Ученые Самарского университета начали исследовать исторически достоверный графический документ, который позволяет судить о том, как выглядела Самара 30-х годов XVIII века. Речь идет о гравюре «Город Самара на Волге», сделанной по рисунку англичанина Джона Кэстля.
Главная цель научного коллектива — исследовать и изложить историю присоединения, освоения приграничных земель с 1734-го до 1851 года, даты образования Самарской губернии.
Руководитель исследования, доктор исторических наук, профессор Самарского университета Юрий Смирнов утверждает, что этот рисунок превосходит по своей достоверности более ранние и перекочевывающие из одного краеведческого издания в другое изображения Самары авторства путешественников Адама Олеария и Корнелия де Бруин.
— Долгое время гравюра Кэстля не использовалась ни в одной из работ по истории и архитектуре нашего города. Хотя этот англичанин — первый из художников, кто видел и рисовал Самару, не просто проплывая мимо нее по реке, как немец Олеарий или голландец де Бруин, а прожив в нашем городе несколько лет. Думаю, эта гравюра изменит представление о градостроительном облике Самары того времени, — высказал свою точку зрения Юрий Смирнов.
Расположение крепостных сооружений на гравюре, по словам Юрия Смирнова, не совпадает полностью ни с одной из известных современных реконструкций облика города.
— Последние делались в основном по словесным описаниям или по сомнительной точности зарисовкам. Гравюра Кэстля дает возможность увидеть храмы Самары — ни один из них не сохранился до наших дней. Их не было уже в XIX веке, кроме церкви Спасо-Преображенского женского монастыря, разрушенной в 1950-е годы. Бросаются в глаза на рисунке англичанина и изображенные с восточной стороны Самары земляной вал, деревянные жилые постройки, каменная церковь Николая Чудотворца, деревянные Троицкая и Вознесенская церкви, два монастыря — мужской и женский. Из крепостных сооружений впечатление производит возвышающаяся над городом сторожевая башня, названная художником Ein Wachthurm (нем. «сторожевая башня») Документы, оставленные Джоном Кэстлем, — зарисовки и дневниковые записи — представляют научный интерес еще и в контексте исторических событий тех лет. Англичанин был приглашен в качестве художника в состав Оренбургской экспедиции, продолжавшейся с 1734-го по 1744 год. По решению правительства ее участники занимались расширением границ России на юго-восток. В тот период к российской империи были присоединены территории на Южном Урале, в Казахстане и Зауралье. Экспедицию сопровождали регулярные и иррегулярные войска. А штаб Оренбургской экспедиции в те годы располагался в Самаре. Наш город в то время был пограничной крепостью, а в восприятии иностранцев — краем страны: в своих записках они так и писали: «Я выехал за пределы империи», это означало, что человек покинул Самару, а дальше его взгляду открывались только степи и кочевники. В этой связи записи иностранцев о событиях тех лет представляют особенную историческую ценность — анализ их письменного и художественного наследия пополнят наши знания о важной эпохе российской истории и жизни юго-востока страны. Тем более что дневники Джона Кастла написаны живым и бойким языком, как бы сейчас сказали — в форме блога, — рассказал Юрий Смирнов.
Есть в его дневниковых записях и переписка с тайным советником Василием Татищевым, который несколько лет возглавлял Оренбургскую экспедицию и основал Ставрополь-на-Волге — сейчас Тольятти.