Город Городские легенды Старая Самара «Несколько взрывов и всё безрезультатно»: как уничтожали храм Христа Спасителя в Самаре

«Несколько взрывов и всё безрезультатно»: как уничтожали храм Христа Спасителя в Самаре

Чтобы его снести, построили целый завод

Таким собор был после первого взрыва в 1930 году
Источник:

Начало 30-х. Ночные взрывы один за другим потрясают сонные улицы. Это на Коммунальной площади (до 1924 года она была Соборной, а с 1935 года стала Куйбышева) уничтожают главную городскую святыню — кафедральный собор во имя Христа Спасителя. Громадина «боролась» за жизнь два года, но в конце концов пала. Правда, так, что битый кирпич потом заполонил чуть ли не весь центр города. Чтобы разгрести эти завалы, решили строить целый завод и привлечь заключенных. Рассказываем, как Самара лишилась одной из своих легенд.

Первый камень в основание храма заложили в 1869 году. Таким собор был спустя 11 лет строительства, в 1880-м
Источник:

Главная городская святыня «рождалась» долго и в муках: на возведение кафедрального храма самарцы положили 25 лет и полтора миллиона рублей. А некоторые в буквальном смысле лишились жилья. Для строительства собора на самом высоком в тот момент месте города снесли сотни построек. Часть горожан пожертвовала свои усадьбы на богоугодное дело, а части власти выплатили компенсации.

Автором проекта топового культового сооружения Самары стал уроженец Парижа и архитектор Главного дворцового управления Санкт-Петербурга, профессор Эрнест Иванович Жибер. На его счету — отделка интерьеров Аничкова дворца, здания Экспедиции заготовления государственных бумаг на Фонтанке, памятник-бюст Петру I перед Домиком Петра I, церкви в Дубне, Ковеле, Переяславле, Житомире, Петербурге, Ялте. Большинство храмов, построенных по проекту Жибера, постигла участь самарского собрата. Впрочем, в нашем городе всё-таки уцелело одно из творений Эрнеста Ивановича — Покровский собор.

Проект (фасад) кафедрального собора,1867 год
Источник:
Для возведения храма построили кирпичный завод, а еще устроили вывоз бутового камня из городских каменоломен
Источник:
1888 год: с начала строительства прошло 19 лет
Источник:
Во время своего визита в Самару в 1871 году Александр II положил один из кирпичей в стену собора. Серебряные ведро и мастерок, который использовал для этого венценосец, хранились потом в храме
Источник:

Стройку века Жибер контролировал наездами. Постоянный надзор на месте вели местные архитекторы. Достраивал храм самый известный из них — Александр Щербачев.

1897 год. На собор поднимают колокол
Источник:
Брошюра «Торжество освящения кафедрального во имя Спаса собора» 30 августа 1894 года
Источник:

— Собор в византийском стиле был городской доминантой. Сооружение для провинции грандиозное, фактически два храма в одном: верхний, основной, и нижний с усыпальницей, — поделился с 63.RU ректор Самарской духовной семинарии Максим Кокарев.

— Историки до сих пор спорят о размерах колокольни. Я встречал информацию, что она достигала 89 метров. Но это, скажем так, вряд ли. Петр Владимирович Алабин в своих воспоминаниях приводит данные в аршинах. Если перевести в современную метрическую систему, высота колокольни была примерно 75 метров. Площади, на которой воздвигли храмовые постройки и архиерейское подворье, дали имя Соборной, — уточнил ректор Самарской духовной семинарии
Источник:
— Просуществовал главный храм Самары чуть больше, чем строился — 36 лет. Там похоронили как минимум одного самарского епископа Серафима (Протопопова), который умер на кафедре в 1891 году. Информации о его перезахоронении я не встречал, получается, что сооружения на главной городской площади стоят на его костях, — рассуждает священник
Источник:
Посмотрите, каким был собор внутри. Листайте влево
1 из 4
Посмотрите, каким был собор внутри. Листайте влево
Источник:
В 1919 году из храма изъяли метрические книги, а в 1922 году — церковные ценности
Источник:

С 1924 года собор отдали появившемуся после революции движению обновленцев.

Обновленцы — раскольническое движение в Православной российской церкви в 1922–1940-е годы. Раскол возник в мае 1922 года. Тогда при активном участии советской власти группа духовенства под названием «Живая церковь» пыталась отстранить от управления патриарха Московского и всея Руси Тихона. Для этого новые раскольники создали Высшее церковное управление (ВЦУ).

— В конце 1929-го хотели не снести собор, а перестроить его под Дом культуры, убрать фактически все элементы, напоминающие о том, что это церковное здание (купола, главки). И этот проект реконструкции поручили составить архитектору Петру Щербачеву, отец которого фактически завершал строительство собора в конце XIX века, — объясняет начальник отдела использования архивных документов Самарского областного государственного архива социально-политической истории Евгений Малинкин.

