
Башни самарского костела выполнены в готическом стиле
Фото: Сергей Бобин
Поделиться
Откуда в самарской православной глубинке католическое здание высотой 47 метров в форме креста? И что символизируют готические башенки на крыше? Как чаще всего называют польский костел самарцы? Мы отправились в храм Пресвятого сердца Иисуса, чтобы выяснить это и показать нашим читателям вблизи то, что находится на крыше одного из самых знаменитых зданий города.
Посмотрите видео.
Откуда у нас костел?
В XVII веке после прекращения Русско-польской войны шляхтичи изъявили желание служить русскому царю, потому что за службу они получали земли, в том числе и на Средней Волге. В XIX веке к потомкам шляхтичей присоединились высланные с родины поляки. Так в нашем городе образовалась католическая диаспора, состоявшая в основном из поляков.
В начале
В 1902 году началось возведение каменного храма, а уже 12 февраля 1906 года его освятили в первый раз. Затрачено на постройку было 80 тысяч рублей. Проект был создан московским архитектором Фомой Богдановичем-Дворжецким, а контролировал строительство самарский архитектор Александр Щербачев.
Храм является неоготической псевдобазиликой. Здание построено в форме креста. В первоначальном виде храм был богато украшен, внутри до 1913 года располагался орган. Сейчас в алтаре костела находится фреска — копия картины Сальвадора Дали «Христос Святого Иоанна Креста».
Неоготика — архитектурный стиль, появившийся в Англии в XVIII веке. Связан с интересом широкой общественности к рыцарской культуре, которая господствовала в Западной Европе с XII по XVI века.
Основные черты неоготического стиля:
колонны, держащие своды и арки, вытянутые вверх конструкции, ажурные детали (от железных оград до внутреннего убранства), резные лепнины, витражи в окнах, зубчатые стены, каркасный свод в основе.

Алтарь храма с картиной Дали. Копию написал самарский художник Виталий Горковенко в 2000 году
Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Храм действовал до
В последующие годы было решено сделать из храма антирелигиозный музей, в 1936 году объединенный с краеведческим. В 1941 по 1993 годы здание полностью принадлежало краеведческому музею.
Кресты «стонут»

Фото: Сергей Бобин
Поделиться
31 мая 2000 года на центральные шпили храма торжественно были водружены новые кресты. На остальные же шпили кресты поставили только после более глобальной реставрации в 2015 году. По словам служителей храма, сейчас в ветренную погоду сверху кресты сильно вибрируют и издают звук, очень похожий на стон или визг.

Фото: Сергей Бобин
Поделиться

Фото: Сергей Бобин
Поделиться

Вид на улицу Фрунзе
Фото: Сергей Бобин
Поделиться

Фото: Сергей Бобин
Поделиться

Фото: Сергей Бобин
Поделиться

Фото: Сергей Бобин
Поделиться

Фото: Сергей Бобин
Поделиться

Фото: Сергей Бобин
Поделиться

Фото: Сергей Бобин
Поделиться

Фото: Сергей Бобин
Поделиться

Фото: Сергей Бобин
Поделиться

Фото: Сергей Бобин
Поделиться

Фото: Сергей Бобин
Поделиться

Фото: Сергей Бобин
Поделиться
Весной 2008 года упала одна из башен с северной стороны здания: не выдержала зимовки.
В 2014 году костел начали реставрировать. Главной задачей было избавление от грибка, разъедавшего стены, восстановление прежнего вида колоннады и нефов, реставрация уничтоженной лепнины и внутреннего убранства костела.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Лестница на башни
Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Сейчас костел украшают две башни с западной стороны здания. Однако в исторических документах и в плане строительства значится еще одна — центральная башня. Но ее решили не возводить. Ее место занимает деревянная колокольня, которая с момента возведения (1906 г.) не реставрировалась и сейчас находится в плачевном состоянии.
Здание построено из красного самарского кирпича, а не из камня, что характерно для аналогичных зданий в Германии и Польше.
Башни символизируют ипостаси Отца и Сына, а фасад — как Святой Дух, который един с ними.
Фасад храма украшают стрельчатые арки сложного сечения, вертикальные и горизонтальные сечения стен из кирпича.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Над входом возвышается единственная белая витая колонна с капителью. Она усиливает устремленность вверх, подчеркивая ось симметрии костела.
Капитель — декоративные элементы, венчающие колонны. Служат украшением зданий еще с античным времен.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Посмотрите еще наши материалы из рубрики «Эй вы там, наверху»:
«Отсчитывают наше время: где находятся самые большие куранты Самары?»;
«Потайной вход за органом: показываем изнутри колокольню самарской кирхи».