Город Городские легенды фоторепортаж «Сухогруз потащил мост за собой»: рассказываем о крупнейшей в истории речной катастрофе на Самарке

«Сухогруз потащил мост за собой»: рассказываем о крупнейшей в истории речной катастрофе на Самарке

В трагедии погибла жена судового электрика, а капитану «Волго-Дона» отрезали ступню

«Огромная железобетонная конструкция сдвинулась на несколько метров вбок, потеряла точку опоры, а затем с десятиметровой высоты рухнула на злополучный сухогруз»

15 сентября 1954 года в Самаре произошло событие, которое дало импульс развитию города на десятки лет вперед: открытие движения по автомобильному мосту через реку Самара в створе улицы Главной. Как и кто его строил? И почему мост, казавшийся нерушимой глыбой, рухнул в 1971 году? И какую роль в этом сыграла эпидемия холеры? Об этом и многом другом читайте в нашем материале.

Лошади падали вместе с повозками

В начале XX века добраться с одного берега реки Самары на другой было весьма проблематично. Горожан очень выручала наплавная конструкция с мощеными каменными дамбами и раздвижными элементами для пропуска проходящих по реке судов. Одно из неудобств было в том, что каждую зиму мост разбирали и до весны хранили на берегу. Кроме того, весной и осенью, когда мост принимал на себя самую высокую нагрузку, на нем случались десятки дорожно-транспортных происшествий. Если на реке поднималась высокая волна, то лошади, напуганные качкой, начинали в панике метаться по мосту, ломали перила и в итоге падали в воду. А однажды работа понтонного моста и вовсе оказалась парализованной на две недели: начавшийся весной ледоход разорвал конструкцию пополам. Из-за этого транспортное сообщение засамарской слободы с центром на время было прекращено.

В 20-е годы XX века в Самаре началась бурная индустриализация. И понтонный мост не мог обслуживать нужды крупного промышленного города.

Понтонный мост через реку Самара

«Понтонный мост, который был установлен в 1945 году, пришел в негодность… Прошу обсудить вопрос строительства нового моста на бюро Обкома ВКП (б) с вызовом всех заинтересованных организаций», — говорится в документе конца 40-х годов прошлого века за подписью зампредседателя исполкома облсовета депутатов трудящихся.

Бумага отчасти и послужила отправной точкой для строительства новой переправы через Самару.

Возводить мост начали в 1952 году. По информации из официальных источников, на стройку привлекали рабочих не только из Куйбышева, но и из Свердловска и Челябинска. А также — заключенных самарских лагерей.

Казалось, что эта мощная конструкция будет стоять вечно
Мост строили инженеры из нескольких регионов страны и самарские зэки
Соединил два берега реки Самары

В итоге мост длиной 250 метров и шириной 13,5 метров построили за два года. И в торжественной обстановке открыли его 15 сентября 1954 года.

Последние штрихи на строительстве моста

Посмотреть на это собрались тысячи человек. Вот как писали об открытии моста на следующий день в газете «Волжская Коммуна»:

— С улицы Водников народ всё пребывает. Каждый всматривается в новое замечательное сооружение. Издали видны узорчатые перильные ограждения, массивные чугунные цоколи, стальные мачты… Уложено более 30 тысяч кубометров бетона, 1500 тонн металлических конструкций, выполнено 150 тысяч кубометров земляных работ. Все строители без исключения выполнили и перевыполнили нормы.

В день открытия по мосту не только поехали машины, но и пошли пешеходы, которым было очень интересно взглянуть на новое, современное сооружение
Мост сразу после его открытия в сентябре 1954 года

Начало эксплуатации моста стало настоящим событием в жизни горожан. По мосту пустили машины и общественный транспорт. И на другой берег Самары пришла цивилизация. Сооружение эксплуатировали без серьезных происшествий 17 лет. Оно казалось нерушимой многотонной глыбой, которую ничто не смогло сломать. Однако, это оказалось не так.

«Не проходишь! Давай полный назад!»

Катастрофа случилась 15 мая 1971 года. В этот день грузовой теплоход столкнулся с мостом. Погибла женщина. Картину трагедии восстановили во всех подробностях следователи прокуратуры Куйбышевской области.

— Как выяснилось, днем раньше в новой бухте Куйбышевского речного порта, что расположена непосредственно около моста, встал на разгрузку теплоход «Волго-Дон-12», который доставил сюда 5230 тонн угля. После Куйбышева «Волго-Дон-12» должен был идти порожняком в Тольятти за новым грузом. Разгрузка угля закончилась около пяти часов вечера, и, чтобы выйти из новой бухты на фарватер Самары и потом отправиться вверх по Волге, капитан теплохода Борис Миронов запросил помощь буксировщика. Для чего же он был нужен? Оказывается, новая бухта располагается слишком близко к мосту, и для правильного подхода к нему в условиях весеннего быстрого течения реки сухогруз должен был выписать по ее водному зеркалу довольно сложный двойной зигзаг. Миронов справедливо опасался, что самостоятельно такой рискованный маневр он выполнить не сможет, и потому вполне обоснованно понадеялся на опыт местного капитана, — рассказал о том дне по восстановленным фактам самарский писатель Валерий Ерофеев на ресурсе «Историческая Самара».

