Политика Послание губернатора Самарской области Николая Меркушкина. Часть четвертая.

Послание губернатора Самарской области Николая Меркушкина. Часть четвертая.

samregion.ru

Глава области Николай Меркушкин выступил с Посланием к депутатам губернской думы и жителям региона 26 декабря 2013 года на расширенном заседании регионального парламента. Портал Самара24 публикует стенограмму Послания в четырех частях.

«ЕДИНСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛАСТИ – ЗАЛОГ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Конкурентоспособность региона определяется, прежде всего, эффективностью власти. У нас этой эффективности пока явно не хватает. Очень часто от чиновников разного уровня приходится слышать: «Это не наша компетенция». Но простому человеку некогда и незачем разбираться – где чья компетенция.

Власть должна служить людям, не закрываясь стеной бюрократического крючкотворства. Поэтому приведение всей системы власти к единому знаменателю, формирование единого, слаженного и эффективного механизма управления – наша главная политическая задача на 2014 год. Не сделав это, нам не решить тех проблем, о которых я говорил ранее.

Основа для решения этой задачи есть. Сегодня растет доверие людей к власти. Но очень часто люди пишут Губернатору потому, что на месте те проблемы, которые могут решаться местной властью, не решаются. Органы власти не должны ждать, когда к ним кто-то придет. Нужно самим идти к людям, решать их конкретные вопросы. Только так можно растопить лед недоверия между обществом и властью. А то ведь что получается – вот в Сызрани, приехал, провожу встречу с населением. Местная власть сидит в президиуме, встает человек, поднимает вопрос. А глава города: «Вы завтра придите ко мне, объясните, что там, и мы посмотрим, что будем делать». Следующий встает, и опять - «Вы завтра придите ко мне». Следующий – и то же самое. А чем же местная власть занималась в течение последних пяти лет?

Кое-что в этом направлении уже сделано. В Тольятти очень активно работали выездные приемные Правительства. Благодаря участию министров многие решения принимались прямо там, на месте. И отношение жителей к власти стало меняться, что и отразили итоги выборов.

В этом году мы прошли через целую полосу очень серьезных выборных кампаний, в них почти миллион избирателей участвовало – в Тольятти, в Сызрани, в Чапаевске, в других городах и районах. Они показали, что тренд на атомизацию общества, на сокращение общественной поддержки власти, который был характерен для Самарской области в прежние годы, можно преодолеть. Но мы должны понимать, выборы – это аванс доверия. Обмануть надежды людей мы не имеем права. Уже осенью нужно отчитаться о том, что сделано и что делается для реализации предвыборных обещаний. Особенно хочу сказать по Тольятти. Сергей Игоревич (Андреев), я был о Вас очень хорошего мнения, но сейчас я Вас не понимаю. Это что, мы людям столько наговорили, вдохнули в них надежду, люди практически преобразились, а в бюджете у Вас по реализации этих обещаний – нуль. Это что же, мы ничего не хотим делать для того, чтобы проблемы, которые ставили люди, решались? Понятно, там не только бюджет города должен участвовать. И мы сейчас добавили Тольятти почти 3 млрд. рублей, чтобы были и три поликлиники, и ФАПы, и многое другое. Но благоустройством-то должна заниматься местная власть.

В городах и районах области часто приходится слышать от людей: «Заставьте наших руководителей работать или поменяйте их!» И слышать по главам, которых избирали всего 2-3 года назад. В том же Безенчуке на встрече вообще весь зал кричал: «Поменяйте нам его». А как поменять, если два года назад на выборах за него голосовали 74%. Так было и в Сызрани, и в Жигулевске, и в других местах. Так происходит там, где главы, считая себя политиками, слишком много думают о выборах, забывая о хозяйстве, о делах. Поэтому вопросы реформы местного самоуправления вынесены на самый высокий уровень. Президент России Владимир Владимирович Путин в своем Послании поставил задачу привести ситуацию в местном самоуправлении в соответствие со здравым смыслом. Президент поставил задачу этот вопрос осмыслить общественным организациям, ассоциации органов местного самоуправления, экспертам.

