В Самаре есть свои кремлевские куранты. Они, конечно, немного меньше своих столичных «коллег», но по своему происхождению вполне достойны так называться. Находятся они в башне здания штаба Второй гвардейской армии. Доступ посторонним сюда запрещен, но для нас военные сделали исключение, чтобы мы могли показать вам этот уникальный механизм. О часах, которые находятся на высоте восьмого этажа, нам рассказал коллекционер и реставратор Сергей Шинкарёв.
— С какого момента эти часы находятся на здании штаба Второй гвардейской армии (раньше — штаб Приволжского военного округа)?
— Здание штаба было построено в 1932 году, и башня была возведена специально под эти часы.
— Значит, их откуда-то привезли?
— Да. Эти часы находились в Оренбурге, в гостином дворе, он и сейчас существует. К середине ХIХ века часы перенесли на гауптвахту, которая находилась на берегу реки Урал, рядом с памятником Чкалову. Командующий из нашего штаба Шапошников увидел на гауптвахте эти часы и дал команду перевезти их в здание нашего штаба, которое находилось в процессе постройки.
— Что особенного в этих часах?
— Механизм! Он был собран в 1864 году в Санкт-Петербурге немецким часовщиком Иоганном Фридрихом Веуле, который основал свою компанию в Санкт-Петербурге 20 октября 1836 года. На механизме была бирка с его инициалами, но она утеряна, остались только дырки на месте, куда она прикреплялась.
Сейчас часы с таким старинным механизмом остались только в здании нашего штаба и где-то в Абхазии. Ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге таких нет. В Самаре, например, на том же костеле часы в башне — электронные: поставил и забыл. А эти — старинные, за ними необходимо следить, потому что они могут отставать! Их маятник весит 36 кг. Часы имеют три гири — каждая по 110 кг. Сердце этих часов — анкерный механизм, который включает в себя вилку и шестеренку.
— Они когда-нибудь вставали?
— В 60-х годах. Починили их в 1980-м. Проработали они недолго, хотя советские ремонтники хвалились качеством работы. Это произошло потому, что их только заводили, а смазывали редко. И только полтора года назад я их восстановил — к 9 мая 2020 года. Это произошло по инициативе командования 2-й армии и лично заместителя командующего полковника Павла Олексюка. Он давно горел идеей привести часы в рабочее состояние.
Из архивных документов: часовых дел мастер Щербинин рассказывал: «Ремонт и настройка подобных часов была нам в новинку. Наша реставрационная группа, впервые поднявшись на башню, нашла очень хитроумную, сложную систему шестерен, валов, канатов, семи колоколов, маятником весом 36 килограммов и гирями по 110 килограммов. Механизм мы датировали началом — серединой XIX века. Порой не верилось, что куранты заговорят, механизм был изношен до предела, а его необычность заставляла буквально прослушивать каждую деталь, нужно было определить, что и как менять, из какого материала делать. Часто мы оставались в часовой аппаратной и на ночь, заваривая крепкий чай, размышляли и спорили до зари… Так, например, новые паллеты мы изготовили из чистого вольфрама, заменили подшипники, выточили втулки из бериллиевой бронзы…»
— Вы восстанавливали их прямо в башне?
— Нет, я всё разбирал до винтика и вывозил. Главный враг механизма — пыль, которая смешивается с маслом и забивается в механизмы, создавая эффект наждачки — бронзовый механизм изнашивается. Убрать это можно с помощью бензина, поэтому мне пришлось всё вывозить отсюда, здесь много дерева: полы, потолок, стены, лестницы. К тому же здесь мало света: вытачивать подшипники нужно было с хорошим освещением.
— Как происходит ТО часов? С какой периодичностью?
— Как такого ТО нет, нужно просто делать следующее: заводить часы, как только гири опустятся (два раза в неделю) и смазывать механизмы два-три раза в неделю, они быстро сохнут. Я придумал ванночку для анкерной шестеренки, подвесил ее, и она, крутясь, опускается в масло и таким образом не высыхает! ТО на данный момент происходит на месте и не требует разбора часов: берется шприц и смазывается каждая шестеренка и ось. Главный механизм часов нужно смазывать с обеих сторон.
— Какое масло используется?
—Синтетическое дорогое машинное масло.
— Каким образом работают циферблаты от механизма?
— К циферблатам от механизма идет карданный вал длиной 9 метров, он спрятан в стене в специальном коробе. За ним следуют шестеренки, через которые секунды переходят в минуты и часы, и приводят в движение стрелки. Тросы тоже восстановлены. И сами циферблаты я тоже восстанавливал вручную. Тяга передается на три циферблата. Для четвертого циферблата на этой башне места нет.
— Расскажите о колоколах: они в рабочем состоянии?
— Сейчас — да. Колокола отлиты в начале ХIХ века в городе Нижний Ломов. Большой колокол весит 500 кг. Они бьют каждые 15 минут. Колокола били до середины 60-х, потом часы замолчали и к 1974 году вовсе встали. За ремонт взялись лишь в олимпийский восьмидесятый, силами «Куйбышеввремчасбыт».
(Послушайте, как звонят часы. — Прим. ред.)
— Зимой какой-то определенный уход требуется?
— Нет, лишь бы масло не замерзало!