О провинциальном хамстве можно писать сколь угодно материалов: мыслей и фактов хватит на целый роман. Все же я решил написать небольшую колонку, чтобы обсудить некоторые аспекты нашей жизни. Иногда мне кажется, что я просто точка сосредоточения негативной энергии в ресторанах, кинотеатрах, супермаркетах и прочее. Надеюсь, что это не так.
Итак, прежде всего хотелось бы затронуть тему невежества и безграничного хамства в магазинах, особенно, крупных супермаркетах. Один раз я увидел объявление о приеме на работу, где написали очень просто «Требуется хозяйка кассы». Согласитесь, на фоне офис-менеджеров и менеджеров по чистке окружающей среды очень неординарное наименование профессии и несколько нелепо звучащее, на мой взгляд. Но если вдуматься, здесь скрыта гоголевская сатира. Ведь хозяйки кассы на деле реально становятся хозяйками не только отведенного им аппарата, но и всего пространства магазина, а ты должен беспрекословно следовать всему, что Они скажут, и, более того, попасть в Их настроение. Неважно, сколько тебе лет и кем ты работаешь – ты всего лишь вассал, ведь перед тобой она – хозяйка…кассы.
Так и получается, милые, на первый взгляд, девушки и женщины делают свою работу так, как будто ты им обязан. Кидают твои продукты, пропускают мимо ушей то, что ты им говоришь. Один раз я вот так вот собирал покупки в свой пакет, подал карточку кассиру. Она как-то невнятно дала мне понять, что я должен ввести пин-код, но вот аппарата я возле себя не обнаружил. Я переспросил: «Куда вводить?». И здесь на меня полилась волна негодования, отчаяния, обиды и разочарования в моей же, видимо, тупости. Выглядело это примерно так: «Вы что? Не видите, что у меня машина сломана? Вам что? Трудно подойти? Все вам надо «вынь да положь»».
Оказалось, что у кассира повредился провод у «машины» для ввода карт, и она не смогла протянуть мне аппарат для пин-кода. Но вот откуда мне узнать, что у нее там сломано, я так и не понял. Естественно, я уточнил, почему кассир разговаривает со мной в таком тоне. Это была вторая роковая ошибка, совершенная мной в тот осенний день. Здесь кассир впала в депрессию: со слезами на глазах она «умирающим», но громким голосом начала сетовать на то, что таких, как я, в день проходит очень много и она не обязана каждому объяснять. Правило поведения хозяйка объяснила один раз, а уж был ты или не был на территории её владений, это уж, как говорится, твоя проблема. На мой взгляд, это ситуация вопиюща только потому, что формулировка к клиенту «каждому объяснять» не приемлема.
Другая, моя «любимая», ситуация, произошла в этом же магазине несколькими неделями позже, правда, тогда я нарушил владения хозяйки салатов. Я попросил взвесить 200 граммов сельди под шубой, уже с расчетом на то, что мне подбавят граммов 50, а то и 70. Продавец, не моргнув глазом, взвесила мне 400. Я извинился и напомнил, что просил 200. Она с возмущенным видом взяла свою большую прозрачную пластиковую ложку и скинула как раз 200 граммов. Но все бы ничего, сняла она вот этой своей ложкой верхний слой со свеклой, майонезом, яйцами, оставив мне картофель и сельдь, а все прочее вернулось назад в холодильник. Забавно, не правда ли?
Другой эпицентр неоправданного хамства – рестораны. Хотя нет, я буду говорить здесь о псевдоресторанах, которые вроде бы так себя так назвали, но таковыми при подобном сервисе никогда являться не будут. Я – большой любитель поесть не дома или просто посидеть выпить молочный коктейль или какой-нибудь вариант моего любимого кофе.
В эти самые рестораны я, естественно, захожу после работы. Работа у меня интересная, не пыльная и не утомительная, но все же трудовые будни есть трудовые будни. Таких, как я, понимается, много. Итак, вот сидим мы иногда так с друзьями в этом ресторане. Официант, допустим, подошел быстро. Но внешний вид этого работника подноса и меню такой, как будто он весь день в шахте работал. Я, конечно, понимаю, что работа утомительная, тяжелая, но все же и я не с плясок пришел. И, вообще, причем тут работа или развлечение. Я пришел поесть после трудодня, тоже уставший, почему я должен смотреть на лицо вымученного, изнуренного официанта? Мало того, что лицо такое, так еще и обслуживание соответствующее.
