«Старость нужно уважать» — эта мысль большинству известна с детских лет. В Центре Активного Долголетия «Клён-парк» её берут за основу. Заботиться о пожилых людях, следить за их самочувствием, поддерживать, вселять в них надежду, заряжать бодростью и возвращать вкус к жизни — ежедневный функционал сотрудников Центра.
С такой задачей справится далеко не каждый. Тем, кто решил посвятить жизнь заботе о старшем поколении, требуется немало терпения, ласки и, что самое главное, любви. Директор «Клён-парка» Светлана Ледяхова уверена — работая с пожилыми людьми, нужно постоянно держать свое сердце открытым.
Руководитель согласилась рассказать о буднях постояльцев Центра, любимой работе и том, как ей удается подобрать ключ к сердцу каждого постояльца «Клён-парка».
— Светлана Михайловна, расскажите о вашем трудовом пути — какое образование получили, с чего начинали карьеру?
— Я закончила вуз по специальности «экономика и управление на предприятии», по квалификации — экономист-менеджер. Начинала работу в федеральной сети частных пансионатов для пожилых людей «УКСС» («Управляющая компания «Социальные системы»») с открытия маленького учреждения, рассчитанного на 36 человек. Сейчас в этой же сети я руковожу большим Центром, в котором смогут разместиться более 100 человек. Сегодня «Клён-парк» заполнен примерно наполовину.
— Как пришли к работе с пожилыми людьми? Это личная драма или желание души?
— В повседневной жизни я не раз сталкивалась с проблемами людей, которые не могли своевременно оказать необходимую помощь своим близким. Порой эта «неспособность» приводила к очень печальным последствиям. Чтобы не допустить таких ситуаций, и существует Центр Активного Долголетия «Клён-парк». Не каждый пожилой человек способен самостоятельно поесть, одеться, выйти на прогулку или оказать себе необходимый уход для восстановления здоровья. Многим требуется постоянное наблюдение, в том числе и медицинское. Благодаря нашему персоналу, а также заключенным договорам с пятью разными больницами города Самары, постояльцы Центра получают и то, и другое.
«Чтобы выдержать такой груз забот, нужна хорошая психологическая подготовка»
— К чему должен быть готов человек, который идет работать с пожилыми людьми? Обязательно ли иметь специальное образование?
— Работа в нашей сфере сопряжена с огромной ответственностью. Пожилые — они как маленькие дети, за ними нужен глаз да глаз. К тому же, у многих людей в возрасте зачастую развивается деменция, они многое забывают и никого не узнают. Ответственность за персонал, который ухаживает за постояльцами «Клён-парка», ложится на мои плечи.
Чтобы выдержать такой груз забот, нужна хорошая психологическая подготовка. Не так давно я получила дополнительное образование по программе «психолог-консультант». Мой кабинет, как и всегда, открыт, но теперь я с еще большим желанием готова выслушать, успокоить, дать совет своим подопечным. Часто постояльцы приходят поговорить по душам, рассказать о своих переживаниях. Людям в возрасте важно почувствовать рядом опору, убедиться, что их понимают.
Медработники имеют соответствующее образование. Сиделок же мы можем обучить программе младшей медицинской сестры от компании.
— Какими личными качествами должен обладать специалист, работающий с пожилыми людьми? Как выстроить успешное взаимодействие с ними, с их родственниками?
— В нашем деле важно постоянно держать сердце открытым. Постояльцы ждут от нас поддержки и внимания, которые, в силу своей занятости, им не всегда могут дать их близкие люди. Персонал должен быть готов к общению, пониманию и состраданию, так как некоторые люди восстанавливаются у нас после различных операций и тяжелых травм.
Зачастую работать с родственниками сложнее, чем с постояльцами. Я их хорошо понимаю, они переживают за своих близких. Нужно войти в ситуацию каждого клиента и постояльца, быть в курсе всех событий. Мой личный номер телефона есть у всех без исключения клиентов, родные которых находятся на моем попечении. На связи я постоянно.
— Можете вспомнить какой-то сложный случай из практики, когда ваш опыт и подход помогли человеку адаптироваться в новом учреждении?
— Помню, к нам привезли бабушку, которая ничего не хотела. После общения и занятий к ней вернулся жизненный тонус, она начала садиться, а затем и ходить. Сейчас она уже делает зарядку и развлекает себя творчеством — лепит из пластилина, раскрашивает картины. Это очень важно — найти с человеком контакт и заниматься с ним постоянно, тогда успех обязательно придет. Сложности есть у всех, главное — правильно поставить задачу и работать над ней.
«К нам не приезжают жить, к нам приезжают восстанавливаться»
— Сейчас вы руководите Центром Активного Долголетия «Клён-парк». Чем ваше детище отличается от обычного пансионата/дома престарелых?
— У нас абсолютно другой подход к работе. К своим постояльцам мы относимся требовательнее и строже, нам важно сделать так, чтобы у них появилось желание бороться со своим недугом. Только благодаря этому они могут соблюдать наши рекомендации, проделывать определенные упражнения и др. К нам не приезжают жить, к нам приезжают восстанавливаться. Так как мы несем ответственность за каждого человека, находящегося на нашей территории, к размещению новых постояльцев предъявляем определенные требования. Так, сейчас, в период пандемии, мы не принимаем без справок о состоянии здоровья, в том числе и отрицательного теста на COVID-19. К слову, я прохожу тестирование на коронавирус еженедельно, чтобы не подвергать опасности постояльцев, ведь я нахожусь в пансионате каждый день и не могу рисковать их здоровьем.
— С какими сложностями пришлось столкнуться за время самоизоляции? Как удалось с ними справиться?
— Мы приняли все меры, чтобы избежать заражения постояльцев. Персонал работает вахтовым методом и территорию Центра не покидает, поэтому риск занести заразу извне сведен к минимуму. Всё необходимое для функционирования Центра заказываем удаленно. Часть комнат оборудовали под карантинный блок.
Связь между родственниками и постояльцами сейчас осуществляется по телефону и видеосвязи. Также у нас есть группа в WhatsApp для клиентов, где они могут увидеть, как мы занимаемся и проводим досуг.
Родственники с пониманием относятся к тому, что посещения пока невозможны, ведь мы в первую очередь заботимся о здоровье их близких. Как только эпидемиологическая обстановка вновь станет благоприятной, двери «Клён-парка» снова откроются для посещения постояльцев родными и близкими.
— Светлана Михайловна, вы как человек, посвящающий работе колоссальное количество времени, можете описать отношение к своей профессии? Формируя команду специалистов на объекте, наверняка вы хотите привлечь лучших из них. Удается ли вам это? Возможно, на сегодняшний день у вас есть открытые вакансии, и к вашей команде можно присоединиться?
— Мы подходим к подбору персонала очень ответственно, люди, которые будут работать в Центре, должны поддерживать нашу философию, быть с нами на одной волне. Вакансии на сегодняшний день имеются. Мы ищем помощника повара, нам нужен хозяйственник — мастер на все руки. Также открыты вакансии сиделки и медбрата. Я люблю свою работу и хочу, чтобы моя команда любила ее не меньше. Мы будем рады как новым постояльцам, так и новым специалистам в нашем Центре Активного Долголетия «Клён-парк».
Центр Активного Долголетия «Клён-парк»;
Самара, Кировский район, Студеный овраг, 3-я линия, д. 116;
8 (846) 229–40–93, 8 905 319–49–99.