Местное самоуправление должно быть там, где люди общаются с властью лицом к лицу, а не по телевизору или Интернету. Только там самоуправление обретает свой подлинный смысл, не превращаясь в формальность или имитацию, не выходя за пределы своих финансовых возможностей. Местное самоуправление на самом деле должно быть максимально приближено к людям. Мы сделали социсследование буквально на днях, и оно показало – местное самоуправление в больших городах очень далеко от людей. Люди считают, что надо дать больше полномочий районам города. Человек ведь не хочет писать Губернатору, не хочет приезжать в администрацию города, в центр, он хочет, чтобы его вопросы решались на месте, рядом. И если мы сможем так выстроить эту систему, настроение людей будет другое. Нам исключительно важно в 2014 году с учетом самых широких слоев населения правильно выстроить структуру местного самоуправления и государственной власти на местах, ведь лучше нас никто этой специфики не знает. Поэтому я бы попросил депутатов Губернской Думы и Вас лично, Виктор Федорович (Сазонов), конечно, с экспертами, с Администрацией Губернатора отрегулировать это положение в интересах области, в интересах дела, в интересах будущего нашей губернии. Конечно, через колено ломать тут тоже нельзя, есть определенные сложившиеся традиции, но местная власть, местное самоуправление должны быть ближе к людям.

Без инициативы самих людей проблем во многих отраслях просто не решить. Самоорганизация людей, объединение усилий, соучастие в выработке и принятии решений, или, как на Западе говорят, краудсорсинг, это сегодня ключевое понятие в экономике и в процессах развития. Оно является важнейшим ресурсом повышения конкурентоспособности предприятий, регионов и целых стран.

Естественно, в данном случае речь идет о нашей области. И идти здесь надо от жизни. У нас уже появилась новая форма самоуправления – общественные советы районов. Мы это видели в Тольятти, я это видел в Новокуйбышевске. Они работают в микрорайонах, создают внутриквартальные объединения, взялись за такие проблемы, как благоустройство территорий, проблемы ЖКХ, неплатежи по квартплате. Это хорошее начинание, и нам надо его всячески поддерживать, в том числе и материально. Как за счет бюджета, так – и из отчислений, поступающих на счета единого рассчетно-кассового центра, создаваемого сейчас на областном уровне. Кстати, что касается рассчетно-кассового центра, ряд регионов создали такие центры 10-12 лет назад. Они позволяют видеть все платежи и прохождение любых денег в ЖКХ. В Самаре это осознанно не делали для того, чтобы, наоборот, никто этих потоков не видел. Сейчас центр создается, но с очень большим опозданием, эту работу нужно ускорить.

В текущем году была введена система стимулирующих субсидий местным бюджетам, предоставляемых с учетом выполнения показателей социально-экономического развития. За 10 месяцев этого года на эти цели из областного бюджета было выделено 2,7 млрд. рублей. При этом мы на 5% превысили тот план, который определили в начале года. А, например, Кошкинский район перевыполнил план не на 5%, а на 37%. Если бы все районы сработали как Кошкинский район, муниципалитеты получили бы больше 1 млрд. рублей дополнительных денег. При этом Самара план не выполнила, у нее показатели – 99%, а Тольятти чуть-чуть перешел плановый рубеж. Мы будем и дальше использовать этот механизм и увеличивать размеры поддержки муниципалитетов, доведя их в 2014 году уже до 3,5 млрд. рублей.

Вместе с тем, соучастие граждан в управлении предполагает совсем иной уровень компетентности наших граждан. А у нас многие не имеют представления о том, чем занимаются органы власти. Немало не только рядовых граждан, но и руководителей, кто не читал Посланий Президента и Губернатора, не говоря уже о нормативных актах, которые напрямую касаются самих людей. Наша общая задача, и министерств, и органов местного управления, – очень активно делать все, чтобы наши люди осмысливали, осознавали, понимали, что хочет власть, что она делает, и какое участие в этом может принять сам человек. И если мы сможем сформировать такое единое, сплоченное общество в течение 2-3 лет, то мы точно будем конкурентоспособны, то точно мы обойдем многих других, то точно у нас будет успех.