На помощь «Волго-Дону-12» диспетчер речного порта выслал 600-сильный буксировщик «Алексей Жихарев» под командованием капитана Петра Сазонтова. Около семи часов вечера толкач взял сухогруз на буксир и медленно вывел его из бухты. Следователи выяснили, что оба капитана старались закончить сложный маневр как можно быстрее до темноты и толком не синхронизировали свои действия. Это и сыграло роковую роль. Тем более, по информации, которую выяснил Валерий Ерофеев, капитан сухогруза вовремя не сообщил, что балластные цистерны его судна не заполнены водой. Следовательно, масса теплохода значительно меньше заявленной. Это снизило управляемость сцепленных судов.

Валерий Ерофеев в своей работе подробно описывает сам момент столкновения с мостовой опорой:

— Сцепка из буксировщика и сухогруза подошла к мосту через Самару. Сазонтов впоследствии рассказывал, что его толкач уже вошел под мост, но в этот момент он увидел, что корму сухогруза быстрым течением несет прямо к левой опоре моста. Ведь он не знал о том, что «Волго-Дон-12» из-за отсутствия балласта оказался легче нормы… Сазонтов, увидев опасное сближение сухогруза с мостом, тут же крикнул Миронову по рации: «Не проходишь! Давай полный назад!» Однако уже было поздно. Миронов, согласно его показаниям, попытался было переложить рули влево, чтобы корма теплохода ушла вправо от опоры. Однако в этот момент он буквально в нескольких метрах от стекла рулевой рубки увидел наплывающую на него арку моста. Поняв, что столкновения избежать не удастся, Миронов кинулся из стеклянной коробки наружу, но убежать не смог: рубка все-таки зацепила перекрытие моста.

Дальше, по рассказам Валерия Ерофеева, случилось непонятное: эта непрочная конструкция из стекла и легких металлических уголков не только не смялась от первого контакта с мостом, но, наоборот, потащила мостовое перекрытие за собой. В результате огромная железобетонная конструкция сдвинулась на несколько метров вбок, потеряла точку опоры, а затем с десятиметровой высоты рухнула на злополучный сухогруз.

В результате ЧП погибла жена судового электрика. В момент аварии она находилась в одной из кают, которую смяло опорой моста. Пострадал и капитан сухогруза. Выскочить из рулевой рубки он не успел. И ему придавило ноги и грудь.

Жертв этого страшного инцидента могло бы быть и больше. В момент крушения по мосту ехал троллейбус № 6 с пассажирами. Водитель каким-то чудом остановил транспорт буквально в паре метров от образовавшегося обрыва. После этого происшествия мост ремонтировали около года.

Капитану отрезали ступню

На первых порах виновным в ЧП посчитали капитана буксировщика. Ведь, на первый взгляд, именно он не справился с управлением и спровоцировал трагедию. Спас положение Борис Миронов, который не побоялся признаться в том, что вел сухогруз с пустыми балластными цистернами. Его объяснение оказалось весьма интересным.

— Оказывается, незадолго до того бассейновая санэпидстанция сообщила Миронову по рации, что забор воды из Самары в качестве балласта запрещен. Запрет же был введен из-за угрозы распространения по Волге холеры, эпидемия которой в 1970–1971 годах разгорелась во всем Поволжье. По этой же причине в те годы не разрешалось не только брать воду из реки для питья, но также купаться, ловить рыбу, стирать белье и вообще употреблять ее для технических целей. Правда, в бассейновой санинспекции факт передачи ими такого распоряжения отрицали, — рассказал Валерий Ерофеев.

По официальной версии, в этой истории оказался только один конкретный виновный — капитан теплохода «Волго-Дон-12» Борис Миронов. Но поскольку в результате аварии он сам оказался пострадавшим и получил вторую группу инвалидности (ему ампутировали ступню на правой ноге), то в конце концов прокуратура решила прекратить уголовное дело также и в отношении капитана.

Через год, в мае 1972 года, движение по мосту восстановили. Причем, как пишут очевидцы, без рухнувших креплений. К счастью, других серьезных ЧП на мосту не было, и он стоит до сих пор.

Мост на улице Главной и сегодня на службе у горожан

Разгрузить старый мост на Главной должен расположенный рядом Самарский (Фрунзенский) мост. Движение по мосту открыто, сейчас идет строительство развязок.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
41
ТОП 5
Мнение
Жизнь без прописки и график уборки туалета. Эксперт — о главных рисках при покупке апартаментов и долей в квартирах
Анонимное мнение
Мнение
«Питаться в кафе дешевле, чем дома». Как россиянка живет в «городе пенсионеров» во Вьетнаме
Анонимное мнение
Мнение
«Ипотеки нет»: какие остались способы купить квартиру при новой ставке ЦБ
Анонимное мнение
Мнение
«Бессмысленное издевательство над собой». Можно ли правильно питаться на 1000 рублей в неделю: эксперимент
Анонимное мнение
Мнение
«Всё просто — американцы делают деньги»: забугорный праздник Хэллоуин — глазами эмигрантки из Самары
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления