Город Что посмотреть в Самаре Высотки вдоль Волги вместо развалюх без туалетов: как Самару хотели превратить в Москву, но не вышло

Высотки вдоль Волги вместо развалюх без туалетов: как Самару хотели превратить в Москву, но не вышло

Разбираем документы плана «Большой Куйбышев»

Сейчас большая часть города — это типовая жилая застройка

Широкие проспекты в центре и монументальные высотки на берегу Волги — так могла выглядеть Самара сейчас, если бы из-за Великой Отечественной войны советская власть не задвинула в долгий ящик план «Большой Куйбышев». Региональный центр должен был преобразиться по образу и подобию Москвы. Рассказываем, как бы выглядела Самара, если бы советские градостроители довели дело до конца.

Без трамваев и бань

О том, что жилищно-коммунальные дела в довоенном Куйбышеве шли так себе, мы можем узнать из доклада секретарю крайкома ВКП(б) товарищу Шубрикову, датированного 1935 годом. Он хранится в Самарском областном государственном архиве социально-политической истории. В документе приведена статистика, которая доказывает, что состояние системы ЖКХ города оставляло желать лучшего. Жилищное развитие Куйбышева систематически отставало от роста промышленности, числа культурно-просветительских учреждений и численности населения, которое за 4 года увеличилось на 76 тысяч человек.

Дома строились, но население росло быстрее, да и строились в основном бараки. Здания были очень простыми — власти стремились прежде всего предоставить рабочим крышу над головой.

Властей заботили квадратные метры, а не внешний вид домов

— Вопрос архитектурной организации рабочего жилища в первые годы принципиально игнорировался, проблема архитектурного ансамбля целого квартала даже не ставилась. Из-за «ливатовских» увлечений многих архитекторов рабочие городки, выросшие на окраинах поблизости от завода, получили безрадостное коробчатое оформление. Здания строили простой формы прямоугольного параллелепипеда, в котором механически суммировали нужное число жилых ячеек. Пропорции таких жилых корпусов мало кого интересовали. Фасад жилого дома был простым и с массой оконных проемов. Больше внимания уделяли планировке жилой ячейки. В результате этой тенденции у нас выросли целые кварталы с домами в виде гладких коробок с глухими торцами, выходящими на главную магистраль. К таким поселкам в первую очередь относятся жилые дома завода имени Масленникова и Карбюраторного, — писали в докладе конференции Союза советских архитекторов 20 февраля 1936 года.

И даже такая простая застройка не успевала за приростом населения. В 1935 году показатель нормы жилплощади составлял чуть больше 4 квадратных метров на человека.

— Наряду с вышеотмеченным фактическим снижением за последние годы нормы жилплощади на человека — фактически с жильем положение в городе является исключительно обостренным. Запрос со строительством требует решительного перелома, и поэтому в 1936 году необходимо поставить задачу — не допустить дальнейшего снижения жилой нормы, — указано в докладе секретарю крайкома ВКП(б) товарищу Шубрикову.

Инфраструктура в городе также хромала. В рабочих районах совершенно не было трамваев, дороги из известняка быстро разрушались. В районах завода № 42 на Безымянке даже не оказалось бань. С переправой за Волгу оказалось совсем тяжко, хотя традиция отдыхать на другом берегу уже существовала. Перевозить людей через реку могли лишь 3 маленьких изношенных баркаса.

Их совершенно не хватает, особенно в жаркие дни, когда переправиться хотят до 30 000 человек. Положение с переправами исключительно тяжелое.

Автомобилей тоже не хватало. Ситуацию в Куйбышеве осложнило и массовое заболевание лошадей инфекционной анемией, больше 150 животных оказались на карантине. Нужно было приобрести в город как минимум 20 машин, а это по тем временам немаленькие деньги — около 200 тысяч рублей.

Набережная была захламлена мелкими случайными деревянными постройками. В 1936 году в первую очередь власти хотели отсыпать и поднять берег, посадить деревья, кустарники и цветники, а зелень городу и правда была нужна из-за знойного лета и ветреной погоды в межсезонье:

— Само состояние зелени, вследствие плохого ухода, неудовлетворительное. В 1936 году намечено привести в порядок скверы на Красноармейской площади, Специалистов и Революции, там посадят многолетние деревья, хотя в городе даже нет организованного питомника, — писали в планах того времени.

