В историческом центре Самары разваливающийся нежилой дом обрел новую жизнь.
Улочки «старой» Самары удивляют своей самобытной красотой. Но еще больше сюрпризов горожан поджидают в уютных двориках. Один из них – на улице Буянова.
Творец огромной художественной экспозиции, 60-летний Александр Степанищев, рассказал 63.ru, с чего все начиналось, и как о самарской «Поляне сказок» узнали даже во Франции.
Многие горожане и туристы знают этот двор благодаря «стене Высоцкого»: она богато украшена виниловыми пластинками, портретами знаменитого исполнителя, а завершает композицию акустическая гитара. Сейчас двор украшен настолько, что глаза разбегаются. Напротив экспозиции грампластинок, на здании сгоревшего когда-то дома, встречают любопытствующих прохожих герои знаменитого мультфильма «Простоквашино» во главе с почтальоном Печкиным. Сверху можно разглядеть созданные из картин, фресок, игрушек мини-сюжеты, которые тянутся бесконечной лентой и продолжаются за углом. А сам «коридор сказок» выходит как раз на дом автора двора-достопримечательности. И каждый, кто заглядывает сюда, мечтает его увидеть.
Однако застать Александра Степанищева невероятно сложно. Не потому, что его не бывает дома. А потому что он предпочитает одиночество и в борьбе за свое спокойствие может проявить характер: журналистам 63.ru удалось увидеть художника лишь после долгих уговоров. В первый вечер Александр Михайлович категорически отказался выходить из дома, заявив, что он будет спать.
«Да зачем вам это надо? – спрашивал он и на следующий день. – Вы работы смотрите! Если вам нравится книга, вы же не выискиваете автора? Вы можете о нем ничего и не знать».
Однако на уговоры творец с характером все-таки поддался.
Как оказалось, Александр Михайлович – художник-самоучка. В детстве родители отдали его в художественную школу, но он ее не окончил. Юноша предпочитал ходить в кино, а не на уроки по живописи. Однако, от судьбы уйти не удалось. В армии молодого человека устроили художником. Тогда, 1975 год оказался одним из самых продуктивных. Его Александр Степанищев провел в художественной мастерской воинской части на БАМе. Пока шла масштабная стройка, он отвечал за идеологическую направляющую и информационную поддержку.
«Если тебе комсомолец имя. Имя крепи делами своими! (Владимир Маяковский – 63.ru) – выпалил Александр Михайлович. – До сих пор помню, хоть и не комсомолец. Мне тогда все эти плакаты до того надоели, что я совсем отказался от творчества совсем. Думал, не дай Бог художником стать. Так надоело все это. Однако со временем стал заниматься. Для себя. Вот и двор в том числе».
Все началось с покошенного забора. Пять лет назад Александр Михайлович вместо замены покосившейся перегородки облагородил ее красочным баннером. Отсюда началась и «виниловая стена».
«Вначале ляпал как попало, – рассказывает автор. – Домик вот деревянный поставил. Пластинки приклеил. Многие за голову хватались, восклицали, что «это все дорого стоит». У людей же все в деньги упирается. Но некоторые восхищались, тогда понял – получилось. И неплохо бы сделать еще что-нибудь».
Позже, художник осознал, что хочет видеть в своем дворе – «Поляну сказок», как в Ялте.
«Я жил в Крыму у дяди, когда учился в пятом классе, – вспоминает Александр Степанищев. – И я точно помню того рослого, крепкого мастера, который создавал "Поляну". Врезался в память тот сказочный уголок. Спустя годы захотелось осуществить эту идею в родной Самаре. Пусть и по-своему».
Поляна сказок – музей скульптуры и флористики, расположенный в нескольких километрах от Ялты на лесной поляне прямо под открытым небом. Здесь можно увидеть сотни героев сказок, которые сделаны из различных материалов.
Так со временем дворовое творчество стало появляться и на противоположной стене заброшенного дома: порхающие ласточки и голуби, куколки-пупсы разговаривают о чем-то у торшеров, на красочной парковке с видом на набережную устроились редкие автомобили, отдыхают разноцветные слоны, а скромняшка Микки-Маус приглашает продолжить осмотр. И все эти сюжеты начинаются с самого узнаваемого, самого доброго героя советских мультфильмов – кота Леопольда с его знаменитой фразой «Ребята, давайте жить дружно!».
Брошенная квартира под жильем Александра Михайловича тоже пришлась как раз кстати. Здесь он обустроил свою творческую мастерскую. Провел свет, установил удобные полки для работы. Помещение низкое, но места хватает. Только здесь, в своей мастерской, Александр Степанищев, перебирая детали будущих работ, рассказывая, как проводит время в мастерской, начинает улыбаться. Более того, он совершенно преображается. Кажется, будто он растворяется в полумраке своей мастерской. И все детали, гвозди, игрушки становятся с ним единым целым.
«Я люблю именно рабочий процесс, – объясняет мужчина. – Одному как-то лучше, спокойнее. Лишь однажды работал с несколькими ученицами художественной школы. Рита и Полина сами меня нашли и напросились помогать. Очень талантливые девушки. Именно они и раскрашивали героев "Простаквашино". Около года назад я их потерял из виду. Наверное, интерес поугас».
Соседняя комната в мастерской завалена игрушками.
С тех пор, как двор украшен необычными композициями он приобрел особую атмосферу. Люди с восхищением заглядывают во двор.
«Вы не представляете, как реагируют взрослые, – увлеченно рассказывает Александр Михайлович, прогуливаясь по двору. – Детям просто интересно, любопытно. А вот те. Кто постарше подпрыгивают иногда от радости. Начинают подходить к каждой игрушке, разглядывать. Это же такая ностальгия о счастливых детских годах. Я даже мечтаю камеру поставить и снимать людей. Их эмоции».
Первое время вандалы и хулиганы тоже заглядывали во двор. Но сильно ничего не ломали. Чаще всего просто пропадали некоторые игрушки. «С одной стороны, пусть ломают, еще сделаю, – рассуждает хозяин двора. – С другой, бывшему хозяину игрушки будет неприятно. Он придет и не застанет ее здесь. Так что с хулиганами я тоже быстро нашел общий язык. Не ругал, не отпугивал. Разговаривал всегда спокойно, рассудительно. В итоге многие из них тоже внесли свою лепту: кто принес материалы для работы, кто советом подсобил».
В итоге, дворик по улице Буянова стал местом спокойствия и примирения. Даже 2 августа здесь творятся чудеса. Так, в этом году в день ВДВ, представители десантного братства устроили неподалеку драку. После заглянули во двор. И тут... затихли.
«Так что двор людей располагает к ностальгии, доброте, – говорит Александр Степанищев, провожая журналистов 63.ru по "сказочному коридору". – Есть у меня тут и мужской уголок: сюжет про рыбалку. Не знал, как еще приспособить игрушечные удочки. А рядом и последняя работа, где птичка на домике сидит. Рядом пустое место – бельмо на глазу. Собираюсь продолжить композицию, сделаю панораму деревни. С речкой, домиками... Но есть еще одна задумка, для прохожих. Многие ведь заходят, хотят потрогать, пощупать игрушки. Сделаю стену Якубовича. Есть у меня барабан-рулетка. Прикреплю к стене, рядом Леонида Аркадьевича. Или в телевизор его портрет прикреплю. И пусть люди крутят барабан. Пусть развлекаются. У нас ведь тут новая традиция появилась: к нам свадьбы приезжают. Фотографироваться... Был и журналист из Франции. Долго через переводчика выпытывал у меня информацию. Да и в Интернете появляются фотографии двора. Для меня компьютер, конечно, неизведанная вселенная, но племянница мне однажды все распечатала, оформила в альбом и подарила все статьи. Было очень интересно. Особенно мысль, что мой двор Чернобыль напоминает. Критика – двигатель прогресса. Из каждой мысли можно вынести свежее зерно. Так что буду работать, учитывая мнения других».
Прощаясь с Александром Михайловичем замечаем, что он словно стал совсем другим человеком. Из несговорчивого старика он за один час перевоплотился в улыбчивого мастера, который может с часами рассказывать о своих работах. И еще больше о людях, которые заглядывают в этот милый небольшой дворик. Человек влюблен в процесс творчества. Работа заставляет Александра Степанищева улыбаться. А вот результат его труда вызывает многочисленные улыбки горожан.