В Промышленном районном суде допросили свидетелей защиты по делу бывших участников летного отряда завода «Прогресс». Их обвиняют в мошенничестве при получении социальных выплат.
По версии следствия, в разные годы летчики и бортинженеры летных отрядов «Прогресса», «Кузнецова» и «Авиакора» получили незаконные выплаты за участие в ликвидации аварии на Чернобыльской атомной станции. Всего — около 50 человек. Следствие считает, что они предоставили фальшивые документы, на основе которых им начисляли социальное пособие.
По делам 40 авиаторов в разных районах города суды уже прошли: они сознались, получили условный срок. Теперь им предстоит компенсировать государству деньги, которые они получали за ликвидацию аварии на ЧАЭС.
В Промышленном районном суде слушается дело оставшихся авиаторов: авиатехника Олега Сухинина и второго пилота Александра Кириченко.
По версии следствия, в 1986 году мужчины входили в летные отряды завода «Прогресс». Экипажи регулярно вылетали на Украину, но не посещали 30-километровую зону отчуждения ЧАЭС.
Следователи считают, что в 2002 году ликвидаторам предложили вписать свои данные в поддельный бланк летного задания. Якобы 27 июня 1986 года они летали по маршруту Куйбышев — Борисполь — Припять — Куйбышев. Сторона обвинения уверена, что этих полетов не было, так как аэропорт в Припяти по техническим причинам не принимал самолеты Ан-26, которые отправляли из «Прогресса». С 2005 года чернобыльцы начали получать пенсию. За несколько лет им выплатили более 1,3 миллиона рублей.
Защита пригласила в суд участников летных отрядов с тем, чтобы попробовать доказать факт того, что полеты в зону отчуждения были и что самарские самолеты вывозили из Чернобыля людей.
Они рассказали, что летали на Украину 2–3 раза в месяц, перевозили грузы. Когда узнали, что на ЧАЭС произошла авария, командиры экипажей в нарушение летного задания приземлялись и брали на борт местных жителей.
— В самолетах сидели женщины и дети с сумками и баулами. Их попросту бросили там. Людей, конечно, оформляли. Но потом все документы приходилось уничтожать, так как мы нарушали летное задание, — говорили свидетели.
По их словам, летом 1986 года самарские самолеты в аэропортах встречали специалисты радиационной и химической защиты для дезактивации радиации.
— Во время одного из полетов ко мне подошел бортмеханик и предложил пройти к пилотам. Приборная доска напоминала новогоднюю елку — все лампочки светились, а счетчики Гейгера пищали и трещали без остановки, — рассказал один из бывших бортоператоров.
Счетчик Гейгера — прибор для измерения радиации. Сигнализирует о повышенном фоне характерным треском.
Радиация, которая была в зоне отчуждения, влияла не только на технику, но и на грузы, которые брали с собой на борт. Несколько пленок, которые отправляли из Украины в Россию, оказались засвечены. При этом контейнеры, в которых они хранились, никто не вскрывал.
Также радиация повлияла и на членов экипажа. Если не сразу, то несколько лет спустя у них начали проявляться последствия лучевой болезни — онкология и проблемы с щитовидной железой. В делах обвиняемых есть медицинские карточки и справки, которые подтверждают наличие проблем со здоровьем.
На следующей неделе суд продолжит допрос свидетелей. Если вина бывших авиаторов будет доказана, им грозит 10 лет лишения свободы, а также крупный штраф — до 1 миллиона рублей.
Главные новости Самары в формате фото и видео в нашем Instagram.