Полтысячи просмотренных объявлений, десятки звонков и личных встреч. На поиск автомобиля с пробегом я потратил около трех месяцев, в течение которых ушлые автовладельцы и перекупы пытались мне продать под видом хороших и надежных машин, перекрашенные, неисправные и арестованные иномарки. Как это было – в авторской колонке корреспондента 63.ru.
16 декабря 2014 года стал днем, после которого спустя время и я, и миллионы граждан нашей державы подумали: «Не успел». Не успел по дешевке съездить отдохнуть за границу, не взял кредит в банке под низкий процент, не переоформил валютную ипотеку на рублевую, не стал обладателем новенького автомобиля, который тогда продавали по цене, за которую сейчас отдают машины с пробегом.
Тот черный вторник, который обрушил национальную валюту и ознаменовал новый финансовый кризис в России, значительно полнил ряды автолюбителей, желающих приобрести б/у автомобиль. Еще полгода назад в их числе был и я. Впрочем, сегодня лишь исключительные условия убедят меня купить автомобиль с пробегом.
О приобретении своей первой машины я задумался еще в начале 2016 года. Потратить на его покупку планировал 450 тысяч рублей. При этом несмотря на то, что опыт управления автомобилем у меня был совсем небольшой, осваивать навыки вождения хотелось не на «ведре с болтами», а на относительно комфортном бюджетном автомобиле.
Анализ рынка и динамика цен показала, что позволить себе я смогу лишь машину с пробегом.
Итак, в самом начале пути я определился с выбором машины, который пал на относительно молодежные иномарки. В приоритете были привлекательная внешность и надежность автомобиля. Следом шли дороговизна в обслуживании и комфорт. При этом хотелось приобрести «японца».
Свой выбор я остановил на Mitsubishi Lancer X – 2010-2011 годов выпуска и Mazda 3 (поколение 2009-2011). Поиском этих моделей я занимался на одном из самых популярных и крупных ресурсов автомобилей с пробегом в Свердловской области.
Глобальная сеть изобилует множеством форумов, на которых описана информация о том, какие данные об автомобиле нужно получать в первую очередь, прежде чем отправиться на смотрины машины.
Так, например, у продавца необходимо спросить является ли он владельцем транспортного средства или же он посредник (перекуп), есть ли на автомобиль оригинальный ПТС и сколько владельцев было у машины, какие ремонтные работы с ней проводили и имеется ли авто сервисная книжка. Немало важно узнать у автолюбителя идентификационный номер транспортного средства и сможет ли он приехать в автосервис, чтобы проверить исправность машины.
Конечно, вопросов к продавцам значительно больше, но именно эта информация мне позволила избежать встречи с нерадивыми продавцами.
Так, например, в поле моего зрения попал белый Mitsubishi Lancer 2011 года, который отдавали за 450 тысяч рублей. Владелец автомобиля подтвердил, что является единственным хозяином иномарки, что задокументировано в ПТС. При этом он сознался, что задняя арка «японца» была подкрашена. Мужчина вызывал доверие долгим и дружелюбным общением, подробно рассказывая о всех фактах жизни своего «железного коня». Вот только скинуть VIN автомобиля сразу не смог, сославшись на то, что все документы на машину находятся в ее салоне, а сам Lancer простаивает на стоянке.
Идентификационный номер иномарки он все же сбросил через пару дней вечером, накануне смотрин. Проверка истории автомобиля на сайте показала, что Mitsubishi арестован судебными приставами. Хозяин автомобиля по телефону лишь высказал негодование и удивление.
Еще один показательный случай произошел с другим Mitsubishi Lancer красного цвета. Продавец не скрывал, что он перекуп, и отдавал машину 2011 года за хорошую цену – 425 тысяч рублей. Однако с первых минут общения доверие к себе перекуп подорвал. Он отказался ехать в сервисный центр, сославшись на занятость. Однако сразу же скинул по MMS фотографию паспорта машины. Из документа я узнал имя и фамилию предыдущего владельца Mitsubishi из Пермского края. Найти его в социальной сети не составило труда. Мужчина рассказал об автомобиле всю подноготную. В частности, на момент продажи машины «японец» уже требовал ремонта подвески. А пробег иномарки составлял 130 тысяч километров. При этом на спидометре автомобиля – 75 тысяч километров.
