Пятничный вечер. На часах 22.00, мы вместе с инспекторами шестой роты полка ДПС Николаем Барановым и Фанзилем Яппаровым встретились у торгового центра на ул. Авроры. Время выбрано не случайно. Именно сейчас некоторые подвыпившие самарцы начинают собираться по домам.
За окном проплывают улицы вечернего города - Авроры, Партизанская, Дзержинского, Аэродромная, Революционная, Гагарина... По пути инспекторы внимательно следят за встречными машинами. Не едут ли они слишком быстро, соблюдают ли разметку, включены ли габаритные огни, не мотает ли машину влево-вправо, и т.д. То есть высматривают признаки того, что за рулем сидит нетрезвый водитель.
Но нарушителей пока не видно. Тогда сотрудники инспекции решили припарковать патрульный автомобиль недалеко от ночного клуба на Революционной. Николай остался в машине - следить за обстановкой в городе, слушая сообщения по рации, а Фанзиль Яппаров и Дмитрий Кипятков (он к нам присоединился незадолго до этого) вышли на дорогу и начали методично тормозить все проезжающие машины. Новые и старые, иномарки и отечественные авто.
К слову, водители, узнав, что проводится операция «Контроль трезвости», с пониманием относятся к вынужденной остановке. Но, как рассказал нам Фанзиль Яппаров, помимо вышеназванной акции могут быть и другие причины для остановки. Например, сейчас много угоняют Priora, «14-ю» и Land Cruiser, в связи с чем инспекторы проверяют документы на машины.
То без ремня, то с топором
Из нескольких десятков остановленных автолюбителей лишь один нарушил правила - ехал непристегнутым. На 22-летнего парня оформили протокол, предварительно пригласив его в патрульную машину.
На мой вопрос, почему он допустил нарушение, ответил, что забыл, а затем прочитал мне целую лекцию о том, что ремень может быть одинаково полезен и опасен.
- Когда-то он помогает уберечься от ушибов и травм, а когда-то может и к смерти привести, - заявил парень, забирая протокол.
Николай Баранов в свою очередь отметил: некоторые действительно так ездят, пока не заметят патруль, после чего начинают судорожно пристегиваться. И у каждого такого водителя обязательно найдется веская причина не пристегивать ремень безопасности. Мол, случись ДТП, так пристегнутый из машины и выбраться не сумеет.
Пока на улице нет машин, спрашиваю Николая: как реагируют подвыпившие автомобилисты на попытку их остановить?
- Много случаев, когда водители не останавливаются вообще и пытаются скрыться. Кто-то спокойно реагирует, а некоторые и в рукопашную могут пойти, но большинство ограничивается оскорблениями, не стесняясь употреблять при этом нецензурную брань, - говорит инспектор.
В последнем мы смогли убедиться, просмотрев несколько видеозаписей, на одной из которых на протяжении четырех минут мужчина с восточной внешностью, находящийся в сильном подпитии (сомнений в этом не было), посылал по матери инспекторов, а порой пробовал распускать руки.
По словам Николая, уголовная ответственность за оскорбление сотрудника ДПС есть, но инспекторы обычно стараются быстро гасить конфликты.
- Хамит каждый второй. Водители на дороге сейчас злее стали, - сетует Баранов. - Не уважают ни других участников движения, ни сотрудников полиции, будто кругом одни враги. У людей чувствуется какое-то моральное опустошение.
Прошлой осенью был один из ряда вон выходящий случай, произошедший с коллегами. Автомобиль, где, предположительно, был нетрезвый водитель, пытался уйти от преследования, однако инспекторам удалось его догнать. Но пока инспектор общался с водителем, пьяный пассажир взял из машины топор и ударил его в спину. Против нападавшего возбудили уголовное дело и осудили. Тогда мы поинтересовались, как себя ведут пьяные дамы за рулем и как часто они попадаются.