И, конечно, колоссальная роль в формировании гражданской культуры принадлежит средствам массовой информации. К сожалению, нередко журналисты сами слабо ориентируются в содержании тем, о которых пишут и снимают свои репортажи. У многих отсутствует авторская позиция, а острые вопросы, та же коррупция, почти замалчиваются. Мы провели исследование на днях, и спросили людей по поводу вопросов борьбы с коррупцией. И я снова был удивлен. Общий фон вроде неплохой: число тех, кто считают, что власть борется с коррупцией, за год увеличилось на 12%. Но когда стали спрашивать людей о примерах такой борьбы – никто ничего не знает. По самым громким делам уровень информированности 0,4-0,8%.

Только 1% слышали, что были квартирные махинации, и виновных посадили. И все. Вот как до людей доводим то, что надо знать. Потому что, если люди будут знать, то будут верить, что это зло можно победить. Я не раз говорил прессе – как же так, почему молчим? А журналисты отвечают – у нас со всеми договора и везде табу, везде надо подать так, как устраивает хозяина договора. Ни о какой демократии в области в таком случае говорить не приходится. Демократия только там может быть, где на самом деле есть четвертая власть. Мы все заинтересованы в том, чтобы поменять ситуацию. Мы готовы выделять СМИ гранты за раскрытие актуальной проблематики и социально-значимых тем. Но хотим видеть в этих материалах настоящий профессионализм, компетентность и, самое главное, объективность.

В этом году грантовая поддержка стала применяться и по отношению к гражданскому сектору в целом. Такая форма работы дает неплохой эффект – ведь речь идет о выделении бюджетных средств не просто на какие-то структуры, а под конкретные социально-значимые мероприятия, проекты. Общественные организации Самарской области получили в этом году субсидии из федерального и областного бюджета на 55 млн. рублей. Это самый большой объем финансирования в ПФО. Но нужно понимать, бюджет не может обеспечить грантами все 4605 общественных организаций, зарегистрированных в Самарской области. Мы тоже здесь лидеры. Общественникам нужно объединяться вокруг решения общих задач. Мы приветствуем начавшийся процесс заключения договора об общественном согласии между общественными организациями области. В целом, в Самарской области гражданский сектор развит достаточно хорошо.

Общественные организации региона не только ставят перед властью проблемы, волнующие общество. Они сами принимают самое активное участие в их решении. Много у нас таких общественных организаций, активных, результативных, поэтому грантов на 55 млн рублей больше получили, чем другие. И это очень хорошо. Вместе с тем, в работе общественных организаций есть и элементы декоративности. Нередко структуры, представляющие те или иные социальные слои, на поверку оказываются лишь управленческой верхушкой, решающей свои частные задачи.

Очень много проблем у нас и в системе госуправления. Регламенты и согласования, в том числе установленные региональным законодательством, по-прежнему, превалируют над здравым смыслом. Вместо рассмотрения вопросов по существу, по простому телефонному звонку, ведомства занимаются бесконечной перепиской. В итоге, каждый прикрылся бумагой, а дело стоит. Мы теряем невосполнимый ресурс – время. Вот пример, месяца полтора назад встретились мы с Министром спорта Российской Федерации Виталием Леонтьевичем Мутко. Он спрашивает по поводу строительства велотрека, из федерального бюджета готов профинансировать, чтобы он стал всероссийским центром велосипедного спорта. Я уточняю у нас в Правительстве, что с проектом. Мне говорят: «Проект в экспертизе».

Спрашиваю: «Когда выйдет?» А в министерстве: «Мы не знаем». А экспертиза-то оказалась наша самарская, и никто не знает, сколько она будет держать – месяц, полтора. А год-то ведь уже заканчивается, значит, в бюджет этого года мы не попадаем. А попадем ли на следующий год – еще вопрос. И так везде.

Виктор Федорович Сазонов, Александр Петрович Нефедов, Дмитрий Евгеньевич Овчинников, Александр Владимирович Кобенко, прошу еще раз предметно заняться этим вопросом. Система прохождения поручений должна быть максимально упрощена. Чем проще мы сделаем, тем быстрее мы будем решать вопросы. Все знают поговорку «время – деньги», а в рыночных условиях время определяет все. Кто кого опередил, тот и первый.