Но вскоре стало ясно, что приспособить кафедральный собор под учреждение культуры невозможно. 7 июня 1930 года президиум Самарского горсовета подписал храму приговор.

— Здание бывшего Кафедрального собора разобрать. На месте бывшего собора приступить к строительству нового Дома культуры в текущем строительном сезоне совместно с Крайисполкомом и Крайпрофсоветом, отпустив в текущем году для начала строительства 200 тысяч рублей из городского бюджета. Объявите конкурс на составление проекта нового Дома культуры, — постановили члены президиума.

Письмо начальника 2-го строительного участка Средневолжского краевого строительного треста «Средволгопромстрой» Капралова начальнику строительства дома Красной Армии о начале разборки здания кафедрального собора. 5 июня 1930 года
Источник:

— Разбирали и взрывали Храм Христа Спасителя в Самаре с февраля 1930-го до марта — апреля 1932-го, — говорит Евгений Малинкин.

Поняв, что одними кирками и лопатами быстро с такой махиной разделаться не удастся, решили взрывать. Причем не всё здание разом, а по частям.

Акт осмотра здания кафедрального собора для выбора способа его взрыва. 1 июля 1930 года
Источник:
Источник:

При этом в самый разгар взрывных работ большевики успевали еще и строчить доносы друг на друга. Кидались обвинениями в халатности и полной неготовности процесса.

— Произведено уже несколько взрывов и всё безрезультатно, и лишь лишнее дробление кирпича. Последний взрыв даже не производился, несмотря на то, что были вызваны люди, 25 человек для оцепления, милиция, задержано трамвайное движение и др. Причем в момент взрыва выяснилось, что всё не готово, что нет электроэнергии для взрывания, — жалуется на халатность коллег в Государственное политическое управление один из строителей.

Письмо помощника начальника 2-го строительного участка Средневолжского краевого строительного треста «Средволгопромстрой» Гартмана в Государственное политическое управление о ходе работ по взрыву здания кафедрального собора. 4 августа 1930 года
Источник:
Письмо заведующего заводом теплобетонных камней и разборкой здания кафедрального собора Переведенцева в Самарский дом заключения о направлении рабочих из числа заключенных на строительство завода и разборку собора. 4 апреля 1931 года
Источник:

Уничтожали собор пусть неспешно, но всё-таки планомерно. Так что вскоре весь центр города буквально «захлебнулся» в битых кирпичах. Подвод с лошадьми и машин, чтобы вывезти строительный мусор, не хватало. Ответственные за снос даже думали использовать для этого дела трамваи, но отмели идею, как нереальную.

Вот что осталось от самарского храма Христа Спасителя к 20 мая 1931 года
Источник:

В конце концов, для «борьбы» с завалившими всю округу стройматериалами придумали поставить завод. На предприятии из мусора от разборки здания вырабатывали теплобетонные камни.

На одном заводе кирпичи для храма «рождались», а на другом «умирали». А вот и еще одно совпадение в этой эпической истории — брошюра 1932 года «Как завод теплобетона стал ударным-безбожным»
Источник:

— Часть кирпича была переработана, часть пошла на ряд сооружений в городе, — объясняет Евгений Малинкин.

Источник:

Мифотворцы утверждают, что из освященного кирпича в Самаре возвели Дом радио и Дом промышленности.

— Документов об использовании кирпича для строительства Дома промышленности я не видел, но это вполне возможно при дефиците стройматериалов в тот период, — не исключает такой вариант Евгений Малинкин.

Строительный мусор тоже шел в дело: его использовали при закладке фундамента нового ДК (сейчас Театр оперы и балета) и для засыпки городских оврагов.

Кстати, рассматривалось несколько проектов будущего ДК. Посмотрите, каким сейчас мог бы быть наш оперный:

Проект ДК им. В. В. Куйбышева архитекторов А. Коневского и П. Щербачева
Источник:
Проект ДК им. В. В. Куйбышева архитекторов В. Щуко и В. Гельфрейха
Источник:
Проект ДК им. В. В. Куйбышева архитекторов Н. Троцкого и Н. Каценеленбогена
Источник:

В ноябре 1938 года вместо культового сооружения на площади открыли культурное — в новеньком ДК на площади Куйбышева были и театр, и библиотека, и спортзал, и художественный музей.

Вход в театр оперы и балета находится там, где раньше был алтарь храма
Источник:

А здесь можно посмотреть, как выглядела площадь Куйбышева сразу после сноса собора.

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE7
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
38
ТОП 5
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления