Частые провалы асфальта и коммунальные аварии в Самаре могут происходить из-за сейсмической активности. Такое объяснение городским ЧП дали геологи. Несмотря на то что взаимосвязь между движениями земной коры и провалами дорожного полотна пока не доказана, ученые считают, что жителям столицы губернии есть о чем беспокоиться.
Ранее на эту тему:
Череда массовых провалов и серьезных коммунальных аварий в Самаре началась в 2011 году. Тогда произошел один из самых трагических случаев. На проспекте Ленина произошел прорыв водопровода, из-за чего обрушился асфальт. В яму провалился автомобиль «Хендай», в котором сидел 72-летний водитель. Мужчина скончался в машине скорой помощи. В марте прошлого года на пересечении улиц Елизаровской и Дальневосточной под землю ушел КАМАЗ. К счастью, в аварии никто не пострадал. В апреле 2013 года произошла коммунальная авария на проспекте Кирова. Из-за прорыва водопроводных труб в кипятке «сварилась» «Лада-Калина». И это далеко не последний случай коммунальных бедствий столицы региона. Уже в 2014 году самарцам пришлось «поплавать» по городским улицам из-за прорывов водопроводов.
Исследователи Волжского отделения Института геологии считают, что причиной столь частых коммунальных аварий и провалов асфальта может быть движение земной коры. Об этом 63.ru рассказал аспирант СГАУ им. Королева, эколог Николай Трегуб.
«Практически две трети прорывов труб происходит на линии, идущей по так называемой зоне сейсмической активности. Границы участка начинаются от стрелки рек Самары и Волги и проходят вдоль проспекта Ленина, улицы Мичурина, Московского шоссе. Суть в том, что в этой зоне находится линия с различными грунтами и разными скоростями опускания земной поверхности. На стыке таких участков возможны коммунальные аварии – разрушение фундаментов зданий, прорывы трубопроводов. Поэтому геологический фактор необходимо учитывать при строительстве самых разных сооружений. Важно понимать, что многие коммунальные аварии связаны не только с износом труб или некачественным строительством, но и с геологическими процессами», – пояснил Николай Трегуб.
Геофизики предлагают провести исследование, которое поможет понять, есть ли взаимосвязь между сейсмической активностью и разломами на дорогах.
По словам главного инженера Волжского института геологии, геофизика Владимира Яковлева, работы по изучению сейсмообстановки в Самаре ранее проводились. Ученые исследовали территорию Самарской Луки и зафиксировали рост движений земной коры. Однако из-за недостатка финансирования в 2008 году проект пришлось приостановить. Владимир Яковлев подчеркнул, что в настоящее время возникла острая необходимость постоянного наблюдения за вибрационной активностью.
«Работу следует проводить в несколько этапов. На начальной стадии необходимо взять статистику коммунальных аварий, сравнить карту происшествий с картой подвижек земной коры. Таким образом мы выясним, действительно ли провалы асфальта связаны с мелкими землетрясениями. После этого уже можно делать прогнозы и выявлять так называемые зоны риска. Геофизики помогут коммунальным службам устанавливать, в какие периоды лучше не проводить работы на том или ином участке. Хочется надеяться, что в скором времени в областном центре наладят новую сеть сейсмических наблюдений. Я сам живу в Самаре и вижу, что случаи разломов на дорогах участились. Мы беспокоимся за наш город», – поделился своим мнением Владимир Яковлев.
Представители Общественной палаты идею геофизиков поддерживают. В частности, такую точку зрения выразил председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности, член ОП РФ Сергей Симак.
«Причинно-следственные связи между сейсмическими процессами и различными коммунальными авариями, очевидно, не доказаны. Но не менее очевидно, что предмет для изучения есть. Более того, изучение начато, собраны большие материалы, однако в свое время на последний шаг не удалось найти ресурсы. Сегодня нужно привлечь внимание тех структур – органов власти, коммерческих организаций (например, ресурсоснабжающих организаций, эксплуатирующих трубопроводы), которые объективно заинтересованы в том, чтобы эту проблему решить; и рекомендовать им изучить вопрос проведения специальных исследований. Необходимо внести ясность: есть ли риск? И, если есть, делать прогнозы на основе собранной информации. Наверное, имеет смысл проводить такой мониторинг «в складчину»: объединить возможности всех заинтересованных структур и подумать о создании единой системы сейсмического мониторинга на территории области. Возможно, в дальнейшем это позволит предсказывать крупные коммунальные аварии, минимизировать риски», – отметил председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности, член ОП РФ Сергей Симак.