С владельцами Mazda 3 разговор выходил еще короче. У автомобилей зачастую отсутствовал оригинальный ПТС, а количество хозяев японских иномарок превышало трех человек. При этом многие автомобили участвовали в ДТП и были перекрашены.
Конечно, хорошие иномарки с оригинальным ПТС, 1-2 владельцами, сервисной книгой тоже встречались на свердловском ресурсе. Однако такие редкие экземпляры в первые же часы появления на просторах интернета выкупают перекупы, которые ежечасно мониторят профильные сайты. И уже затем до неприличного взвинчивают цены.
Спустя несколько недель безнадежных поисков я понизил градус требований к автомобилю и сместил приоритеты. Теперь мой выбор пал на Opel Astra H и Ford Focus 2 рестайлинг.
Немецкий автомобили за 450 тысяч рублей отдавали с различными дефектами: перекрашенные элементы кузова, подвеска, требующая замены деталей, колоссальный пробег и прочее.
Устав от бесконечных звонков и нескольких смотрин, на которых заявленные машины не соответствовали реальному положению дел, я обратился за помощью в автосалон, где продают автомобили по программе Trade in. Мое внимание привлек Ford Focus 2 2011 года, который отдавали за 418 тысяч рублей. При такой невысокой цене у машины был всего один владелец, сервисная книга с отметками ТО у официального дилера и пробег в 55 тысяч километров. При этом сотрудники автосалона давали гарантию на исправность двигателя и подвески.
Впрочем, пятиминутная эйфория сменилась горьким разочарованием. Внимательный осмотр иномарки выявил серьезные недостатки кузова. С обеих сторон в районе колесных арок отсутствовали слои лакокрасочного покрытия (ЛКП), а на их месте зияла ржавчина. Толщиномер, который я привез с собой, показал что задние крылья автомобиля перед повторной покраской еще и грунтовали. В этих местах прибор показал около 1000 микрон, при средней заводской толщине ЛКП Ford Focus в 150 микрон. Кроме этого, на боковой части автомобиля имелась тонкая царапина длинною в 1,5 метра.
– Видимо, не там припарковалась, – подметил сотрудник автосалона.
Поход в автосалон стал последней каплей, после которой я передумал брать б/у автомобиль.
Конечно, за помощью я мог бы обратиться к автоподборщикам. Однако их услуги не из дешевых, а поиск машины может затянуться на долго время. Да и кто даст гарантию, что эти люди не из среды перекупов, которые хорошие экземпляры отдают своим.
Я мог бы еще ниже опустить планку запросов и требований к авто и довольствоваться надежными иномарками типа Toyota или Nissan, выпущенных около 10 лет назад. Среди этих машин немало хороших вариантов. Однако в автомобиле я хотел видеть не просто средство передвижения, а транспортное средство, от которого лично я буду получать удовольствие.
Один мой знакомый – опытный водитель сказал: «Саша, на рынке б/у автомобилей до 500 тысяч рублей сейчас ты уже не найдешь стоящие иномарки. Все хорошие машины с пробегом моментально выкупают люди, которые на этом зарабатывают. Либо эти машины продают своим друзьям и родственникам. Все остальные – это кот в мешке. И как правило, «драный кот». Впрочем, может и повезет».
Мне не повезло. Знакомых и друзей, которые бы продавали автомобили до 450 тысяч рублей у меня нет. А брать кота в мешке, чтобы потом тратить колоссальные суммы на запчасти, я не рискнул. Поэтому теперь только новый автомобиль. Пусть это будет более бюджетный вариант и в кредит. Зато спать буду спокойнее.
Об авторе: Александр Сергеев родился в Оренбурге. В 2014 году закончил факультет журналистики Оренбургского государственного университета. В Родном городе отработал пять лет на областном региональном телевидении. С 2017 года работает в команде сайта 63.ru. Увлечен научно-популярной литературой и фантастикой, кинематографом и спортом.
Фото: Фото Романа Данилкина и автора