, квалифицированный персонал в дошкольное образование можно привлечь в первую очередь достаточно высоким и стабильным заработком.
По словам председателья обкома профсоюза работников образования и науки Антонины Гудковой, несмотря на обещания, в законопроект «Об образовании в РФ» соответствующие «зарплатные» предложения так и не вошли. В результате сотрудники сельских детсадов лишаются льгот на услуги ЖКХ, внеочередного права устроить ребенка в садик, права на гарантированную систему оплаты и т.д.
Но все же и здесь есть прогресс: в среднем по области зарплата сотрудников ДОУ приблизилась к зарплате школьных учителей и составляет около 16 тыс. рублей. Но по губернским территориям картина значительно отличается. Например, в Отрадненском, Северо-Восточном и Северном управлениях с кадрами и зарплатами все в порядке. Отсюда и победы в конкурсах профмастерства, и инновационные разработки. А вот в крупных городах зарплата воспитателей ниже, чем в сельской местности, за счет различных надбавок. При этом кадровый потенциал - выше. В Тольятти педагогов с высшим образованием более половины, в Самаре - 46%. А на юге области этот показатель и того ниже - всего 30%. Причем высшую квалификационную категорию здесь имеют менее 6% педагогов. В некоторых детсадах работают люди вообще без спецобразования. Потому и зарплата здесь тоже низкая.
«У меня пятеро детей, которые посещали детсады и советского образца, и современные, - рассказывает главный редактор журнала «Мир ребенка» Ирина Кокорева. - Есть возможность сравнивать. И не всегда это сравнение в пользу нынешнего дошкольного образования. Раньше подготавливали ребенка к школе в соответствии с едиными требованиями, которые предъявлялись в целом к системе образования. Сейчас программ чрезвычайно много, а проверить их уровень чрезвычайно сложно. Можно говорить о том, что наши детские сады не гарантируют качественной подготовки к школе. К тому же нынешнее положение с детскими садами лишает родителей права выбора и самого учреждения, и программы, которую они бы предпочли».
Сейчас к решению проблемы доступности качественного дошкольного образования активно подключаются и другие ведомства. Министерство строительства и ЖКХ взяло на себя обязательства по возведению нескольких детских садов. В министерстве социально-демографической и семейной политики лоббируют принятие нормативно-правовых актов по обеспечению молодых семей доступным жильем, предоставлению льгот воспитателям.
Владимир Классен, заместитель министра образования и науки Самарской области:
«Если с финансовым обеспечением доступности дошкольного образования все обстоит четко, в частности, определены основные этапы по ликвидации очередности в детские сады, то педагогические кадры вызывают все большую озабоченность. Практически по всей области созданы равновеликие возможности по работе и развитию детских садов. Но в южных округах губернии уровень квалификации педагогов на порядок ниже, чем в восточных, и результативность хуже. Значит, южные территориальные управления министерства действуют слабее. Наши приоритеты в работе дошкольных учреждений — доступность, качество, вариативность».
Антонина Гудкова, председатель обкома профсоюза работников образования и науки:
«Наряду с нехваткой мест в детских садах, которая в ближайшие год будет решена, больше всего всего беспокоят новые стандарты дошкольного образования. Там главное правило — образовывать играючи, чтобы ребенок как бы не замечал самого процесса обучения. А потом этот ребенок приходит в первый класс, где уже действуют жесткие ФГОСы. Уроки, перемена, дисциплина. В результате многие дети, пройдя курс дошкольного образования в детском саду, оказываются не готовыми к школе. Кстати, я против и такого социального партнерства, в ходе которого люди просто «выколачивают» лицензии на негосударственный детский сад».
Aвтор: Владимир Комин