В прошлом Послании я уже говорил и сейчас хочу сказать: не надо писать по любому поводу записок на 5-7 листах со ссылкой на 10 законов. Спрашивается, для чего все это, чтобы показать свою компетентность? Но не для того нужен чиновник. Он должен решать конкретные задачи, конкретные проблемы конкретных людей. Мне с этим пришлось бороться, еще работая в комсомоле. Но там реальных дел не так много было, люди, еще только начинающие, только учились управлять. Но мы же не в комсомоле работаем.

Еще одна проблема: вопрос привлечения федеральных ресурсов. В прошлом Послании этот вопрос стоял очень остро. Он для нас остается и сегодня ключевым, так как мы здесь серьезно отстали от наших соседей. Я уже называл нашу долю и сколько мы недополучали. В этом году из-за бюджетного кризиса федеральный центр уменьшил размер финансовой помощи 60 регионам России, общий объем поддержки сократился на 15%. Но нам удалось получить почти в 1,5 раза больше денег из федерального бюджета в этом году, чем в 2012 году. Это более 25 млрд рублей. И сегодня встает другой вопрос, причем он встал во весь рост – это вопрос эффективного освоения этих ресурсов, а также ритмичности работы всех исполнителей, подрядчиков, заказчиков. Он стал сейчас вопросом номер один.

Абсолютно неприемлемой является ситуация, сложившаяся в текущем году в Тольятти с ремонтом школ. Из 38 учебных заведений города, на ремонт которых выделялись средства областного бюджета, ни одно не было отремонтировано к 1 сентября. А в 8 из них к началу учебного года работы не начинались. И это при том, что деньги были выделены вовремя. Во многом схожая ситуация была и с дорогами, здесь реальные работы начались только во второй половине июля. Сергей Игоревич (Андреев), возьмите пример с Чапаевска или с Кошек, где в конце июля все работы уже были уже выполнены и главы просили дополнительных средств. Мы выделили им дополнительные деньги, еще 45 млн рублей, а у вас более 100 млн рублей так и остались неосвоенными.

Мы знаем, что работы здесь во многом были сорваны, прежде всего, «фирмами-прокладками», которые, не имели ни ресурсов, ничего, чтобы выполнять контракт. И сам факт того, что такие фирмы свободно работают у нас – это позор для власти и, особенно, для всей правоохранительной системы. Но хочу сказать, это не снимает ответственности и с администраций. У нас привыкли слишком либерально относиться к исполнению своих обязательств перед людьми, перед государством. С такой практикой пора заканчивать.

Уважаемые депутаты, мы приняли Закон «О бюджете развития», который предусматривает создание целого ряда объектов, без которых губернии просто нельзя. Это завершение станции метро «Алабинская», строительство нового дворца спорта ЦСК ВВС и 11 ФОКов, создание 5 новых поликлиник и 22 детских садов. Из этих же денег – и метрополитен. Из этих же денег – снос «гнилушек» в центре Самары. И так далее. Мы берем на себя дополнительные обязательства, и, прежде всего, по формированию доходной части бюджета. В 2014 году мы должны дополнительно заработать в консолидированный бюджет региона 8 млрд рублей. Эта нагрузка ложится не только на Правительство, но и на муниципалитеты, которые до конца января по согласованию с Минфином должны внести поправки в свои бюджеты. Им предстоит дополнительно заработать около 5 млрд рублей. И мы будем по итогам каждого месяца подводить по каждой позиции итог.

Я думаю, все вы понимаете, что с нашей стороны это очень ответственный шаг. Но мы по-другому поступить не могли. Или мы и дальше будем стоять на месте, отставать и консервировать свою отсталость, или, несмотря на эту ситуацию, будем активно двигаться вперед, догонять и перегонять тех, которые от нас ушли. Или мы решим, или подвесим вопрос, будет или не будет чемпионат мира по футболу в Самаре. Поэтому взяты очень большие обязательства, и мы будем делать все, чтобы их выполнить.