Я был несколько раз заграницей, в двух столицах. Там такого нет. Даже в таких ресторанах среднего класса обслуживание совершенно другое. Помню кофейню на Старом Арбате в Москве. Обычная кофейня, такие и в Самаре есть. Но есть одно большое «но». Обслуживание там такое, что становится неловко. Нет, там не расстилают красные дорожки, не целуют твои руки. Там просто улыбаются, не повышают тон, повторяют заказ, чтобы не ошибиться, тридцать три раза извинятся, если чего-то нет на кухне. И да, подойдут и извинятся, если заказ задерживается, а то и предложат комплимент от ресторана за ожидание. Может быть, я попадаю в такие заведения в Москве и Самаре потому, что в одном городе все хорошо, а в другом все плохо.
Вспоминается случай: в апреле были в Москве в одном из караоке-клубов. Наша небольшая шумная компания наела и напила на 9000 рублей, на это и рассчитывали. В самом начале мы обмолвились, что у меня день рождения (вдруг есть какие-то дополнительные приятные предложения). Официант сказал, что специальных предложений нет. В конце, когда нам принесли счет, на нем значилась скидка в 1000 рублей (официант пояснил, что в честь моего дня рождения). Здесь несколько интересных моментов. Во-первых, официант в течение всего вечера от нас просто не отходил, всегда был рядом: и уберет тарелку, и меню поднесет, и расскажет, что заказывать, а что не стоит. Во-вторых, никаких деликатных моментов с демонстрацией паспорта не было (хотя я не стесняюсь своей фотографии и возраста, в целом момент очень деликатный), то есть нам поверили на слово. Естественно, мы оставили эту 1000 в качестве чаевых.
Случай в Самаре. У меня есть накопительная карта одного из ресторанов. В течение года туда «капали» баллы, накопилась более или менее приличная сумма, и я решил рассчитаться ею. Перед тем, как сделать заказ, я уточнил, могу ли я расплатиться их картой. Как только я получил положительный ответ, приступил к меню. Пришло время расплатиться. Я отдал свою эту злосчастную карту. Спустя 15 минут ко мне подходит администратор, кладет на стол карту и произносит красивую фразу: «Расплатитесь наличными, ваша карта не работает». Почему не работает? А где «извините»? Я начал уточнять, что случилось и как это исправить. На это мне в ответ кинули фразу, что никто ничего не знает, мол, расплатитесь и идите отсюда. Я пошел на принцип и сказал, что у меня нет наличных для оплаты. Администратор пошла за директором, так как, видимо, не знала ответа на этот вопрос.
Оказалось, что у них в ресторане произошел сбой и моя карта тут не при чем, они просто не смогли списать с нее баллы. Конечно, я расплатится по счетам, но в целом ситуация оказалась такова, что меня выставили на все заведение неплатежеспособным и чуть ли не преступником, как будто бы я пришел поесть за их счет.
Так и получается, что провинция отличается не только уровнем жизни, но и отношением. Обслуживающий персонал не понимает истинного понятия слова «обслуживающий». Не нужно услуживать, этого никто не просит, но и не нужно хамить, как будто я пришел к тебе домой и положил грязную обувь на стол. В конце концов, если ты не хочешь подносить людям еду, уволься и найди работу, соответствующую твоему статусу. Я работаю журналистом, каждый день разговариваю с большим количеством людей, и не все мне нравятся. Это нормально, мы все люди. И я нравлюсь не всем. Но каждый раз на моем лице улыбка, хочу я улыбаться или нет, лично ли я разговариваю или по телефону. То же и у моих коллег. Но если мы перестанем корректно разговаривать, долго ли мы будет получать информацию из первых уст?
Вот у меня все время возникает несколько вопросов. Один ли я такой? Как с этим бороться? Что вы думаете об этой проблеме в целом?
Роман Харрасов родился в 1991 году. В 2013 году закончил филологический факультет Поволжской государственной социально-гуманитарной академии по специальности «Журналистика». Любимая газета – «Известия», любимая радиостанция – «Эхо Москвы», любимый интернет-портал – 63.ru. Свой первый материал написал в 10 классе, о родной школе. Хобби – музыка и литература.
Предыдущие записи автора: