В прошлом обзоре мы собрали несколько интересных историй про Самару, но есть еще немало легенд, которые вам наверняка понравятся. Больше загадок - в этом материале!
Голод в Поволжье
В истории Самары есть и очень страшные периоды. В 1919 году началось отчуждение зерновых хлебов в распоряжение государства. В хлебе нуждались Красная армия и так называемые «бесхлебные районы». Взамен крестьянам полагались «установленные твердые суммы».
Так в Самаре начался голод. Сначала люди продавали последние вещи, чтобы купить муку и прокормить семью, но и это продовольствие забирали. В ход шли кора деревьев, крапива, листья, желуди, домашние питомцы. Даже было немало случаев людоедства! Кроме того, обессиливших рабочих заставляли работать еще два часа сверх нормы. Как следствие - начались восстания крестьян, которые советская власть подавляла пулями и штыками.
Убийство губернатора
В свое время за усмирение крестьянских бунтов досталось тринадцатому по счету самарскому губернатору Ивану Львовичу Блоку: он был убит бомбой террориста-эсера Григория Фролова прямо в своей пролетке посередине улицы. Разрушительная сила брошенного снаряда была так велика, что по обеим сторонам улицы вылетели стёкла в домах. А тело губернатора приземлилось в ужасном виде.
Залитого кровью бегущего прочь Григория Фролова задержали в нескольких кварталах от места взрыва. Позже он с удовольствием вспоминал теракт в мемуарах и признавался, что партия социалистов-революционеров пыталась убить Блока, но случай не представлялся.
Эсеры также не взлюбили губернатора за решительное пресечение антиправительственной деятельности, организацию арестов и подавление революционных выступлений. Вслед за отцом ушел из жизни и старший сын Блока Иван: он принес в учебное заведение оружие покойного отца и застрелился на глазах у своих однокашников в знак протеста.
Особняк с подземными ходами
Еще одна история о необычной смерти связана с хозяином дома Курлиной купцом Александром. Бытует мнение, что некоторые купеческие дома Самары соединены тоннелем, который является частью пожарного водопровода. Какого размера были эти подземные ходы, не ясно, но гипотетически жильцы одного здания могли беспрепятственно попасть в другое. По слухам, Александр Курлин умер не своей смертью, а от рук супруги Сашеньки.
Есть предположение, что у Александры Курлиной случился адюльтер с представителем известной в Самаре семьи купцов Шихобаловых Антоном. И любовник приносил ей в подземелье еду и всё необходимое, пока она скрывалась в тоннелях после убийства мужа.
Сегодня это легендарное здание живет другой, мирной, спокойной жизнью: здесь находится музей модерна.
Привидения в музее Ленина
Но есть в Самаре и «неспокойные музеи». С мая 1890 года в стенах Дома-музея Ленина творится какая-то чертовщина. Когда-то здесь вместе с многочисленными родственниками жил 19-летний Владимир Ленин.
Работники и посетители музейного комплекса сталкивались с такими необычными явлениями, как перемещение постельных и письменных принадлежностей, позвякивание телефона — как будто кто-то набирает номер, шаги, постукивания и побрякивания, мерцание свечи в окне (хотя свечи в музее не хранятся), самопроизвольное включение и выключение света.
Бывало даже такое: на шахматной доске менялись местами фигуры. Вечером музейные работники выставляли один шахматный этюд, а утром обнаруживали другой.
Но самые необычные случаи связаны с ароматом любимых всеми Ульяновыми печеных пирогов с капустой. Как бы то ни было, но «сожительство» с привидениями музейным работникам не мешает.
Зэки «Самарского креста»
А это другое известное здание города на Волге. В легендарной городской тюрьме сидел весь цвет уголовного мира Поволжья, Кавказа и Туркестана. Здесь побывало и немало политических заключенных — например, сосланная в Самару муза вождя мирового пролетариата Инесса Арманд, а также известные большевики Алексей Рыков и Николай Шверник.
Но самым примечательным «гостем» можно считать революционера Валериана Владимировича Куйбышева, в честь которого позже был назван наш город. Он сидел здесь вместе с гражданской женой Паной Стяжкиной за побег из иркутской ссылки. В «Самарском кресте» паре удалось заключить брак и даже родить сына Владимира.
Английские шпионы в Куйбышеве
Удивительно, но в советские годы в Самаре успели пожить два шпиона из самой эффективной группы советских разведчиков «Кембриджской пятерки» — Гай Бёрджесс и Дональд Маклин. Их завербовали в 30-х годах XX века в Кембриджском университете, студенты увлекались коммунистическими идеями и симпатизировали Советскому Союзу.
Занимая важные должности в правительстве Великобритании, шпионы сумели добыть для СССР множество самых ценных сведений, но в 1950 году их заподозрили в предательстве. Москва решила вывезти своих резидентов в провинциальный Куйбышев, где Дональд Маклин стал Марком Петровичем Фрейзером, а Гай Бёрджесс — Джимом Андреевичем Элиотом.
Харизматичный Бёрджесс-Элиот скучал в Куйбышеве, а Маклин-Фрейзер стал работать преподавателем кафедры английского языка в педагогическом институте и завел немало друзей среди местных. Правда, через четыре года шпионы все-таки вернулись в Москву.
Испанский детдом
От англичан — к испанцам. Во время гражданской войны в Пиренеях многие родители-республиканцы отправили своих детей в СССР. В Самаре испанских подростков поселили в курортно-дачном районе — на поляне имени Фрунзе. Снаружи дом казался дворцом, но условия, в которых оказались ребята, были далеки от сказочных. Тесные грязные корпуса, отсутствие своевременной медицинской помощи, нехватка одежды и еды.
Воспитанников и педагогов интерната даже не включили в плановое снабжение! Но даже какие-то крохи до оголодавших детей доходили не всегда. Имеющие доступ к еде советские работники тащили буквально всё, что плохо лежало.
Однако, как только над местными чиновниками нависла реальная угроза, жизнь в интернате стала налаживаться. Подростков обеспечили и едой, и постельным бельем, и одеждой, и даже досугом. Уезжавшие из Испании лишь на несколько лет, чтобы переждать гражданскую войну, ребята остались в СССР на долгие годы.
Основатель пяти городов
Речь пойдет, конечно же, о Василии Татищеве. В 1719-м его официально определили к «землемерию государства всего и сочинению подробной географии российской с ландкартами». Сначала Татищев отправился на Урал: строить заводы, разрабатывать месторождения и искать новые. Первым в списке основанных им городов стал Екатеринбург, затем к нему присоединились Пермь, Челябинск, Орск и, конечно, Тольятти.
Только раньше Тольятти назывался Ставрополь и находился в другом месте. Татищев лично выбрал лучшее место под город на волжских берегах, но в 1953–1955 годах при создании Куйбышевского водохранилища Ставрополь уходит на дно и «переезжает» на более высокое место. А через несколько лет от прежнего поселения не останется даже имени. В 1964 году город назовут в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти.
Золотые горы металлурга
От основателя городов — к основателю завода. Первый директор завода Металлургов Павел Мочалов смог построить головокружительную карьеру в суровые времена сталинских репрессий и Второй мировой войны. Имя металлурга окружено мифами про шикарную жизнь, золотые горы и даже тайную вторую семью.
В 1951 Павел Петрович стал директором строящегося металлургического завода № 511 и заодно главой треста «Металлургстрой», возводящего завод. Он вырастил предприятие от бумажного проекта до огромных цехов с самым современным оборудованием. Мочалов был лично знаком с Никитой Хрущевым и Леонидом Брежневым, неоднократно ему предлагали переехать в Москву, приглашали на должность замминистра промышленности, но он отказывался — слишком любил свой завод.
Люди считали его чуть ли не подпольным олигархом, но всеми нажитыми директором металлургического завода богатствами были четырехкомнатная квартира в историческом центре Самары, дача на участке в 9 соток на 9-й просеке и автомобиль ГАЗ-24.
Исчезновение памятника Александру II
Вспомним и памятники, которые когда-то считались символами Самары — например, десятиметровый и многотонный монумент, который был лучшим памятником Александру II во всем Поволжье. Его установили в августе 1889 года на Алексеевской площади (сейчас площадь Революции). Скульптура простояла до 20-х годов XX века, а после революции и занятия города большевиками памятник заколотили досками.
По Самаре гуляют мифы, что позже памятник отправили на дно Волги, но поиски дайверов успехом не увенчались. Историки уверены, что скульптурную композицию к 1925 году распилили на лом и отправили на переплавку.
Уничтожение храма Христа Спасителя
Главную городскую святыню — кафедральный собор во имя Христа Спасителя — начали строить в 1869 году и закончили только через четверть века, в 1894 году. На возведение храма ушло несколько миллионов кирпичей.
Просуществовал главный храм Самары чуть больше, чем строился — 36 лет. После революции Соборную площадь переименовали сначала в Коммунальную, а позже дали ей имя Валериана Куйбышева. В 1930 году советские власти решили использовать храм как дом культуры строителей.
В конце концов приняли решение разрушить собор — его разбирали четыре года, поэтапно взрывая. Последней в 1935 году уничтожили колокольню. Судя по описаниям современников, этот взрыв был каким-то эпическим: колокольня метров на 20 подлетела вверх и рассыпалась на всей площади.
Поселок лунатиков
Еще одно таинственное (и последнее в этой подборке) место Самары — Зубчаниновка. В 90-е жителей Зубчаги обходили стороной, да и сейчас побаиваются. Цыганский поселок на окраине города имеет не лучшую репутацию. Трудно себе представить, что 100 лет назад Зубчаниновка была поселком образцового содержания, а тогдашних обитателей Зубчаги называли «лунатиками».
Первые поселенцы принадлежали к разным социальным слоям, но абсолютное большинство были людьми образованными. Новоиспеченные собственники использовали дома скорее как загородные дачи, сажали тут только цветы и деревья и разгуливали по улицам в приличных платьях и с зонтиками. Жители соседней Смышляевки за глаза прозвали зубчаниновцев лунатиками — людьми не от мира сего.
А первые цыгане появились в поселке чуть позже, когда началось строительство железной дороги.
Подробные материалы по каждой истории вы можете найти в рубрике «Городские легенды».