Куйбышеву 30-х годов не хватало зелени

План перемен

Переломить ситуацию в городе должен был новый генплан. Ему дали название «Большой Куйбышев», и большим он был во всех смыслах. Согласно документу, начать реконструировать город должны были уже в 1936 году. И даже реконструкцией это назвать было сложно — Куйбышев хотели перестроить. Прототипом должна была стать Москва. Генеральный план столицы рассматривали в деталях, чтобы сделать Куйбышев по ее образу и подобию, но с учетом географических особенностей, а их оказалось и правда много.

Требования к плану реконструкции города установил ЦИК. Главным, по мнению властей, было создать целостное архитектурное оформление площадей, магистралей, набережных и парков.

Город должен был предстать в новом едином стиле, в большом колличестве зелени

Куйбышев, как и все социалистические города, проектировали не по статистическому принципу прироста, а по закону «трудового баланса», согласно «плану развития всех отраслей хозяйства». Во вторую пятилетку в городе должны были построить автозавод тяжелых грузовиков, мясокомбинат, маслоэкстракционный завод, культкомбинат, мелькомбинат, ТЭЦ и другие предприятия. Власти планировали, что такое развитие города скажется и на численности его жителей. К 1947 году в Самаре должны были жить около 620 тысяч человек.

— Из-за специфического положения города на мысу водораздела Волги и Самарки и затопляемости противоположных берегов единственным правильным направлением развития Куйбышева приходится считать его расширение в северо-восточном направлении. Массив Приволжских садов решено не застраивать, так как он является единственной здравницей города, где сейчас находится центральный парк культуры и отдыха, — указано в докладе конференции Союза советских архитекторов от 20 февраля 1936 года.

Первым делом нужно было решить, какой именно будет планировка города. Изначально архитекторы предложили 4 варианта. Один из них предполагал застройку по аналогии с современным Тольятти — разделение города на два: старый, новый и отдельно станция Пятилетка как промышленный центр. По второму варианту в городе должны были появиться два промышленных центра: станция Пятилетка и Карбюраторный завод. Третий и четвертый были практически идентичными. Город должен был остаться одним целым, однако в одном варианте жилая застройка тянулась к окраинам, а во втором фокусировалась у берегов рек. Последний и был принят как самый эффективный.

Так как основным промышленным районом города была Пятилетка, все основные предприятия власти хотели перевезти туда. В том числе те, что находились вдоль Волги на набережной. Например, силикатный и котельный заводы, клинкерную мельницу. Из заводов в центре города перенести хотели асфальтовый, хлебзавод и швейную фабрику. Пятилетка должна была стать основным железнодорожным узлом Куйбышева. Центральному железнодорожному вокзалу предстояло лишь принимать пассажиров и обслуживать местные грузоперевозки.

Пятилетка должна была разгрузить железнодорожный вокзал

Также город должен был лишиться нескольких районов: Засамарской слободы — из-за постоянных потопов; и поселка Новый Оренбург — из-за антисанитарии и близкого расположения к зоне отчуждения железнодорожных путей. Зато власти планировали добавить парки. Центральный парк культуры и отдыха хотели расширить до 300 гектаров на том же месте и разбить еще две площадки для отдыха. Один парк в 265 гектаров должен был появиться на территории Черновских садов. И еще один, в 260 гектаров, — в северной части города.

У жилых домов было несколько вариантов судьбы. Сохранить планировали не многие из них, средняя высота городской застройки должна была составить всего 4–5 этажей. Те, что ниже и представляли из себя культурную ценность, хотели надстроить, неприглядные развалюшки — снести. Многоэтажки же должны были стоять лишь вдоль набережной Волги. По мнению властей, это должно было улучшить архитектурный облик Куйбышева:

— Необходимо создать по набережной многоэтажную застройку с широким бульваром и устройством среди зелени физкультурных площадок с красивыми спусками к воде. Главная архитектурная ось города запроектирована по возвышенным частям Куйбышева с размещением на ней главнейших административных и общественных зданий повышенной этажности, — говорилось в планах.

Высотки в Самаре планировались лишь вдоль Волги

Чего точно не должно было произойти — так это глухой застройки домами главных магистралей города. Власти хотели избежать появления в городе улиц-коридоров:

— Эта опасность в большей степени касается городов, имеющих «шахматную» — прямоугольную систему планировки, как в Куйбышеве. Улица-коридор однообразна и архитектурно неполноценна, так как она обращает зрителю лишь лицевые фасады своих зданий.

