Начало 30-х. Ночные взрывы один за другим потрясают сонные улицы. Это на Коммунальной площади (до 1924 года она была Соборной, а с 1935 года стала Куйбышева) уничтожают главную городскую святыню — кафедральный собор во имя Христа Спасителя. Громадина «боролась» за жизнь два года, но в конце концов пала. Правда, так, что битый кирпич потом заполонил чуть ли не весь центр города. Чтобы разгрести эти завалы, решили строить целый завод и привлечь заключенных. Рассказываем, как Самара лишилась одной из своих легенд.
Главная городская святыня «рождалась» долго и в муках: на возведение кафедрального храма самарцы положили 25 лет и полтора миллиона рублей. А некоторые в буквальном смысле лишились жилья. Для строительства собора на самом высоком в тот момент месте города снесли сотни построек. Часть горожан пожертвовала свои усадьбы на богоугодное дело, а части власти выплатили компенсации.
Автором проекта топового культового сооружения Самары стал уроженец Парижа и архитектор Главного дворцового управления Санкт-Петербурга, профессор Эрнест Иванович Жибер. На его счету — отделка интерьеров Аничкова дворца, здания Экспедиции заготовления государственных бумаг на Фонтанке, памятник-бюст Петру I перед Домиком Петра I, церкви в Дубне, Ковеле, Переяславле, Житомире, Петербурге, Ялте. Большинство храмов, построенных по проекту Жибера, постигла участь самарского собрата. Впрочем, в нашем городе всё-таки уцелело одно из творений Эрнеста Ивановича — Покровский собор.
Стройку века Жибер контролировал наездами. Постоянный надзор на месте вели местные архитекторы. Достраивал храм самый известный из них — Александр Щербачев.
— Собор в византийском стиле был городской доминантой. Сооружение для провинции грандиозное, фактически два храма в одном: верхний, основной, и нижний с усыпальницей, — поделился с 63.RU ректор Самарской духовной семинарии Максим Кокарев.
С 1924 года собор отдали появившемуся после революции движению обновленцев.
Обновленцы — раскольническое движение в Православной российской церкви в 1922–1940-е годы. Раскол возник в мае 1922 года. Тогда при активном участии советской власти группа духовенства под названием «Живая церковь» пыталась отстранить от управления патриарха Московского и всея Руси Тихона. Для этого новые раскольники создали Высшее церковное управление (ВЦУ).
— В конце 1929-го хотели не снести собор, а перестроить его под Дом культуры, убрать фактически все элементы, напоминающие о том, что это церковное здание (купола, главки). И этот проект реконструкции поручили составить архитектору Петру Щербачеву, отец которого фактически завершал строительство собора в конце XIX века, — объясняет начальник отдела использования архивных документов Самарского областного государственного архива социально-политической истории Евгений Малинкин.
Но вскоре стало ясно, что приспособить кафедральный собор под учреждение культуры невозможно. 7 июня 1930 года президиум Самарского горсовета подписал храму приговор.
— Здание бывшего Кафедрального собора разобрать. На месте бывшего собора приступить к строительству нового Дома культуры в текущем строительном сезоне совместно с Крайисполкомом и Крайпрофсоветом, отпустив в текущем году для начала строительства 200 тысяч рублей из городского бюджета. Объявите конкурс на составление проекта нового Дома культуры, — постановили члены президиума.
— Разбирали и взрывали Храм Христа Спасителя в Самаре с февраля 1930-го до марта — апреля 1932-го, — говорит Евгений Малинкин.
Поняв, что одними кирками и лопатами быстро с такой махиной разделаться не удастся, решили взрывать. Причем не всё здание разом, а по частям.
При этом в самый разгар взрывных работ большевики успевали еще и строчить доносы друг на друга. Кидались обвинениями в халатности и полной неготовности процесса.
— Произведено уже несколько взрывов и всё безрезультатно, и лишь лишнее дробление кирпича. Последний взрыв даже не производился, несмотря на то, что были вызваны люди, 25 человек для оцепления, милиция, задержано трамвайное движение и др. Причем в момент взрыва выяснилось, что всё не готово, что нет электроэнергии для взрывания, — жалуется на халатность коллег в Государственное политическое управление один из строителей.
Уничтожали собор пусть неспешно, но всё-таки планомерно. Так что вскоре весь центр города буквально «захлебнулся» в битых кирпичах. Подвод с лошадьми и машин, чтобы вывезти строительный мусор, не хватало. Ответственные за снос даже думали использовать для этого дела трамваи, но отмели идею, как нереальную.
В конце концов, для «борьбы» с завалившими всю округу стройматериалами придумали поставить завод. На предприятии из мусора от разборки здания вырабатывали теплобетонные камни.
— Часть кирпича была переработана, часть пошла на ряд сооружений в городе, — объясняет Евгений Малинкин.
Мифотворцы утверждают, что из освященного кирпича в Самаре возвели Дом радио и Дом промышленности.
— Документов об использовании кирпича для строительства Дома промышленности я не видел, но это вполне возможно при дефиците стройматериалов в тот период, — не исключает такой вариант Евгений Малинкин.
Строительный мусор тоже шел в дело: его использовали при закладке фундамента нового ДК (сейчас Театр оперы и балета) и для засыпки городских оврагов.
Кстати, рассматривалось несколько проектов будущего ДК. Посмотрите, каким сейчас мог бы быть наш оперный:
В ноябре 1938 года вместо культового сооружения на площади открыли культурное — в новеньком ДК на площади Куйбышева были и театр, и библиотека, и спортзал, и художественный музей.
А здесь можно посмотреть, как выглядела площадь Куйбышева сразу после сноса собора.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.