В причинах детского нежелания «грызть гранит науки», а также в способах мотивации ребенка на учебу разбирался корреспондент городского портала Samara24.
В причинах детского нежелания «грызть гранит науки», а также в способах мотивации ребенка на учебу разбирался корреспондент городского портала Samara24.
Как ни странно это прозвучит, но современные дети часто не хотят учиться по очень простой причине: они совершенно не знают, для чего это нужно. Будущее в их представлении – некий призрак, и о последствиях плохой учебы, которые проявятся во взрослой жизни, ребенок просто не задумывается. Выход, конечно же, есть, но над решением проблемы с учебой родителям придется немало поработать.
К сожалению, взрослые часто допускают одну и ту же ошибку – им кажется, что дети будут их слушаться только потому, что они говорят правильные вещи. Однако ребенок не понимает наставлений: «Ты должен учиться, потому что это твоя обязанность, такая же, как обязанность взрослых – работать».
Каждый ребенок - маленькая, но уже личность. Поэтому не стоит забывать, что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход.
Причины нежелания учиться в школе могут быть разными. Кто-то из детей ленив или неусидчив по природе; кто-то не видит смысла в учебе, думая, что мама и папа всегда все дадут и так; кто-то разочарован, что родители не ценят его усилий; а кто-то обретает стремление учиться только после школы, когда выбрана профессия по душе и позади ненавистные уроки физики или истории.
Конечно, лучший выход из тупиковой ситуации с нежеланием корпеть над уроками – сходить вместе с ребенком к психологу, в индивидуальном порядке оценить его реальные способности, выяснить, к чему он склонен и что могло бы его сподвигнуть получать удовольствие от процесса учебы и от новых знаний.
Как делать уроки
Если ребенок что-то никак не понимает, какое-то время вам придется делать уроки вместе. Да, придется потратить время и нервы, но результат будет. Итак, ребенок должен:
– Прочитать упражнение или задачу.
– Закрыть учебник и, понимая, о чем идет речь, пересказать это задание, объяснить то, что требуется сделать.
– Рассказать правило, на котором основано это задание, при необходимости найти это правило в учебнике этого или предыдущего года.
– Сделать или попытаться сделать задание самостоятельно. Не получилось? Проверьте сделанное ребенком и помогите выполнить задание, как нужно.
– Самостоятельно придумать и сделать по аналогии еще одно задание, очень похожее на то, что из учебника.
Вариантов поведения родителей в борьбе за успеваемость чада не так уж и много. Какой лучше, решать только самим родителям.
1. Если ребенок не хочет учиться, а ценность образования представляется родителям безусловной, значит, его нужно просто заставить. Есть проверенная веками система поощрений и наказаний под названием «кнут и пряник». Если применять ее творчески, можно добиться неплохих результатов в управлении процессом. Потом чадо повзрослеет, поймет, что к чему и еще будет благодарно родителям за то, что не обращали внимания на его капризы.
2. Ничего не бывает просто так. У «нехотения» всегда есть конкретная причина. Возможно, ребенку не подходит эта программа, эта школа, эти учителя. Он не может и не хочет усваивать знания в одной форме, но, вполне вероятно, захочет, если эту форму поменять. По-настоящему заинтересованные в качественном образовании ребенка родители должны искать, пока не найдут нужное решение, чтобы интерес ребенка к учебе восстановился.
3. Не нужно давить на ребенка, а также экспериментировать на нем и перетаскивать его из школы в школу. Он личность, а не объект приложения наших амбиций. Вспомните, как вы сами ненавидели правила синтаксиса, химию галогенов или решение квадратных неравенств. Школьное образование — это еще не все. Пусть занимается тем, что ему нравится, и ищет себя. В конце концов, со временем он сам во всем разберется.
Единственный выход для дотошных родителей – завоевать авторитет в глазах ребенка и собственным примером при каждом удобном случае показывать ему, что знания и образование делают жизнь человека интереснее, красочнее и насыщеннее. Беседовать нужно на понятном ребенку языке. Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте все, что его заинтересует – словом, ищите, что может затронуть душу юного искателя, что ему будет по-настоящему интересно.
Например, подросток захотел стать богатым и мечтает о бизнесе, смутно при этом представляя, что это такое. Поддержите его мечту, но сумейте доказать, что бизнес – это:
1. Знание свода законов, экономики, элементарной теории бухгалтерского учета. Вывод: учи математику и основы права.
2. Правильное понимание ситуации и поступков людей. Что нужно, чтобы стать знатоком человеческой натуры? Большой опыт общения с совершенно разными людьми. Вывод: запишись в кружок или в спортивную школу, ходи на факультативы, в музыкальную или художественную школу.
3. Управление в интересах дела и большой груз ответственности за подчиненных тебе людей. Для этого нужно изучать точные науки и психологию. Вывод: читай специальную литературу, и возьми шефство над младшим братишкой.
Подросток должен понять, что без всех этих навыков организовать собственный бизнес будет очень сложно, и надо развиваться, учиться не для родителей, а для себя. Главное, чтобы у него была мечта, которую очень-очень хочется осуществить. Поддерживайте его, мечтайте вместе, в деталях представляя, как он приедет на работу на дорогой машине, войдет в собственный офис с кожаной мебелью и будет вести важные переговоры, а потом заработает столько денег, что купит себе сто тысяч планшетов! Пусть это кажется наивным, но это – цель.
Но даже если ребенок не стремится получать хорошие отметки в школе, это еще не повод считать его безнадежным. Мир не ограничивается одной только школой. Важнейшая задача взрослых - показать ребенку великое разнообразие окружающего мира и его возможностей, привить сыну или дочери правильное мировоззрение и помочь выбрать собственный путь в жизни. Пусть даже он и не такой, как хочется вам.
С использованием материалов shkolazhizni.ru, snob.ru