RU63
Погода

Сейчас+20°C

Сейчас в Самаре

Погода+20°

ясная погода, без осадков

ощущается как +20

2 м/c,

вос.

767мм 33%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Город Михаил Куперберг, президент киноклуба «Ракурс», киновед: «Патриотическое кино не делается по госзаказу»

Михаил Куперберг, президент киноклуба «Ракурс», киновед: «Патриотическое кино не делается по госзаказу»

" width=

Этот человек почти 30 лет назад создал в Самаре единственный в городе центр арт-кино – клуб друзей кино «Ракурс». И до сих пор он остается одним из немногих известных жителей столицы губернии, у кого сохранился свежий ракурс, свежий взгляд на происходящие в кинематографе вещи. Известный самарский киновед, президент киноклуба «Ракурс» Михаил Куперберг рассказал корреспонденту 63.ru о своем видении проблем современного искусства, причинах своего ухода из Облкинопроката и роли государства в кинопроизводстве.

– Михаил Яковлевич, на ваш взгляд, в областной программе «Основные направления развития кинематографии Самарской области» достаточно ли четко прописаны основные направления и мероприятия?

– Если честно, разработанную министерством культуры программу я не видел. Но, думаю, она отличается от той, которую разработали мы. Дело в том, что существует проблема взаимоотношений между федеральной и областной ветвями власти. В областном министерстве культуры считают, что мы не должны влезать в те программы, которые есть у «федералов». И в том числе, в вопросе развития кинематографии. Хотя в Самаре все равно кинопроизводство существует – пусть и вне государственной системы – есть несколько студий, которые делают кино. В разработанной нами программе одним из главных пунктов является создание серьезной и мощной самарской киностудии по производству самых разных фильмов, в том числе, игровых. Есть в ней пункт и о кинообразовании населения – школьников и студентов, в первую очередь. Пока же фактически этим направлением никто не занимается. Предусмотрели мы и развитие прокатной и фестивальной деятельности. Будет ли именно наша программа принята в области – зависит от воли депутатов и чиновников областного правительства.

– На ваш личный взгляд, на каком уровне находится кинопроизводство в провинции? У нас в регионе?

– К сожалению, не на очень высоком уровне. Есть, конечно, студии-лидеры неигрового кино и анимации. К примеру, в Екатеринбурге. Там ситуация, правда, несколько другая, чем в Самаре. Ведь существовала Свердловская киностудия, где производилось не только популярное игровое, но и неигровое кино. В Свердловск приезжали работать известные московские и питерские режиссеры. В других регионах также были хорошие студии неигрового кино – к примеру, в Ростове или Иркутске. И кое-где они сохранились, хотя финансирования практически нигде нет. Однако в любой хорошей студии должны существовать мастера. У нас в Самаре, на Куйбышевской студии кинохроники были режиссеры пусть не мирового, но всесоюзного уровня – Борис Свойский и Михаил Серков. После их ухода образовался некий вакуум. Да, в 90-х появились молодые режиссеры, которые делали экспериментальные вещи – на стыке игрового и документального кино. Но время было достаточно сложное. А наша страна до сих пор во многом является феодальной. То есть, если не будет политической воли – не будет ничего. Те режиссеры, которые работали в Самаре, это поняли. Многие молодые и талантливые мастера уехали за границу, например в Германию. Кто-то вообще ушел из кино... С тех пор, с начала 90-х, вот уже 17-18 лет Самара даже номинально не представлена на фестивалях документального кино. Существующие в столице губернии студии выпускают фильмы для тех, у кого есть деньги – для РПЦ, газовиков-нефтяников. Студиям удается выбить и какие-то федеральные деньги. Но лишь для того, чтобы снять кино среднего уровня.

– Известный режиссер Александр Прошкин снял фильм «Чудо» про феномен «стояния Зои». Правда, снимался он не в Самаре. Видели ли вы его, каковы ваши впечатления?

– Я не видел фильм, но разговаривал о нем с режиссером. Есть некий апокриф, что история произошла в Самаре. Но Прошкин не стал снимать «Чудо» в нашем городе. Действие происходит в некоем провинциальном городке.

– Михаил Яковлевич, продолжаете ли вы заниматься организацией фестивалей?

– Конечно, и их достаточно много. Так сложилось, что один из первых фестивалей, «Авангард-88», мы организовали еще в далеком 1988 году. С тех пор с помощью посольств разных стран проводим кинофорумы французского, британского, шведского, чешского, венгерского, польского, голландского, немецкого, японского, финского кино. В 1992 мы впервые организовали фестиваль «Новое кино России». В те годы как раз обрушилась система отечественного кинопроката – люди прекратили ходить в кинотеатры, предпочитали смотреть фильмы дома на видеомагнитофонах. Но в стране в год выходило (и до сих пор выходят) пять-шесть картин, которые можно рассматривать как произведения искусства. Экс-мэр Самары Олег Сысуев поддерживал наши идеи и начинания, в отличие от его преемников на посту градоначальника. И мы с ним провели четыре фестиваля, которые финансировала горадминистрация. На этих четырех кинофорумах мы показывали все лучшее, что было создано в стране. В Самару приезжали Алексей Балабанов, Евгений Миронов, Сергей Маковецкий, другие известные актеры, сценаристы и режиссеры. Потом нам помог Фонд Сороса, мы провели несколько фестивалей, в работе которых наряду с известными московскими и питерскими кинематографистами приняли участие зарубежные знаменитости. А в 2000-2002 годах был выигран грант на проведение двух крупных фестивалей «Новое кино России», на которые приезжали до 25-30 известных кинематографистов – авторов демонстрировавшихся фильмов.