По мнению архитекторов, начать работы в Куйбышеве следовало как можно скорее. Документальные вопросы власти планировали закрыть в том же 1936 году. В первую очередь предстояло выполнить следующие задачи:

— Станкозавод надстраивает 2 здания до 4–5 этажей. Одно из них уже готово. Ограду, отделяющую сквер от площади Революции, снимут и вместо нее установят небольшой каменный цоколь, отделяющий тротуар от зелени. Вокруг Базарной площади, где построен дом специалистов, надстроенные и неоформленные здания — их нужно доделать в этом году во что бы то ни стало. Сквер тоже нужно привести в порядок. Очень невзрачно выглядит забор сквера и павильоны базара. На месте молочных рядов построят звуковое кино. На свободных площадках перед домом специалистов высадят зелень. Самарскую площадь реконструируют уже в этом 1936-м. Мединститут уже надстраивает бытовые корпуса завода «Ход» на 4 этажа. На противоположной стороне площади строится 4-этажная школа. Милицейская площадь тоже в работе. Здесь строят 4-этажную школу, сносят бараки и создают сквер. На Красноармейской площади возводят 4-этажную школу, еще проектируют фасад для бани № 4, а вот сносить временные постройки уже начали. На Вокзальной площади уберут трамвай ради ее озеленения.

Бортики сделали, но современники забор вернули назад

Пустыри после сноса бараков планировали озеленить, как и территорию заводов. Засаживать деревьями их начали еще в 35-м. Место деревянных лавочек и урн должна заменить чугунные объекты.

Начали! И закончили...

Исполнять план начали с надстройки здания на площади Революции. Сейчас среди одинаковых двух-трехэтажных зданий торчит на углу пятиэтажный дом Аннаевых.

Надстраевать дом Аннаевых начали... и не закончили

— Это как раз свидетельство нереализованного генплана. Должны были быть пробиты широкие проспекты с помпезной, сталинской застройкой, — говорит краевед Петр Якубсон.

Как мы помним, каменные дома в исторической части города планировали надстроить, а деревянные — снести, но реализовать проект не смогли из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Всё застопорилось на том самом, тогда еще двухэтажном доме.

— Это гостиница Аннаевых. Ее начали надстраивать и тоже не закончили. Ротонду сверху не сделали. Надстроить планировали все здания вокруг площади Революции, а Струковский сад растянуть на территорию Станкозавода, — рассказывает Якубсон.

Все остальные здания вокруг площади Революции так и остались низенькими

Однако, по информации из доклада конференции Союза советских архитекторов 1936 года, эксперимент с надстройкой дома Аннаевых все-таки был признан успешным. Власти посчитали, что надстройка здания наглядно показала, что возводить здания выше 4 этажей на площади Революции не стоит:

— Отношение горизонтальных осей площади к высоте несоразмерно. Целесообразно будет ограничиться надстройкой в угловой части площади Революции дома, в котором на 1-м этаже размещен кондитерский магазин, до 5 этажей, а все остальные здания площади выше 4 этажей не подымать.

Проект «Большой Куйбышев» начался и закончился на маленьком доме Аннаевых. Все могло быть иначе. Могло, но не стало.

То, что проект «Большой Куйбышев» не состоялся,...

Очень плохо
Очень хорошо
Меня не волнует

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED4
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Как в России в 90-е: гражданка Турции — о стремительном росте цен в ее стране и потере статуса бюджетного курорта
Анна Фархоманд
Мнение
«Реформаторы примут решение, а вы, бабоньки, вывозите. Выручайте страну». Что думает про отмену ЕГЭ обычный учитель
Ирина Ульянова
Учитель
Мнение
Почему лучше успеть оформить загранпаспорт до 1 июля и как это сделать — советует юрист
Дмитрий Дерен
адвокат
Мнение
Самарцам прислали новые квитанции за ТО газового оборудования. А в них... мало что изменилось
Валерия Гудалина
журналист
Мнение
По дороге чуть не задушила жаба: во сколько россиянам обойдется путь по платным трассам к Черному морю
Диана Храмцова
выпускающий редактор MSK1.RU
Рекомендуем
Объявления