Отказаться от фитнеса, сократить сон до пяти часов и пожертвовать выходными во имя готовки на неделю вперед. Вот лишь небольшой перечень того, что мне пришлось сделать из-за ремонта Московского шоссе. Какая же связь между реконструкцией городской магистрали и моим образом жизни? Ответ прост – транспортный апокалипсис, увенчанный девятью кругами адских пробок.
Великое стояние в день перекрытия Ракиты, трехчасовые заторы на подъезде к 18-му километру, необорудованные переходы на Димитрова и другие мрачные эпизоды реставрации Московского шоссе навсегда вошли в историю Самары. Казалось бы, ни один дорожный коллапс уже не сможет напугать местных жителей. Но все это оказалось детской шалостью по сравнению с глобальным перекрытием магистрали от Ташкентской до Ново-Вокзальной. Вот уж где нервы сдали даже у самых стойких. В разгар лета этот этап ремонта сковал внушительную часть города далеко за пределами МШ: намертво встал Приволжский микрорайон, не выдержала перегрузок Ново-Садовая, да и у пересекающих ее артерий пульс почти не нащупывался.
Но в первую очередь, дорожный Армагеддон ударил по жителям окраины, в частности поселка Мехзавод. Сначала вдоль трассы перекопали все, что можно было перекопать. Затем последовала чехарда с переносом остановок из окопов на обочины: выходишь утром из дома и гадаешь, где сегодня автобусы будут собирать пассажиров. К концу лета остановочный пункт обрел-таки пристанище. Но о его благоустройстве речи не шло. До сих пор люди просто стоят вдоль дороги, которая сначала покрывалась смачным слоем кашеобразной грязи с приходом дождей, а затем обросла сугробами и ледовой коркой.
Тех, кому удается дойти до остановки сквозь всю эту полосу препятствий, ожидает новое испытание. В часы пик на Мехзавод большинство автобусов подъезжает заполненными процентов на 90. Влезть в них можно, только сжав до предела все органы и части тела. Удастся удобно встать – уже победа, сесть – удача из удач. В любом случае, нужно приготовиться к худшему, ведь впереди поездка по самым грандиозным пробкам Самары.
В непогоду Московское шоссе обездвижено полностью, есть шанс оказаться в пробке, не проехав и одной остановки. Так или иначе, поток машин все равно замирает в районе Приволжского. Караван автомобилей черепашьим шагом доползает до Ново-Садовой и застывает на неопределенный срок. Декорации за окном маршрутки могут не меняться и по сорок минут. Достигнув Ново-Вокзальной, можно расслабиться. Но ненадолго. Точечные заторы застают врасплох и на Потапова, и на Революционной, и везде, где только может произойти рядовое ДТП.
Этот увлекательный квест я прохожу дважды в день на общественном транспорте. И вместе со мной еще множество людей. В переполненных автобусах – духота и теснота, в маршрутках – та же толчея и жуткий холод. Пассажиры нервничают и на волне общей раздраженности срываются друг на друга и кондуктора. Я их прекрасно понимаю: два года назад мой путь с работы до дома или обратно занимал не больше часа. Сейчас в этой обстановке приходится проводить по 3,5-4 часа в день. Уходить из дома в семь утра и возвращаться в лучшем случае в восемь вечера. Драгоценное время, пролетающее в пробке, можно было потратить на семью, дела или хобби, а приходится жертвовать ими.
Как человек нетерпеливый я решила составить план «Б», который избавит от многочасового пребывания в пробке. Для начала попробовала поехать с пересадкой на трамвае. Может, я тотальный неудачник, но первая же попытка осуществить задуманное провалилась с треском. Из забитого до отказа автобуса я втиснулась в не менее забитый трамвай (не одна я такая хитренькая, с пересадкой кататься). Уже через три остановки я вышла: двигавшийся во встречном направлении трамвай сошел с рельсов и перегородил путь всему живому. В итоге – треть пути пешком и опоздание на работу.
Вариант второй. Находчивые друзья в один голос твердят: «Что ты мучаешься? Пользуйся электричкой!» Но это только звучит так, будто вагон прямо к подъезду подают. На деле, чтобы попасть на ближайшую ЖД-станцию, надо с полчаса идти пешком через гаражи, дачи и прочие небезопасные курмыши. Даже если прихвачу с собой газовый баллончик и пойду по этой тропе храбрых и отчаянных, электричка довезет меня до вокзала, а дальше – топать еще минут 20 или ехать на автобусе. Долго и неэкономно.
На мое негодование нередко слышу пафосный ответ: «У кого есть машина, у того нет таких проблем». Конечно, путь на личном автомобиле куда комфортнее, сидишь в родимой ласточке, не дышишь чужим перегаром, никаких нервных пассажиров и давки. Но, увы, затор от этого не раскупоривается. Те же два часа придется простоять в пробке, да и еще и на бензин потратиться – плавали, знаем. И объездные пути, как показывает практика, тоже не выход
На этой грустной ноте вспоминаю слова из песни «Сплина»: «Выхода нет, ключ поверни и полетели». Да, пожалуй, единственный способ преодолеть путь с окраины до центра – сделать это по воздуху. То есть выхода, действительно, нет. Остается научиться держаться за поручень без рук и спать стоя, чтобы время в транспорте не пропадало зря. Или же по-быстрому эволюционировать до человека летающего с функцией уборки и готовки силой мысли.
Об авторе: Ирина Ремизова родилась в Самаре. В 2008 году поступила на факультет журналистики СГПУ. Работу в профессии начала с подготовки сюжетов и передач на самарском молодежном телеканале. В состав редакции сайта 63.ru вошла в 2013 году. Увлекается литературой, музыкой, кулинарией. Считает, что умеет петь, танцевать и рисовать, потому что никто не убедил ее в обратном.