Чтобы получить эти деньги, нужно довести до логического конца работу по наведению порядка на алкогольном рынке. В этом году акцизы по алкоголю дали нам плюс 3,6 млрд. рублей. Представляете, 3,6 миллиарда только за счет наведения порядка. Если бы мы эти меры осенью прошлого года не приняли, наш бюджет не дополучил бы не 12 млрд. рублей, а примерно 16-17 млрд. рублей. Это еще больше усугубило бы положение дел. Увеличение доходов по крепкому алкоголю составило 206%, но резервы здесь огромные. Мы можем увеличить эти объемы еще в 2,5 раза. Почти половину алкогольного рынка по-прежнему составляет контрафакт, и с ним мы будем беспощадно бороться.

Нужно навести порядок и в торговле. В Самаре до сих пор более 1,5 тыс. торговых точек работают без договоров. Порядок нужен и на рынке наружной рекламы. Все незаконные рекламные конструкции нужно убрать, а с остальных бюджет должен получать деньги, как в других городах. Представляете, мы по этому году по Самаре получили практически ноль от рекламы. Чуть больше – в Тольятти. А Татарстан получил 1,9 млрд. рублей. Сопоставимые цифры по Нижнему Новгороду и так далее.

Нужно увеличить поступления в бюджет и от штрафов и санкций. По сравнению с Татарстаном мы не добираем почти 1 млрд. рублей, и не потому что у нас меньше нарушают, а потому что штрафы идут не в бюджет, а в карман. По транспортному налогу с физических лиц по сравнению с Нижегородской областью мы не добираем 700 млн. рублей. А ведь там на 100 тыс. единиц автотранспорта меньше, и у наших автовладельцев машины круче, чем в Нижнем Новгороде.

Одним из наиболее значимых резервов развития для нас является налог на имущество, исчисляемый по кадастровой стоимости. Через год он станет основой финансового благополучия всех местных органов власти. Однако нельзя просто сидеть и ждать, когда заработает новая система налогообложения. Уже сейчас по налогу на имущество физических лиц Казань зарабатывает в 2 раза, а Екатеринбург – в 3,5 раза больше, чем город Самара. Самара здесь в 1,7 раза отстает даже от Саратова, население которого на 330 тыс. меньше. И такая инертность характерна, к сожалению, для многих органов местного самоуправления.

Чтобы переломить ситуацию, нужно включить процент охвата кадастровым учетом имущества, находящегося на территории соответствующих муниципальных образований, в показатели эффективности их работы. Министерству управления финансами, Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области нужно подготовить предложения на этот счет, и согласуйте их со мной.

В 2014 году мы еще на 10% сократим расходы на управление, частично будут сокращены расходы на СМИ. И это требование распространяется на всех. Траты на пиар при нынешнем состоянии бюджетов просто недопустимы. Дмитрий Игоревич (Азаров), что город меняется, люди должны видеть воочию, а не на рекламных баннерах. А то ведь сделали дорогу – и быстрее вывешивать баннер, что мы сделали дорогу. Мы же не можем так, мы должны быть серьезней.

Нужно повысить эффективность сети всех бюджетных учреждений области. Очень много недовольства их работой. Эффективность работы всех учреждений должны оценивать потребители. Причем оценки должны быть адресными. От них должны зависеть объемы финансирования, зарплаты и карьерные перспективы руководителей всех бюджетных организаций.

Всем учреждениям нужно пересмотреть и свои подходы к формированию заявок на финансирование. За счет снижения начальных цен по госконтрактам в этом году нами было сэкономлено 2 млрд. рублей. Нередки случаи, когда цены на закупаемую продукцию в 1,5-2 раза превышали рыночные. Есть сметы, в которых литр бензина стоит более 60 рублей, а цены 34-37 рублей за литр встречаются сплошь и рядом. Такие сметы у нас будет рассматривать Департамент по борьбе с коррупцией. Не случайно повышен его статус. Минфину, Финконтролю и Счетной палате в I квартале 2014 года предстоит провести фронтальную проверку всех бюджетных учреждений на предмет адекватности закупочных цен, и вообще всех их расходов. А Правительству области – установить ценовой коридор по основным группам товаров.