Как выяснилось, такие случаи бывают редко, обычно леди ведут себя адекватно, но есть и такие, что плачут, умоляют их простить и отпустить, встречаются и истерички, которые могут и наброситься на инспектора с кулаками. Самое частое оправдание - я пил, но вчера. И это при том, что на ногах они уже еле стоят.
Тут к машине подошел Фанзиль Яппаров и сказал, что раз сейчас здесь мало кто будет ехать, то нужно поменять дислокацию. Что мы и сделали - отправились на улицу Партизанскую, где остановились напротив дома №46.
Профессия такая - всех подозревать
Здесь поток машин был интенсивнее. Да и место это инспекторы выбрали потому, что обычно именно по Партизанской ретируются подвыпившие водители, стремящиеся, как говорится, проехать до дома «огородами», не нарвавшись на полицейских, заметил Дмитрий Кипятков.
И действительно, мы очень быстро заметили подозрительного водителя. Им оказался рулевой черной «Волги». Ехал, что называется, слишком вольным стилем.
- Я не понял даже, за что меня остановили, - неестественно протянул фразу субтильный мужчина средних лет, присаживаясь в патрульный автомобиль.
На что ему Фанзиль Яппаров заявил: «Профессия у нас такая -всех подозревать». После чего попросил сделать нехитрые упражнения - разжать и сжать в кулаки пальцы на руках, а затем проверил у водителя пульс и посветил фонариком в глаза.
Увидев это, пассажиры «Волги» бросились к полицейской машине - женщины стали упрашивать инспекторов понять и простить их друга, а еще один товарищ стал кому-то звонить, а потом предлагал Яппарову взять телефон и с кем-то поговорить.
Впрочем, инспектор не обратил на это никакого внимания и предложил задержанному мужчине пройти освидетельствование. По закону он мог выбрать - либо ехать в больницу к врачам, либо отказаться от него. На очередной вопрос «зачем все это» водителю объяснили, что есть основание предполагать у него наркотическое опьянение. И перечислили симптомы. Это неадекватное поведение на дороге, нарушение речи, неестественный цвет кожи, зрачки, не реагирующие на свет, а пульс - как у человека, пробежавшего стометровку.
Водитель долго не мог определиться - ехать ему к врачам или все же отказаться. Но под нажимом своих товарищей принял решение в пользу последнего. Это было засвидетельствовано двумя понятыми, которыми стали другие остановленные водители.
Пробив «отказника» по базе данных на неоплаченные штрафы, узнали, что таковые у него имеются. И за это также на него оформили протокол. После чего водитель и вся его компания, поймав такси, поехали по своим делам.
В ожидании потока машин инспекторы пояснили, что в большинстве случаев водители отказываются проходить освидетельствование - так хоть на учет в наркодиспансер не поставят, а то можно без прав остаться минимум на полтора года. Впрочем, некоторых это не останавливает - ездят и без прав, правда, до первого инспектора. Отсидят 15 суток, а потом снова садятся за руль...
No comments
Тут нам по рации доложили, что пост в районе Московского шоссе и XXII Партсъезда задержал автомобиль с нетрезвой барышней за рулем. Как оказалось, употребив алкоголь дома со своей подругой, в час ночи зачем-то отправились искать магазин, где можно было бы купить еще горячительного. И нарвались на патруль. От медицинского освидетельствования женщина отказалась. Пожелав с ней поговорить, мы подъехали к месту задержания. Однако миловидная и веселая блондинка замахала на нас руками, а на все заданные вопросы заявила: «No comments».
В общем, за одну смену «Контроля трезвости» каждый экипаж останавливает около 500 машин. Из них около пяти водителей оказываются под подозрением.
Справка
Всего за временной промежуток с 17.00 пятницы до 3.00 субботы постами ДПС ОГИБДД УМВД России по г. Самаре остановлено 20 подозрительных водителей. Большинство из них отказались от освидетельствования. Как заверяют инспекторы, это дает 90-процентную уверенность в том, что такой водитель находится в состоянии либо алкогольного, либо наркотического опьянения.
Операция «Контроль трезвости» на территории городского округа проходит с 10 января по 1 марта.