Глава Самары Елена Лапушкина 8 декабря провела встречу с активом жителей, проживающих в поселках Рубежный, Волгарь, 116-й километр и на других территориях Куйбышевского района. Они обсудили работу общественного транспорта. На встрече приняли участие руководитель департамента транспорта администрации Самары Сергей Маркин, глава Куйбышевского района Алексей Коробков, представитель компании-перевозчика и профильные специалисты.
Накануне губернатор Самарской области Дмитрий Азаров поручил Елене Лапушкиной в ближайшие дни провести встречи с жителями в Куйбышевском, Красноглинском, Железнодорожном районах города. От горожан, проживающих на данных территориях, поступало большое количество жалоб на работу общественного транспорта.
— Действительно проблема в транспортной отрасли существует, и жалобы жителей обоснованы. Но я хочу сказать, что мы точно не бездействуем и сегодня к жителям пришли уже с первыми готовыми решениями, — подчеркнула Елена Лапушкина.
По информации департамента транспорта, в настоящее время по территории Куйбышевского района проходит 12 муниципальных маршрутов общественного транспорта.
— Мы регулярно мониторим выход на рейс подвижного состава. Если автобус не вышел на маршрут, перевозчик получает штраф, — доложил Сергей Маркин.
В администрации заявили, что одной из объективных причин, по которым есть недовыпуск автобусов, является высокий износ общественного транспорта. Однако благодаря поддержке регионального правительства за последние годы муниципалитетам Самарской области передали около 340 единиц транспорта. В 2023 году закупили 50 новых автобусов большого класса, 10 из которых направили на маршруты № 26 и № 66, обслуживающие Куйбышевский район.
Вторая негативная тенденция — нехватка водителей и кондукторов. По информации городского департамента транспорта, дефицит основного персонала на предприятиях достигает 30–40%. Перевозчик принимает дополнительные меры, чтобы решить этот вопрос. Например, привлекает кадры из соседних регионов, а с 1 января 2024 года индексирует зарплаты.
На встрече жители рассказали, что не все водители и кондукторы обилечивают пассажиров. Из-за этого может складываться впечатление, что некоторые маршруты не так популярны, как это есть на самом деле. Заместитель директора транспортной компании «Самара Авто Газ» Александр Кочерыгин пояснил, что с персоналом регулярно ведется разъяснительная работа, в том числе применяются штрафы.
В настоящее время у администрации с перевозчиками заключены такие контакты, которые подразумевают оплату за перевезенных пассажиров. Таким образом, некоторые рейсы с небольшим пассажиропотоком могут быть невыгодны, так же как и работа не в час пик, несмотря на штрафы. Сейчас перевозчиков переводят на контракты с оплатой транспортной работы (брутто-контракты). Данная модель предполагает оплату за конкретное количество рейсов, а также серьезные штрафы в случае несоблюдения условий договора. Таким образом, перевозчик будет ориентироваться не на количество пассажиров в автобусе, а на соблюдение регулярного маршрута.
— Контракты с оплатой транспортной работы стоят в разы дороже. Для бюджетов городов это колоссальная нагрузка. Однако это позволит соблюдать ритмичность движения общественного транспорта, определенное количество машин на маршруте. В этом, пожалуй, и есть основный выход в сложившейся ситуации, когда каждый труд оплачивается по факту работы, — подчеркнула Елена Лапушкина.
По данным администрации, уже с 1 января запланировали перевод на такой контракт маршрут № 63, на котором будет предусмотрено наличие трех автобусов.
Жители также были обеспокоены вопросом транспортной доступности новой поликлиники в микрорайоне Волгарь. Им ответили, что планируют изменить маршруты № 36 и № 76, предусмотрев заезд автобусов в этот микрорайон. В первом полугодии хотят увеличить количество подвижного состава в связи с переводом на контракты с оплатой транспортной работы. Также с 1 января планируют запустить маршрут № 215 «Центральный автовокзал» — «113-й километр», работающий по нерегулируемому тарифу.
— Разговор состоялся конструктивный. Надеюсь, жители, которые сегодня были на встрече, расскажут своим соседям и друзьям всё, что они услышали и какие решения были приняты для улучшения транспортной доступности Куйбышевского района. В ближайшие дни запланированы подобные встречи и в других районах города, — рассказала Елена Лапушкина. — Работа общественного транспорта на особом контроле в администрации, и это не просто дежурная фраза. Общение с жителями, мониторинг сообщений в социальных сетях, анализ текущий повестки — это для нас ежедневная работа. Увы, не все проблемы можно решить сразу, тем не менее решения находятся, и мы движемся вперед.