А по большому счету, нужно проверить все ГУПы и все МУПы. Там мы тратим огромные деньги. У нас госучреждений, выполняющих функции, которые должны выполнять чиновники, порядка сотни. В Мордовии их два. А всю остальную работу выполняют сами чиновники. А мы сразу создаем ГУП, создаем учреждение, туда закачиваем деньги, он их кладет в банк, в банке получают проценты, получают хорошую зарплату, заинтересованность не в том, чтобы работали эти деньги, а в том, чтоб дольше пролежали, а потом еще и пропали. Александр Петрович (Нефедов), здесь необходимо разобраться и навести порядок.

Снижение уровня коррупционных издержек является для нас ключевым моментом. Ситуация здесь остается сложной, несмотря на то, что в области запущены процессы очищения власти от коррупционной скверны. За 10 месяцев 2013 года возбуждено 660 уголовных дел по фактам коррупции. Осужден за взятку заместитель главы г. Самары Реймер. Под следствием находится заместитель руководителя департамента имущества Самары Кужилин. Это ваши кадры, Дмитрий Игоревич (Азаров). Уволены за безответственное отношение и халатность, переданы в Следственный комитет дела по руководителям ГБУ «Самаралес».

Думаю, достаточно скоро мы увидим результат. Александр Иванович (Ларионов), не Вы брали этого директора, но он уже и при Вас кое-что натворил. И Вы, такой опытный человек, должны были в первый же день работы дать сигнал. А он почти год при Вас так работал.

Хотел бы еще раз сказать, борьба с коррупцией – не кампанейщина, это требование жизни, а для нашей области – вопрос выживания. Президент страны Владимир Владимирович Путин требует от всех нас – от губернаторов, от муниципальных органов и, особенно, от правоохранительной системы последовательной, бескомпромиссной борьбы с этим злом. Это не временное явление. Это курс, который определило государство. В 2014 году система контроля за доходами госслужащих и руководителей бюджетных учреждений будет дополнена системой контроля за их крупными расходами. Антикоррупционные стандарты поведения должны стать нормой для всех.

Для развития области, улучшения ее инвестиционного климата крайне важно остановить поток хищений, который возможен только при безучастном отношении правоохранительных органов. О проблеме незаконных врезок в нефтепроводы мы уже говорили, но ситуация дошла до того, что Председатель Правительства страны дает специальное поручение, чтобы сформировать бригаду и начать заниматься Самарской областью. Как будто бы мы сами здесь не знаем и не видим, что надо делать. Это не упрек Премьер-министру. Я говорю, что мы докатились до этого.

В целом ситуация с защитой правопорядка в регионе остается крайне сложной. На 16,2% увеличилась рецидивная преступность. За последние 2 года произошли 12 резонансных убийств и исчезновений, из них раскрыто и передано в суд только одно. Результативность работы по выявлению экономических преступлений продолжает снижаться. Я уже называл примеры, но их намного больше, чем сейчас названо. Все эти «фирмы-прокладки», которые на всех конкурсах и тендерах участвуют и побеждают. Мне на каждом шагу говорят, кто сколько заплатил за отказ от тендера. Это же чистое мошенничество! Но есть же у нас целая армия полицейских, есть ФСБ, другие службы, чтобы разобраться со всеми. Число сотрудников правоохранительных органов у нас больше, чем где-либо в мире. И у них есть все, чтобы навести порядок. Нужны лишь желание и воля. Этот вопрос будет лишь обостряться, если мы будем так относиться. Обостряться политически.

