Я редко хожу в церковь, но когда там появляюсь – испытываю когнитивный диссонанс. По идее, храм – это нечто духовное и светлое, это место, куда люди приходят со своими бедами, молитвами, надеждами. Но есть и неприятная сторона. Приходя в храм, сталкиваешься с «тарифами» на обедни и прочие «услуги», а также с самыми ярыми прихожанками – «церковными ведьмами».
Для тех кто не знает, «церковные ведьмы» – это женщины, которые трудятся в церковных лавках, либо просто оказывают помощь по уходу за храмом, но доходят до крайности. Зачастую их функции сводятся к сбору денег с прихожан, да их порицании.
Конечно, подобные личности есть далеко не во всех храмах. Но если такую даму повстречаешь, точно не забудешь. Помню, в детстве родители моей подруги повели нас на пасхальную службу в монастырь. Мне было лет 11, вроде бы, подруге – чуть поменьше. Обе мы имели неосторожность надеть в эту ночь брюки, за что были «обласканы» бранью местных прихожанок. Женщины пенсионного возраста, не стесняясь толпы, с какой-то остервенелой ненавистью отчитали нас за неподобающий вид, после чего у меня напрочь отбило желание появляться в церквях.
Об авторе: Александра Кривова родилась в Сызрани 24 июля 1988 года. Окончила Самарский государственный университет по специальности «журналистика». В СМИ работает с 2010 года.
Конечно же, впоследствии я еще не раз ходила в храмы. Поводы были и радостные, и печальные. Но с каждым таким походом я убеждалась в том, что церковь и вера – это не одно и то же, что некоторые люди не гнушаются подзаработать на доверчивых людях. Приведу еще один пример, на мой взгляд, вопиющий. Подруга и ее супруг позвали меня на крещение дочки. Я не могла пропустить это радостное событие и, конечно же, пришла.
Народа было достаточно много (не только семья моей подруги решила крестить ребенка в этот день), поэтому на саму церемонию всех желающих не пускали, чтобы не было толпы. Граждане смирились с ситуацией, но тут появилась одна «добрая самаритянка». Пожилая женщина, по внешнему виду – добропорядочная прихожанка, сказала собравшимся, что тот, кто хочет побывать на церемонии, должен заплатить 200 рублей, и тогда батюшка разрешит посмотреть, как крестят малыша. Люди обрадовались, отдали бабушке деньги, после чего та благополучно покинула помещение. Священник, по всей видимости, был не в курсе «тарифа на вход», и пускал на церемонию только родителей и будущих крестных. Где бабушка? Где деньги? Для всех это стало загадкой. Однако никто не стал скандалить и пускаться в поиски пронырливой бабули. Постеснялись сотрясать скандалом святое место.
К слову о «церковных тарифах». Очевидно, что рыночная экономика не обошла стороной храмы. Конечно, за свечи, книжки с молитвами, иконы и так далее платить нужно. Но вот почему обедни «о здравии», «об упокоении», крещение, венчание получили свою цену? Сами священнослужители объясняют, что это не «тариф», а рекомендуемая сумма для пожертвования, а если денег нет, все обряды должны быть совершены бесплатно.
Но тут в игру снова вступают «церковные ведьмы». Вот пример из недавнего похода в храм. Захожу в лавку и вижу двух женщин. Одна – кроткая и милая, улыбается прихожанам, подсказывает, что лучше купить, какие молитвы лучше читать и так далее. Напротив нее – дама с ярким макияжем, черными, как уголь, волосами и презрительным выражением лица. Сначала она довольно шумно считала выручку в кассе, а потом принялась пристально разглядывать посетителей лавки. Тут к ней подошли я и мои родственники, чтобы заказать обедни. Какое сложилось впечатление от общения? К сожалению, довольно неприятное. Будто я у продавца из советской эпохи сверх талона сосисок просила. Знаете, есть такой утрированный образ продавца времен СССР? Вот прям один в один данная сотрудница церковной лавки. Только продает она не продукты и не вещи, а священные обряды.
Хуже всего то, что настоятели церквей допускают подобное поведение. Оно же, в свою очередь, оставляет неприятный отпечаток от посещения храма. Несмотря на это, люди, молча, терпят. То ли привыкли к всеобщей грубости и хамству, что даже в церкви они не смущают, то ли не хотят получить еще больше негативных эмоций. А как вы считаете, допустимы ли подобные явления в церкви?
Предыдущие записи автора:
Самара – «мусорная столица»
Самарское vs московское время: вечная борьба
Что делать, если старики – обуза?