В областной столице начали устанавливать стелу в память о погибших войнах чехословацкого легиона, дислоцировавшегося в нашем городе в 1918 году. Против этого выступила партия КПРФ, в том числе ее лидер – Геннадий Зюганов. По мнению коммунистов, чешские легионеры – никто иные, как «интервенты, проливавшие кровь невинных людей». И их памятнику не место на самарской земле. Той же позиции придерживаются некоторые жители нашего города. Впрочем, многие эксперты не согласны с этим утверждением и просят людей успокоиться, вникнув в суть проблемы. С одним из них – главным библиографом самарской областной научной библиотеки Александром Завальным – пообщался корреспондент 63.ru.
– Александр Никифорович, как вы можете прокомментировать конфликтную ситуацию в самарском интернет-обществе, которая возникла из-за установки стелы в память о частях чехословацкого корпуса, дислоцировавшихся в Самаре в 1918 году.
– Есть соглашение между Чехией и правительством РФ, которое нужно выполнять. Во многих российских городах уже стоят памятники. Причем в тех местах, где были похоронены чехи. У нас – это территория бывшего Всесвятского кладбища. Логично, что чехи хотели бы видеть именно там свой памятный знак. Надо отнестись к этому с пониманием. Тем более, что соглашение предполагает обоюдное заботливое отношение к захоронениям. Если мы будем бережно относиться к памятным знакам на месте могил чешских легионеров, а их не так много в России, то, соответственно, и чехи берут на себя обязанность также бережно относиться к захоронениям русских и советских солдат на своей территории. А их там покоится значительно больше – в десятки, если не в сотни раз. И это соглашение очень важно, прежде всего, для нас. Ведь противники установки стелы не станут каждый год ездить за свой счет в Чехию, чтобы ухаживать за захоронениями наших соотечественников.
– Во многом, дискуссия касается не памятного знака как такового, а места, на котором его собираются установить, – речь об улице Красноармейской.
– Во-первых, раньше улица называлась Алексеевской, в честь митрополита Алексия, святого покровителя Самары. Сегодня она – Красноармейская, но какая она будет завтра? Может, вновь обретет имя нашего покровителя. Важно то, что улица заканчивается на земле бывшего кладбища. Это та территория, где, к слову, были похоронены знаменитые самарцы: мама Шаляпина, мама Алексея Толстого, академик Платонов и многие другие люди, вошедшие в историю города. Там же, на Всесвятском кладбище, хоронили и чехов, и «красных», и «белых». Я не понимаю, почему так называемые «коммунисты» молчали, когда строили ТЦ «Гудок» на месте кладбища? Когда оттуда вывозили грузовики с костями? В том числе, и с костями красноармейцев.
– То есть, чехи похоронены именно там?
– Там, на кладбище, находилась церковь Всех Святых, и недалеко от нее были похоронены чешские легионеры. Может быть, плюс-минус несколько метров. Но это не принципиально.
– Как вы считаете, почему данная тема вызывает так много споров?
– Я бы не сказал, что спорщиков очень много. Это двадцать-тридцать человек, которые умеют громко кричать и своими шумными действиями создать впечатление, что их много. Есть те, кто просто поддался истерии, не вникая в суть вопроса. Таким хочется посоветовать —дамы и господа, товарищи и товарищи! Ну, почитайте не только то, что предлагают вам наши коммунисты. Я думаю, на этой теме кто-то пытается сделать себе пиар. Люди, начитавшись книг 30-х годов о том, что чехи были кровожадными злодеями и пришли для того, чтобы убивать самарцев, очень сильно впечатлились. Нужно понимать, что в той литературе достаточно много мифов.
Если посмотреть воспоминания коммунистов 20-х годов о том, как чехи входили в Самару, то рисуется несколько иная картина. Больше всего коммунисты боялись самарцев, в том числе железнодорожников, рабочих. Толпы горожан охотились за большевиками, чтобы расправиться с ними. Видимо, коммунисты их сильно «допекли». И чешские легионеры спасали большевиков, буквально вырывая их из рук разъяренных людей. Дело дошло до того, что один из «красных», Захар Смирнов, прибежал в клуб коммунистов с криком: «Пока нас не перерезали – берите белый флаг и сдавайтесь!» Чехи тогда смогли сдержать натиск толпы и сохранить жизнь ядру самарской парторганизации.
Лет через 30-40 некоторые воспоминания, например, того же Смирнова, были переизданы, но с такой степенью кастрации, что я просто удивился. Все моменты, которые рисовали наших земляков не так, как это хотелось редакторам, были убраны. Акценты расставлены совершенно иначе. Я даже делал подборку публикаций 20-х годов о чехах – в газете «Культура», выпуск №13 за 2013 год. Там только цитаты, воспоминания, документы. Можно посмотреть, проанализировать, сопоставить.
– Но многие ссылаются не на книги, а на первоисточники. То есть, у кого-то бабушки, у кого-то дедушки жили в то время. И смогли рассказать о зверствах, «кровавых реках», изнасилованиях, мародерствах...
– Да-да! Например, как «комсомольцев разбивали об асфальт», хотя тогда еще не было самарского комсомола. Как чехи врывались в родильные дома, открывали окна, чтобы застудить младенцев. Видимо, насмотрелись «Семнадцати мгновений весны». Но это маразм и абсурд. Такой дикой фантазии не было даже у тех современников, кто не любил чехов.
– А вы не считаете, что вся эта дискуссия приведет, в итоге, к расколу в обществе?
– Я считаю, что нельзя нагнетать ситуацию публикациями, в которых идут оскорбления чехов. В итоге это может привести к осложнению в отношениях между нашими странами. Вообще, ярым противникам установки памятника и нагнетателям античешской истерии стоит вручить награду от Госдепа США за разжигание ненависти между чехами и русскими и за дискредитацию политики РФ. Создается впечатление, что как раз заявления таких «патриотов» могут привести к расколу общества, дестабилизации, выгодной кому угодно, только не самарцам. Надеюсь, что все это только по глупости.
Хочется еще раз сказать землякам, которые настороженно относятся к «чешской теме», но не придерживаются агрессивной точки зрения – есть соглашение между нами и чехами, которое выгодно, прежде всего, нам. Потому что наших могил там намного больше. И ухаживать за ними некому. А тем, кто остервенело кричит – им бесполезно что-то объяснять. Они все равно будут кричать.
– Из-за своей точки зрения на данный вопрос вы, наверняка, сталкиваетесь с негативной реакцией.
– Естественно. Конечно, много чего о себе читаешь. Даже как-то неудобно, когда люди о тебе помнят днем и ночью. Однажды была дискуссия в реальной жизни с участием коммунистов. Пришла группа, которая безобразно кричала и хамила. В итоге, один из коммунистов подошел и облил своих оппонентов водой. После чего было стыдливо заявлено, что это сделал не коммунист, а просто прохожий. Извините, но это уровень детского сада.
– Каким вы видите памятник чехословацким легионерам?
– Варианты были разные. Но в итоге и чехи, и городское руководство сошлись на нейтральном памятном знаке – стеле, где будут перечислены имена погибших легионеров. Без всякой военной атрибутики.
В Самаре корпус во главе с полковником Чечеком находился с июня по октябрь 1918 года. Чехи и словаки воевали против большевиков на стороне эсеров. Они сыграли важную роль в политических событиях лета 1918 года, которые привели к образованию в Самаре всероссийского правительства комитета членов учредительного собрания.
Фото: Фото Андрея Тишина