Нашим правоохранителям и другим контролирующим органам пора пересмотреть и свое отношение к бизнесу. Если сегодня мы накладываем арест на документы и счета предприятий, как это делает налоговая служба, если начинаем судиться по поводу объектов и земель для строительства новых заводов, как это делает ФАС, то должны понимать: завтра этот бизнес уйдет из региона, а, может быть, и из страны. А ведь на той площадке, за которую судится ФАС, «Шнайдер Электрик», одна из крупнейших электротехнических компаний мира, имеющая отделения в 65 странах мира, собиралась создать свой инжиниринговый центр, перевести его к нам из Варшавы и замкнуть в нем весь свой электронный документооборот. Мы должны были в декабре разрезать ленточку нового предприятия, а вместо строительства до сих пор суды идут. Сначала с «Электрощитом», теперь с французами. Стоит ли это дело того? Или мы этого не понимаем и не хотим понять, или уже настолько опустились, что за копейку готовы продать все? И тогда возникает вопрос уже к госструктурам – кому служим? Хотел бы сказать всем руководителям – при таких подходах я буду ставить подобного рода вопросы на самом высоком уровне.

Руководителям всех органов власти хотел бы напомнить - мы с вами несем полную ответственность за сохранение социальной и политической стабильности в регионе. Самарская область – очень непростая, приграничная. Здесь вопросы сохранения межнационального согласия требуют особого отношения. К сожалению, социология показывает, ситуация в этой сфере у нас далека от идеала. Да, традиционные национальности живут здесь в мире и согласии уже много веков. В том числе конфессии, которые хранят традиции, веками складывавшиеся на российской земле. И это огромный наш плюс. Но ситуацию осложняет очень серьезный миграционный поток, идущий из Средней Азии и Кавказа. По данным УФМС, за 9 месяцев текущего года к нам прибыли 210 тыс. иностранных граждан. В то же время государственные органы не обладают всей необходимой информацией о них. Мы очень многое о них не знаем. Ни специализированные службы, ни правоохранительная система, - кто они, с чем приехали и что делают. Патенты на занятие трудовой деятельностью получили лишь 15% иностранцев, хотя мы знаем, большинство из них едут к нам на заработки. Программа адаптации мигрантов, подготовленная Министерством труда, рассчитана на охват лишь 5,5 тыс. человек. В счет платежей по налогу на доходы физических лиц от иностранных граждан, работающих в Самарской области, государство получило лишь 140 млн. рублей. Это значит, что в тени находится сектор экономики с занятостью более 100 тыс. человек. Как раз из такой тени и произрастают Бирюлево, Кондопога и Пугачев. Правительству области нужно срочно внести предложения по работе с мигрантами в соответствии с Посланием Президента России Владимира Владимировича Путина. Там этот вопрос особо был поставлен, Александр Петрович (Нефедов), мы должны срочно вместе с правоохранительной системой, вместе с муниципалитетами сделать все, чтобы знать практически каждого, кто к нам приехал и с какой целью. Тем более с приближением к чемпионату по футболу нас будут заставлять это делать. На чемпионат мира приедут гости со всего мира, а мы не будем знать, кто у нас тут живет, и кто что строил.

Но мы не собираемся ни от кого закрываться. Нам нужны дополнительные трудовые ресурсы, тем более в условиях, когда продолжается демографический спад. Из соседних регионов Приволжского и Уральского округа в этом году к нам переехали жить 3833 человека. Это дополнительное пополнение от наших соседей из Ульяновска, Оренбурга, Башкортостана, Свердловской области и так далее. Это очень хорошо. Мы хотим, чтобы Самарская область всегда была привлекательной для работы и жизни, чтобы сюда ехали люди из разных концов страны и мира, как в прежние годы бурного экономического развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уважаемые коллеги, товарищи! Задачи, стоящие перед нами, потребуют очень большой и очень напряженной работы. Нам нужно наверстывать упущенное и одновременно работать на опережение. Сегодня тот, кто только догоняет, отстает навсегда. Мы должны равняться не на средних, а на лучших, и стремиться все делать лучше, чем они.

Нам надо выйти на 7-8-процентный рост валового регионального продукта. Активно восстанавливать и развивать транспортную, инженерную, социальную инфраструктуру.

Нужно значительно повысить эффективность всей системы власти - это вопрос вопросов. В полной мере восстановить управляемость, которая в свое время ослабла под напором экономической неразберихи и, в определенной мере, некомпетентности и коррупции.

Нужна консолидация общества, единение ради развития. Это не какое-то новое веяние. Это старая истина. Еще в Евангелии от Матфея сказано: «...всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит».

