Уже 10-й год самарец Александр Половинкин отдает практически всё свободное время и свободные силы амбициозной мечте — бороздить речные просторы на собственном судне. И в одном из затонов Волги строит стальное творение весом в несколько тонн. Мы побывали на этом корабле и узнали, зачем он так нужен Александру Александровичу. И как это вообще — собственными руками строить настоящее судно.
Трехкратный чемпион по плаванию на моторках
Техника нравилась Александру Половинкину с детства. А его увлечение лодками, пожалуй, можно назвать любовью с первого взгляда. Или даже судьбой:
— Это был 1985 год, я тогда только вернулся из армии, мне в руки случайно попал журнал «Катера и лодки», и всё. Даже не могу описать, что именно меня так привлекло. Иметь лодку — это, наверное, целый стиль жизни.
Работать юный Александр Половинкин начал на заводе «ОДК-Кузнецов», который тогда назывался моторостроительным заводом имени Фрунзе. Специализировался мужчина на обслуживании двигателей. Свое ремесло Александр Александрович оттачивал на стажировке в Германии.
— Потом в 90-е платить перестали, я начал работать сам на себя. Мы с друзьями открыли ИП по ремонту лодок, — вспоминает Александр Александрович.
Еще в годы работы на заводе Александр Александрович занялся водно-моторным спортом. Он трижды побеждал на чемпионатах России. Причем гонялся он на моторках, в которых нужно не сидеть, а лежать.
— Они миниатюрные, но вместе со мной и мотором весят около 220 килограммов. Мой рекорд по скорости был в 2017 году в Кинешме (город на Волге в Ивановской области. — Прим. ред.). Я проплыл 5 миль за 3 минуты и 14 секунд. Хотя, если поделить на калькуляторе, получается какая-то нереальная скорость. Я что-то сомневаюсь в том, как это замеряли.
В водно-моторных гонках соединились три главных страсти Александра: механика, вода и ощущение скорости. Но 4 года назад от этого увлечения пришлось отказаться — врачи запретили:
— До этого я даже не знал, что у меня какие-то проблемы. Перед каждой гонкой же проходишь медкомиссию. И раньше меня всегда допускали к участию. А 4 года назад ввели УЗИ сердца, как эта хрень называется… ЭХОКГ. И вот оказалось, что у меня что-то с давлением. И кардиолог сказал, мол, я тебя допускаю, но это в последний раз. А дальше забудь про это.
Растянули 9-метровый корабль до 17-метрового
Несмотря на уход из водно-моторного спорта, Александр Александрович не оставил любимое дело. Сейчас он руководит сервисом в яхт-клубе на Самарке. А почти 10 лет назад произошло событие, которое разделило его жизнь на «до» и «после».
— У моего друга была лодка, она утонула. Сначала мы хотели ее поднять и восстановить. А потом я предложил: а давай лучше сделаем новую лодку, как нам самим понравится. Мы взяли шведский проект из журнала «Катера и яхты». Изначально лодка была 9-метровая, а я на компьютере ее до 17 метров растянул. Сейчас я уже понимаю, что надо было замахнуться на 20 метров. Юридически разницы бы не было: она бы всё равно считалась маломерным судном. Хотя говорят, что в этом деле на каждый метр уходит год жизни, — рассказывает Александр Половинкин.
Как признался мужчина, сначала им с другом казалось, что строительство своего катера не займет много времени. И поначалу так и было. На сборку остова корабля из судовой стали ушла пара лет, тогда же его в первый раз спустили на воду:
— Практически всё мы сваривали сами. Единственное — мы не решились сами его обваривать. Корпус мы собрали, а снаружи лодку, особенно те места, которые касаются воды, проваривал уже профессиональный судовой сварщик. Потому что какой смысл делать самим только для того, чтобы потом всё переделывать? Мы решили сразу довериться специалисту. Но это касается только основания. А всё, что сверху, я уже сам сварил. Это дело простое, там такая герметичность уже не требуется.
Изначально лодку строили на Барбошиной поляне, у самого берега. Естественно, собирали катер кверху килем. Потом вызвали кран, который перевернул его и поставил его на воду. И тут уже начались трудности, строительство затянулось. Дело в том, что Александр остался со всей работой один на один:
— У друга, с которым мы всё это начинали, появились более важные проблемы. Ему пришлось оставить это дело, хотя своих денег он на тот момент вложил уже много.
С тех пор Александр строит корабль по сути в одиночку. Свое детище мужчина отбуксировал на моторной лодке к правому берегу Волги. Здесь самодельный катер стоит до сих пор. Вокруг него Александр Александрович выстроил небольшой лагерь, поскольку на стройке он может проводить несколько дней подряд.
«Жене это нравится даже больше, чем мне»
Катер спрятан от посторонних глаз в небольшом затоне. Как рассказывает Александр Александрович, раньше здесь жила семья бобров. И практически каждую ночь они запруживали выход из этого затона. Причем плотины были крепкие, просто так лодкой не пробьешь.
