Этим летом навестила своих друзей в Подмосковье. Последний раз мы с ними виделись, когда моя подруга была беременна первым ребенком. Сейчас ее второй дочери уже год. Гуляем по скверу, делимся последними новостями и планами на жизнь. Разговор неуклонно перетекает в детскую тему. «Трудно вам с двумя-то», – сочувствую я. «Да что ты! – отмахивается подруга. – Наши дети по любви, а не как у наших соседей – ради материнского капитала». Да, моя подруга из тех мам, считающихся ныне старомодными, которые осуждают зачатие второго ребенка ради финансовой выгоды. «Над детьми мы особенно не трудились, не высчитывали овуляцию, не принимали специальных поз для зачатия, – говорит она. – Дети пришли в нашу семью тогда, когда это было нужно. Если будут еще – значит, такова судьба. Воспитаем всех, благо и я, и муж сейчас имеем хорошую работу».
По мнению моей подруги, рожать ребенка, чтобы получить на него от государства какие-то деньги, неправильно. Это порождает потребительское отношение к малышу. Впрочем, на форумах мамочек эта тема стоит тоже довольно остро. «Я по доброй воле ни за что бы не стала рожать второго: слишком тяжело протекала первая беременность, да и сами роды были с осложнениями, – жалуется Flor1984. – Но муж уговорил. Мы живем в хрущевской «однушке», втроем там тесновато. Надеюсь, что рождение второго сына позволит нам решить жилищный вопрос». «Решать за счет ребенка свои проблемы низко и подло, – отвечает ей другая мама pOlechka. – А если завтра за убийство ребенка тоже будут давать деньги, что – кинетесь резать своих?»
В вопросе получения единоразового государственного пособия на рождение второго ребенка множество аспектов, и два из них – социальный и этический – сталкиваются особенно сильно. «По сути речь идет о том, что в нашем государстве нет внятной семейной политики, а есть лишь политика демографическая, которая направлена на численное увеличение населения, а не на развитие «семейной» инфраструктуры, – считает юрист Марина Поддольская. – Что остается гражданам? Только принимать условия игры».
Тем не менее каким-то образом менять свою деятельность государство не собирается. «Сегодня две трети российских семей имеют только одного ребенка, следовательно, нам необходимо и дальше продолжать политику стимулирования рождения вторых, третьих и последующих детей, сделать приоритетной поддержку многодетных семей», – заявила в интервью журналу «Православное образование» председатель Координационного совета при президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей Валентина Матвиенко. А это значит, что игра продолжится, и люди снова будут рождать ради денег или других благ, обещанных государством.
Однако семейные психологи считают, что проблема «денежных» детей лежит намного глубже. «Сегодня в нашей стране происходит процесс обесценивания личности как таковой: упрощается образование, корпоративная культура на многих предприятиях направлена не на развитие, а на подавление индивидуальности, – поясняет семейный психолог Наталья Дрозд. – Поэтому люди сегодня готовы играть любые роли, лишь бы получать за это бонусы. И видеть в своем ребенке «золотую несушку» они тоже готовы».
По сути, материнство и отцовство становится своеобразным рычагом вымогания пряников у государства. «Это все больше походит на сделку: ты мне – прирост населения, я тебе – деньги на новую квартиру, – продолжает Наталья Дрозд. – И тот факт, что сегодня существует серьезная проблема с устройством ребенка в садик, а в самом ближайшем будущем она коснется и школ, – говорит о том, что государство, как тот мавр, сделало свое дело и может уходить, а родители остаются один на один с проблемами, неизменно возникающими при увеличении семьи». Отсюда, по мнению психологов, и произрастают негативные настроения в семьях. «Родители чувствуют себя обманутыми, начинают срываться на детей, начинают думать, зачем мы пошли на это, – делится опытом детский психолог Ольга Ручинская. – В результате малыш чувствует себя виноватым в том, сути чего он не понимает. А это порождает большие комплексы».
На защиту этической стороны вопроса становится, как ни странно, Русская православная церковь. В «Основах социальной концепции Русской православной церкви», документе, принятом на Архиерейском Соборе 2000 года, говорится: «Принижение социальной значимости материнства и отцовства приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза; оно также способствует отчуждению и развитию антагонизма между поколениями». Приводятся даже слова пророка Давида: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева» (Пс. 126, 3).
«У меня есть брат и две сестры, – рассказывает мой сосед 56-летний Игорь. – Все детство жили в «двушке» на ЧТЗ, в тесноте, как говорится, да не в обиде. Все семейные дела – только вместе, помогали друг другу, учились считаться с чужим мнением. А сейчас что? Дети закроются в своей комнате и творят, что хотят, а родители и рады: лишь бы им не мешали сериалы смотреть». Такая разобщенность, по мнению Игоря, ослабляет семью, как и появление в ней малыша ради экономической выгоды.
Тем не менее однозначного ответа на вопрос, нужно или нет рожать второго, третьего, четвертого ребенка, чтобы получить от государства некоторые бонусы, – не найти. Видимо, каждый должен решать это, исходя из своих личностных установок.