Только максимальная вовлеченность людей в созидательные процессы, сплоченность, организованность, дисциплина, профессионализм на всех уровнях смогут обеспечить нашу конкурентоспособность в решении экономических и социальных проблем.

Единство России неразрывно связано с дружбой народов, с единством их исторической судьбы. Сила России - в неповторимом сплаве культур и национальных характеров, объединенных широкой русской душой. И мы будем беречь это наше достояние, как зеницу ока.

Единению служит и взаимное уважение представителей различных конфессий. Они живут на Самарской земле, знают традиции друг друга, которые тесно переплелись без ущерба собственному своеобразию. Это веками сближает людей, делает жизнь комфортной, мирной. И мы будем беречь это от любых попыток перенести к нам то, что может нанести ущерб нашим общим ценностям.

Огромное значение имеет единство общества и власти. Нам надо делать все, чтобы сохранить и укрепить доверие людей, вести широкий, честный диалог с обществом. Для улучшения жизни людей, многие из которых живут еще очень тяжело. Не понимая этого, нельзя работать во власти. Без этого нельзя никому и претендовать на роль элиты.

Слушать и слышать друг друга. Этот принцип родился в живом общении с людьми и получил отклик в народе. Надо, чтобы он стал основой слаженной работы всех ветвей и уровней власти, всех общественных объединений, в том числе политических партий.

Мощный потенциал единения несет в себе 70-летие Великой Победы, подготовку к которому мы будем активно вести в наступающем году.

Солдаты Победы все, как один, встали на защиту Отечества, проявили огромную силу духа и решили историческую задачу невероятной сложности. Этот победный дух и сегодня нужен нам, нужен, как воздух, как важный залог решения стоящих перед нами сложнейших проблем.

И мы должны сделать все, чтобы празднование юбилея было поистине всенародным, чтобы каждый житель области был к нему сопричастен, чтобы победный дух укреплялся в обществе, в каждом человеке, живущем на Самарской земле.

В истории нашего государства не раз решение самых масштабных, судьбоносных для страны задач поручалось именно Самарской области.

Так было, когда в военные годы требовалось обеспечить господство в воздухе, иначе нельзя было выиграть войну, и самарцы достойно справились с этой задачей.

Когда нависла угроза безопасности нашего государства, и нужно было срочно создать надежный ракетно-ядерный щит, Самаре снова была доверена важнейшая задача. И Самара снова оправдала доверие страны.

Когда надо было показать всему миру уровень развития нашей науки и техники и гуманность наших помыслов, осуществив первый полет человека в космос, самарцы вновь выполнили поставленную задачу.

Так было и с масштабной электрификацией и строительством первой станции Волжского каскада – Куйбышевской ГЭС. Именно здесь, на самарской земле, она была построена.

Когда встала задача химизации страны, ликвидации отставания за самые короткие сроки в производстве искусственных материалов и значительного повышения урожайности сельскохозяйственных культур, снова страна обратилась к самарцам. И здесь было построено семь заводов.

Так было, когда крайне остро встал вопрос создания народного автомобиля. И его решение было поручено именно Куйбышевской области, Тольятти. И эта задача тоже была решена.

Когда надо было в кратчайшие сроки переводить сельское хозяйство на индустриальную основу, самые современные крупные комплексы в нашей стране появились в нашей области. Самая крупная в России оросительная система также впервые была создана здесь.

Так было и тогда, когда председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин лично принял решение о размещении единственного комплекса самого современного итальянского оборудования, поступившего в страну, для кондитерского производства и сказал: «Самарцы справятся». И самарцы справились. Мы построили фабрику, которой гордилась вся страна.

Самарская область всегда решала задачи любого масштаба, любой сложности. Самарцы никогда страну не подводили.

Уверен, что и сегодня мы сможем ответить на любые вызовы времени. Нам все по силам. И мы должны ставить перед собой самые амбициозные задачи и активно двигаться вперед.

Как я говорил в прошлом Послании, дорогу осилит только идущий. И уходящий год достаточно наглядно это подтвердил.

С наступающим Новым годом вас, дорогие друзья! Здоровья вам, благополучия и счастья! И всем нам удачи!».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления