На минувших выходных удалось побывать на АВТОВАЗе. Тольяттинское градообразующее предприятие не так давно отметило 48-летие и, как заявляют топ-менеджеры завода, настроено на долгую и продуктивную жизнь.

Впрочем, ни для кого не секрет, что автогигант переживает не лучшие времена. В первом полугодии 2014 года выручка от продаж АВТОВАЗа составила 91,1 млрд руб, чистый убыток – 2,75 млрд рублей. За шесть месяцев продажи компании составили 220 251 автомобиль LADA, что на 5% меньше, чем в первой половине прошлого года. Таковы официальные данные. Однако озвученные губернатором Николаем Меркушкиным данные намного печальнее – если раньше завод отдавал 40% прибыли в бюджет, то сейчас – только 1%. Тем не менее, глава региона уверен, что предприятие нужно поддерживать.
Ведь на нем трудятся тысячи тольяттинцев. Ежедневно. Не покладая рук. Пусть за небольшую плату, но ведь больше в Тольятти заработать им негде. Например, на линии сборки я увидела вот такую уставшую женщину.
Она перепрыгивала из одного автомобиля, идущему по конвейеру, в другой. Что-то прикручивала. Делала это практически машинально. Глаза у нее были уставшие, а вид не очень-то счастливый... Впрочем, причем тут счастье? Скорее всего – именно усталость.

В картонных коробках лежали детали для «Грант» и «Калин»:
А вот и сами работники, на конвейерной линии они смотрятся одинаковыми. Сотни пар рук тянутся к автомобилям, что-то привнося в него:
Труд этот действительно тяжелый. А все ради того, чтобы на финальной линии увидеть вот такой автомобиль. Ну, или примерно такой:

А вот доска наиболее отличившихся работников:

Поговорив с ними, я поняла, что большинство из них, несмотря на небольшую зарплату, все же любят свою работу, а к выпускаемым машинам относятся, как в собственным детям.
Удалось мне побывать и в административном здании. Там, конечно, более комфортно. Тут трудятся ТОПы. Попыталась поговорить с некоторыми из них, но они оказались не больно словоохотливыми и постоянно отправляли меня в пресс-службу. Под конец мне стало казаться, что меня пытаются этим обидеть. Впрочем, возможно – это все моя природная мнительность.

Хотя ситуация на заводе действительно сложная. Поэтому, наверное, стоит отнестись к нерасположенности к беседам с пониманием.
Фото: Фото автора и Андрея ТИШИНА