Инвестиции в строительство нового терминала и реконструкцию аэропорта изменят его провинциальный облик. Каким он будет?
Напомним, губернские власти заявили о планах реконструкции аэропорта за счет федерального бюджета еще в 2007 году. Тремя годами позднее транспортный объект передали в собственность области. В конце 2011 года ОАО «Кольцово-Инвест» (входящее в состав ГК «Ренова») выиграло конкурс по реализации инвестиционной программы развития аэропорта «Курумоч». Уже 17 января 2012 года между «Корпорацией развития Самарской области» и ЗАО «Курумоч-Инвест» было подписано инвестиционное соглашение о реализации проекта строительства нового аэровокзального комплекса. «При выборе инвестора, в первую очередь, важны финансовое положение и техническое решение. В данном случае нам предложили наиболее удобную площадку. Другие инвесторы предлагали нам места для строительства терминала там, где не был решен вопрос владения участками под застройку, - отмечает генеральный директор ОАО «Корпорация развития Самарской области» Ольга Серова.
Спустя почти год перспективы реконструкции и обновления систем давно нуждающегося в этом аэропорта уже не кажутся призрачными, а обретают вполне четкие очертания. Во многом подобным «скорым» решениями поспособствовал главный и основной «рычаг» всех планов по нововведениям последнего времени в Самаре – предстоящий чемпионат мира по футболу. Даже на фоне назначенного на эту пятницу конца света 2018 год уже не кажется «дальней» перспективой. Мундиаль значительно повлияет на развитие самарской инфраструктуры – ведь обязательным условием FIFA для проведений матчей чемпионата мира стало наличие в принимающем городе современной транспортной системы, которая немыслима без аэропортного узла, отвечающего всем международным стандартам.
К работам по реконструкции «Курумоча» специалисты приступят уже в апреле 2013 года. Строительство первой очереди объекта планируется завершить к концу 2014 года: подразумевается строительство нового пассажирского терминала, грузового комплекса, привокзальной площади и фронта подъезда к терминалу, взлетно-посадочной полосы. В бюджет проекта первой очереди заложена сумма в размере 6 миллиардов рублей.
С 29 июня 2012 года генеральным директором аэропорта является Николай Ульянов, который в настоящее время также занимает должность генерального директора ОАО «Кольцово-Инвест».
Основные акционеры ОАО «Международный аэропорт «Курумоч»:
- ЗАО «Курумоч-Инвест» (входит в ГК «Ренова») — 71, 1773%;
- ОАО «Корпорация развития Самарской области» (подконтрольна правительству Самарской области) — 25,0114%.
Второй этап модернизации аэропорта подразумевает расширение пассажирского терминала до площади 60 тысяч квадратных метров, грузового терминала – до 60 тысяч кв. м, возведение отеля. В планах также значится модернизация инженерных систем и коммуникаций аэропорта, реконструкция административных зданий и базы наземного обслуживания. Вторая очередь будет сдана уже непосредственно в 2018 году. Суммарные же инвестиции в проект составят более 12,3 миллиарда рублей.
Новый терминал будет распложен в 700 метрах от действующего аэропорта, который, впрочем, тоже не забыт. Несмотря на то, что после возведения и ввода в эксплуатацию нового терминала старый ждет неминуемое закрытие, пока что «Курумоч» ждет реконструкция, на которую будет затрачено порядка 100 миллионов рублей. Площадь нового терминала составит 40 тысяч квадратных метров, а пропускная способность – более 3,5 миллиона человек в год. С подобными показателями необходимость в старом здании аэропорта просто отпадает. Его повторное открытие потребуется лишь в знаковом 2018 году, во время проведения матчей чемпионата мира по футболу, когда пассажирские потоки увеличатся в разы. После окончания чемпионата старый терминал будет закрыт и перепрофилирован в офисное здание.
