Самарское лето – это поездки за Волгу. И тут ключевую роль играют старые добрые речные «трамвайчики», а теперь еще и скоростные «Восходы». Но солидный возраст флота вызывает у некоторых горожан тревогу относительно его надежности. Насколько безопасны речные суда, 63.ru выяснял вместе с сотрудниками Куйбышевской транспортной прокуратуры. Подробности – в фоторепортаже.
Первая на очереди – «Москва-37». Этот теплоход прибыл в Самару в 1976 году, и с тех пор каждое лето он курсирует по Волге. Конечно, за эти годы «Москву» ремонтировали, но она по-прежнему работает на родном двигателе.
Сейчас теплоход обслуживает самые популярные направления, в частности, Самара–Рождествено. В среднем в рабочий день по этому маршруту перевозят 1200–1300 человек, в выходные – до 2500–3000 пассажиров.
Нас встречает улыбчивый капитан Сергей Шешунов. Он, как и большинство его коллег, имеет солидный опыт работы за плечами. Сейчас в профессию идут лишь фанаты речного флота, но молодёжи немного.
– Это очень важный маршрут. Столько людей ездят. И достаточно комфортно, и достаточно быстро получается, – делится впечатлениями жительница Самары Зульфия Халмуратова.
Не прошло и пяти минут после высадки пассажиров, как «Москва» снова заполняется людьми. Для тех, кто ценит тишину и тепло, – нижняя палуба.
От осмотра палубы – к проверке документов. Их целая папка. Отсутствие хотя бы одного или нарушение – и судно просто не сможет выйти на маршрут. Одни из главных документов – свидетельство о годности к плаванию и пассажирское свидетельство. Их наличие говорит о том, что теплоход работоспособен и отвечает требованиям, предъявляемым к пассажирским судам.
– Пассажировместимость «Москвы-37» составляет 350 человек, - отметил ведущий специалист по флоту Самарского речного пассажирского предприятия Сергей Скиндер. - Буквально несколько недель назад увеличили пассажировместимость «Москвы-139» и «Москвы-95» также до 350 мест за счет установки новых сидений и других технологических процессов. И конечно, закупили дополнительные спасательные жилеты. Приоритет нашей работы – безопасность пассажиров.
На верхней палубе – свежий воздух и прекрасный вид на красоты волжских просторов. Заблаговременно нужно позаботиться о теплой одежде. Палуба открытая, и порой становится прохладно.
Замечаний по безопасности к «Москве-37» нет. Переходим на «Восход-08». Это скоростное судно на подводных крыльях Самара получила в 1993 году. Но спустя некоторое время его перестали эксплуатировать. Вновь на линию он вышел уже после 2010 года.
– У меня 32 года стажа. Сначала работала кассиром, потом пошла на «Восход». Но затем перешла на технический флот, 10 лет там проработала. Очень скучала по «Восходу». Когда его восстановили, появились мысли о возвращении. Проезжает порой мимо, и такая ностальгия охватывает. Так и тянуло! Вот и пришла снова на «Восход» к своему дружному коллективу, – рассказала матрос судна Светлана. – Пассажиров у нас много. Особенно – на маршруте Самара–Ширяево.
Если команда «Восхода» – это его душа, то двигатель – сердце. Правда, потребовалась «пересадка». В 2016 году на Тольяттинском судоремонтном заводе судно получило новое сердце – корейский двигатель Doosan.
В салоне «Восхода» – просторно и чисто. Правда, как на «Москве» интерьер нужно обновить. По словам Сергея Скиндера, в перспективе СРПП планирует выделить средства на эти цели. Например, внутреннее убранство «Восхода-02» уже обновили.
Во время поездки можно выйти на небольшой участок на палубе, но вылезать за ограждение строго запрещено.
Впрочем, некоторые замечания владельцы «Восхода» все же получили.
– В целом и «Москва-37», и «Восход-08» соответствуют требованиям безопасности. Мы проверили документы, страховку. В случае ЧП пострадавшие смогут получить выплаты. С этим все в порядке. К «Восходу» есть несколько претензий – отсутствуют стрелки путей эвакуации и план эвакуации в машинном отделении, нужно обновить инструкцию по сбору спасательных плотов. Все эти нарушения сотрудники СРПП устранили во время проверки, – рассказал старший помощник Куйбышевского транспортного прокурора Михаил Шаляпин.
Стоит отметить, что всего в пассажирских перевозках по Волге используют пять теплоходов типа «Москва», четыре «омика», три «Восхода», паром «Окский 35» и скоростную «Ингрию». Их пускают по маршрутам до Сызрани, Тольятти, Ширяево, Винновки, а также до причалов Зеленая Роща, Зольное, Гаврилова поляна, Шелехметь, Нижний и Средний пляж, пляж имени Фрунзе.