На стройке Александр проводит почти каждые выходные — с вечера пятницы до вечера воскресенья. Летом мужчина добирается сюда на моторной лодке, зимой — на снегоходе. Причем сопровождает его супруга.
— Жене это всё нравится даже больше, чем мне. Ей же всё это очень интересно.
Иногда помогать приезжают друзья. Для комфортного проживания Александр построил у берега шатер, который он обустроил как скромную однокомнатную квартиру. А рядышком поставил еще одно плавсредство — финский пароходик, сортировщик плотов.
— Я его купил году в 2005 по цене металлолома. Хотя в документах сказано, что в 1984 году он стоил полмиллиона рублей. Я хотел с него просто мотор снять, а потом мне стало жалко его портить — он ведь еще на ходу. У него мотор даже мощнее, чем тот, что на моем катере, — рассказывает Александр Александрович.
Двигатель от трактора, дверь от квартиры
А теперь перейдем к гвоздю программы. Его официальное название — катер в стиле буксира:
— Такой тип катеров выпускает американская компания Grand Banks Yachts. Их используют как рыболовецкие суда, потому что они могут по морю ходить. Только у них для этого должны быть борта повыше, чтобы волны не захлестывали. Для Волги это неудобно, но при желании борта можно «нарастить».
При этом проектные характеристики строго соблюли только в нижней части судна. При сборке верха Александр уже дал волю фантазии. Длина катера — 17 метров, на нем могут разместиться 7–8 человек. Больше нельзя по правилам безопасности.
— В прошлом году я его снова краном поднимал для пескоструйной обработки и покраски. Такие лодки раз в пять лет обязательно надо поднимать и красить, иначе они просто заржавеют и сгниют. Так вот я замерил его вес — 14 тонн, — говорит создатель корабля.
Двигатель на катере стоит от трактора. Его купили с разбора. Конечно, мотор пришлось немного перестроить с сухопутного на корабельный. Мощность — 107 лошадей, расход топлива будет около 15 литров в час. Скорость он даст 16 км/ч. Не очень много, но больше, по словам Александра, и не нужно:
— Сначала хотели брать импортный мотор. В принципе в то время и деньги на это были. Но выбрали отечественный, потому что в любой деревне ты пошел и купил любые запчасти для него: от коленвала до поршневой. Это во-первых. Во-вторых, такой был дешевле.
К мотору уже подключен электрогенератор мощностью 15кВт. По словам Александра, этого должно хватить, чтобы обеспечить светом половину местной турбазы.
Проход в катер закрыт дверью, снятой с квартиры друзей во время ремонта.
Внутреннее пространство корабля разделено на кают-компанию (общее помещение и столовая. — Прим. ред.) и две жилые каюты: одна в носовой части и одна по правому борту. Причем носовая каюта уже готова полностью, есть даже телевизор. На отделку помещения ушло три месяца.
Готов и гальюн (санузел. — Прим. ред.). А на верхней палубе Александр планирует сделать открытую зону с перилами и тентом. Там можно будет даже поставить обеденный стол.
«Меня упрекают, что я затеял стройку века»
Планов у Александра много, а работы в этой связи — еще больше. Отделка корабля оказалась самым трудным делом:
— Здесь одно за другое цепляется. Двигатель там стоит, но нет руля. Вообще системы рулевого управления нет. Нет даже лобового окна. А для этого нужно сначала стекла поставить. С этим тоже не всё в порядке — одно стекло разбилось. Вернее, не разбилось, мы его об крышу стукнули, еще пока несли.
Кроме того, корабль еще надо будет красить снаружи и отделывать изнутри. Когда всё будет готово — неизвестно. Но, как говорит сам Александр Александрович, он «очень намерен» довести свое дело до конца.
— Можно было бы быстро-быстро обить всё вагонкой. Это и быстрее, и дешевле. Но хочется, чтобы всё было хоть сколько-нибудь цивилизованно. Поэтому буду обивать всё черной фанерой, а потом вручную покрывать шпоном. А фанера тоже дорогая. Я уже закупил на 100 тысяч рублей 20 листов. Должно хватить.
Продавать свое детище самарец не собирается. По его словам, любая предложенная цена не будет соответствовать затраченным силам, ресурсам и времени.
— Некоторые знакомые говорят, мол, ну и чего ты стройку века затеял. Маленькая лодка есть — и хорош, езди на ней. А маленькая лодка — это, конечно, быстро, но на таком катере ты можешь сесть, ничего не делать, и всё у тебя под рукой. Пусть он идет не так быстро, зато куда угодно можно дойти. Я думаю, что сначала где-нибудь здесь по Волге похожу. А вообще на Черное море хочется. Очень, — мечтает Александр Александрович.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.