Международный аэропорт города Самары «Курумоч» расположен в 35 км к северу от Самары, в поселке городского типа Береза. Аэропорт построен еще в конце 1950-х годов, официальной датой его образования считается 19 декабря 1957 года. В 2010 году впервые с середины 1990-х годов годовой пассажиропоток аэропорта перешагнул полуторамиллионный рубеж и с тех пор держит эту планку.
Пассажирский комплекс аэропорта состоит из трех зданий - терминал вылета внутрироссийских и международных рейсов в основном здании аэровокзала, терминал прилета внутрироссийских рейсов и терминал прилета международных рейсов - общей площадью 12 380 кв. м. Пропускная способность аэровокзального комплекса составляет 750 пассажиров в час.
Важно и то, что вместе с аэропортом развиваться будут и прилегающие к нему территории. Рядом с «Курумочем» будут построены новая гостиница, бизнес-центр, железнодорожный терминал и многоуровневая парковка. Внешний облик аэропорта, по словам разработчиков, также должен быть современным и отвечать стилю «хай-тек», передавать ощущение полета - обтекаемая форма, плавные линии стен, элегантная форма. Авиационные мотивы подчеркнут и материалы фасада и отделки здания – стекло и алюминий. Несмотря на значительные размеры аэропорта, он не будет восприниматься тяжеловесным или массивным – и в этом легко можно убедиться, взглянув на эскизы и 3D модели здания.
Максимальная высота здания в центральной части составит порядка 30 метров. Согласно плану, аэропорт будет иметь 3 уровня. На первом этаже будут расположены залы прилета/вылета общедоступной зоны, включая зоны регистрации, оформления и выдачи багажа, паспортного и таможенного контроля, выхода на посадку и т.д. При этом учтено примыкание к зданию пешеходного моста, который в будущем должен соединить терминал с гостиницей, бизнес-центром и паркингом. На втором этаже «сядут» офисные и технологические помещения, зона трансфера, распределительные галереи и пешеходные мосты к телепортам. На третьем этаже предполагается наличие совместного для МВЛ и ВВЛ участка предполетного осмотра, зон таможенного и паспортного контроля по вылету, зон ожидания, зон трансфера, офисных помещений.
Как отметил министр транспортных и автомобильных дорог Самарской области Иван Пивкин, на строительство аэровокзального комплекса бюджетные средства привлекаться не будут – расходы по строительству в полном объеме лягут на плечи инвесторов. Тем не менее, согласно региональной программе развития пассажирских перевозок, за счет областного бюджета планируется строительство новой четырехполосной подъездной дороги к аэропорту со стыковкой ее с железнодорожной линией. Также на стадии рассмотрения находится вопрос о доставке пассажиров из Самары и Тольятти к аэропорту аэроэкспрессом или скоростными электропоездами РЖД.
Закономерным является вопрос – после всех проведенных работ отразятся ли подобные затраты на стоимости авиауслуг? Как заверил сомневающихся руководитель УК «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский, «граждане практически не почувствуют повышения цен, так как рост тарифов, если и будет, то весьма незначительный. Качество оказываемых услуг растет, соответственно, растет на них и спрос, к которому авиация крайне чувствительна. Чем больше поток пассажиров – тем дешевле билет на самолет».
Евгений Чудновский, генеральный директор ОАО «Аэропорт Кольцово», руководитель управления корпорации «Аэропорты регионов»: «Для нашей компании аэропорт «Курумоч» считается самым интересным и трудоемким проектом. Уже сейчас можно прогнозировать, что это будет один из самых лучших и современных терминальных комплексов в России. А с точки зрения пассажиров, еще и очень удобным. Новый терминал будет «интуитивен» и прост в перемещении, высокотехнологичен. При строительстве будут учтены многие нюансы: от кондиционирования воздуха до двухуровневой системы сортировки багажа и топовой досмотровой системы. Пассажиропоток «Курумоча» должен стать одним из самых высоких в стране – около 3,5 миллиона человек. По комфорту и дизайну он не должен уступать европейским аэровокзалам».
Автор: Максим Пономарев