В Самаре снова скорректировали планы по строительству второй линии метрополитена. Теперь ее хотят протянуть от еще не построенного Фрунзенского моста до центрального автовокзала. Причем в районе железнодорожного вокзала трасса будет выполнена в виде эстакады. Эксперты же заявляют, что Самара не потянет реализацию таких масштабных планов. По их мнению, продолжение строительства метро опустошит бюджет и приведет к транспортному коллапсу в городе.
Планы по строительству второй очереди метрополитена в Самаре «реанимировали» после того, как стало известно, что город примет игры чемпионата мира по футболу 2018 года. Дабы обеспечить транспортное обеспечение турнира, ее хотели протянуть от железнодорожного вокзала до стадиона, который появится на площадке Радиоцентра №3. В проекте значилось 12 станций, но в федеральном центре это не одобрили. В результате решили достроить первую линию до ж/д вокзала. Предполагалось, что в городе появятся еще три станции – «Самарская» (предполагаемое размещение – сквер Устинова), «Театральная» (площадь Куйбышева) и «Вокзальная» (Комсомольская площадь).
Ранее на эту тему:
Затем областное министерство строительства скорректировало эти планы. В качестве приоритетного выбрали направление движения со стрелки рек Волги и Самары до железнодорожного вокзала в направлении станции метро «Московская» и далее – до автовокзала. Однако в начале 2014 года минстрой приступил к поискам подрядчика для планировки второй очереди метро совсем по другим схемам. Линию протяженностью 4,5 км хотели протянуть по проспекту Карла Маркса от железнодорожного вокзала до пересечения с улицей Гагарина. Победителем открытого конкурса признали ООО «Волгатрансстрой-проект», который ранее спроектировал несколько станций метро для Самары и Москвы. Спланировать вторую линию самарского метро компания согласилась за 72,8 млн рублей. Однако не успел минстрой заключить с ней контракт, как его тут же расторгли. Согласно официальной документации произошло это в начале мая по соглашению сторон.
В понедельник, 19 мая, стало понятно, что послужило причиной расторжения контракта. Дело в том, что планы по строительству второй очереди метро в Самаре снова скорректировали. Согласно новой задумке областных властей линия должна пройти от еще не построенного Фрунзенского поста по берегу реки Самара до железнодорожного вокзала. Далее трасса пойдет по эстакаде, пересекая ж/д пути и, начиная с улицы Мечникова, уйдет под землю и под проспектом Карла Маркса протянется до улицы Гагарина, а затем и под Московским шоссе до Центрального автовокзала. Сейчас Управление капитального строительства Самарской области ищет подрядчика для проведения предпроектных работ по данному объекту, а именно – инженерных изысканий, археологических обследований, подготовку проектов планировки и межевания территории. Максимальную цену контракта установили в размере 70 641 860 рублей.
«Протяженность предполагаемой трассы составит 9,57 км. Она будет пересекать трамвайные пути по улицам Урицкого, Красноармейской, Киевской и Врубеля, а также ж/д пути в створе улицы Мечникова. Количество станций – шесть, в том числе одна надземная, одна наземная и пять подземных, – говорится в конкурсной документации. – Под Фрунзенским мостом разместят станцию «Хлебная площадь». «Вокзальную» расположат на эстакаде рядом с территорией Нижне-хлебного парка над старым зданием пригородных касс в створе с вокзальным комплексом и примкнут к действующим подземным пешеходным тоннелям. На пересечении проспекта Карла Маркса и улицы Владимирской построят станцию «Клиническая», а на пересечении проспекта с улицей Гагарина – станцию «Карла Маркса». Причем последнюю свяжут пешеходным переходом и соединительной веткой со станцией метро «Московская». На пересечении улиц Ново-Московской и Революционной расположат станцию «Революционная», а около Центрального автовокзала, на Московском шоссе между улицами Авроры и Энтузиастов – "Орловская"».
Выбрать подрядчика для планировки второй линии метро планируют в июне. Выполнить предпроектные работы и предоставить «Управлению капитального строительства» необходимую документацию он должен будет в течение восьми месяцев с момента заключения договор, то есть ориентировочно в январе-феврале 2015 года. Станет ли данный проект окончательным и будут ли его реализовывать в ближайшие годы, пока неизвестно.
Эксперты заявляют, что планы областных властей, конечно же, хороши, но денег на их реализацию в казне региона пока нет. «В условиях колоссального транспортного коллапса, который испытывает в настоящее время Самары любые варианты строительства метро хороши. Но здесь есть свои недочеты. Во-первых, не продуман вариант соединения микрорайона Солнечный и Приволжский с центром города. Во-вторых, областные власти до сих пор не могут определиться будут ли они использовать центральный автовокзал или строить новый. Зачем тогда станция метро? В любом случае средств на строительство второй линии метрополитена в областной казне сейчас нет. Дальше обсуждения данные планы не пойдут, – считает депутат, член комитета по строительству и транспорту Самарской губернской думы Сергей Ракитин. – На мой взгляд, власти сначала должны открыть Кировский мост и станцию метро «Алабинская», чего с нетерпением ждут все горожане, а затем уже думать о дальнейшем развитии транспортной системы. Всему должно быть свое время и, конечно, финансирование».
Некоторые общественные деятели считают, что в настоящее время акцентировать внимание на продолжение строительства метро в Самаре и вовсе не стоит. «Первые четыре станции самарского метрополитена запустили в 1987 году. С того времени в городе построили только пять станций. Шестую не могут достроить вот уже пять лет. Слишком много времени и денег на это уходит. Поэтому у меня есть сомнение в целесообразности продолжения строительства метро, – заявил доктор исторических наук, член топонимической комиссии Самары Глеб Алексушин. – В городе есть сеть железнодорожных путей, которые можно использовать для транспортного обеспечения города. Также, на мой взгляд, весьма перспективны планы по строительству скоростной трамвайной линии. Метро же Самаре не нужно».
Разделяет аналогичную точку зрения и председатель правления центра общественного взаимодействия Андрей Ишмуратов. По его мнению, прежде чем начинать готовиться к реализации столь масштабных и затратных проектов, властям нужно обсудить вопрос с представителями общественности и экспертным сообществом. «Только за предпроектные работы из областного бюджета заплатят более 70 млн рублей, что уже говорить о подготовке самого проекта и строительстве. Тем более, что затраты будут расти с каждым годом. Ведь за последнее время в Самаре ни один крупный объект не сдали в срок. Станция «Алабинская» – долгострой, ввод Кировского моста тоже затянули. Годы идут, затраты растут. Выигрывают от этого подрядчики. Город же получает транспортный коллапс. Продолжение строительства метро его не исправит и застопорит развитие наземного транспорта», – считает Андрей Ишмуратов.