В 2003-2007 годах на базе Облкинопроката и ЦРК «Художественный» также были проведены очередные фестивали «Новое кино России». В прошлом году у нас не было областных и федеральных денег на проведение крупномасштабного фестиваля, но в киноклубе «Ракурс» все лучшие российские новые фильмы мы показали. Надеемся, что в следующем году ситуация изменится – областное министерство культуры запланировало выделение денег на фестиваль. Что касается других мероприятий, то мы их проводим постоянно. В этом сезоне «Ракурс» провел фестивали японского и бельгийского кино, третий фестиваль спонтанного кино «Белый квадрат», на который было получено финансирование от областного правительства. Большой популярностью пользовались программы международных фестивалей короткометражных и анимационных фильмов. В «Ракурсе» традиционно проходит регулярный показ более 50 новых картин за год, представляющих лучшие фильмы мирового кино. Кроме того, мы показали более 100 картин классического репертуара. Новинкой этого сезона стало то, что кроме площадок Дома актера, показы проходили и в кинозале музея имени П. В. Алабина.

– Спустя год после своего ухода из облкинопроката, скажите честно – не жалеете?

– Нет, не жалею.

– Тогда вы заявили, что в кинотеатре «Художественный» нужно поменять репертуар, сделать его не кинотеатром мейнстрима, а образовательно-культурологическим киноцентром...

– В разработанной нами программе развития кинематографии было предложено кинотеатр «Художественный» сделать фестивальным образовательно-культурологическим центром. А не показывать мейнстримовое кино. Однако областное министерство культуры нас не поддержало.

– Михаил Яковлевич, но куда же движется вся эта махина российского кинематографа, за которой вы так пристально наблюдаете как киновед, сегодня?

– Сегодня производители кино полностью зависят от хозяина. Раньше кинематограф был искусством, сейчас становится интертейментом, развлечением в чистом виде. Вспомните: в своем начале кинематограф являлся аттракционом. И сегодня он снова постепенно превращается в аттракцион. В торговых центрах между шоппингом и боулингом можно посмотреть развлекательный кинопродукт, о котором впору сразу и забыть. И такого кино становится все больше, причем это общемировая тенденция. Мы же занимаемся другим кино. Тем, которое заставляет думать, спорить, является эстетическим феноменом.

– Но как, на ваш взгляд, нужно продвигать такое кино?

– Сегодня очень многое зависит от рекламы и пиара. Допустим, какой-нибудь обеспеченный человек придет к мысли о том, что нужно продвигать фильмы Алексея Германа. Напечатает 1000 копий, оплатит рекламу, пиар, много эфирного времени. Согласитесь, ситуация бредовая, никто этим заниматься не будет. Правда, иногда все же появляются, фильмы на которые дистрибьюторы обращают внимание и начинают их продвигать. Они выходят большим тиражом. К примеру, последний фильм Вуди Аллена. Вспомните, в прошлом году номинанты на «Оскар» широкой публике практически не демонстрировались. Такие фильмы как «Старикам здесь не место», «Нефть»... В этом году несколько другая ситуация – шесть-семь «оскароносных» фильмов, в том числе такие как «Подмена», «Загадочная история Бенджамина Баттона» шли в кинотеатрах. И все потому, что «Оскар» стал всемирным брендом и является отличной рекламой, в том числе и кино авторского. С другими фильмами проблематичнее. Если в титрах фильма нет громких имен, то, несмотря на награды самых престижных кинофестивалей, продвижение этого фильма требует индивидуального подхода и больших усилий. Что мы и пытаемся делать.

Сейчас редкость, когда художник является коммерсантом в хорошем смысле этого слова. Но при этом все равно остается художником. Среди зарубежных режиссеров отмечу Спилберга, Лукаса, Земекиса. У нас такими были Рязанов, Данелия, Гайдай. Сегодня в России таких режиссеров практически нет. Из молодых, интересных, но вместе с тем и «кассовых» мастеров я отмечу Тимура Бекмамбетова. Его цикл «Дозоров» – интересная и неглупая попытка. Валерий Тодоровский со своими «Стилягами» сделал кассу, но и художником остался. «Остров» Павла Лунгина посмотрела большая аудитория... Хотя, конечно, в этом есть немалая заслуга ГТРК «Россия», которая поддержало режиссера.

– Но ГТРК – телекомпания государственная... Вообще же – насколько серьезную роль должно играть государство в развитии кинематографии?

– В нашей стране все непредсказуемо. Совет по поддержке кинематографии возглавляет премьер-министр Путин. Соответственно, туда вошли политики, режиссеры «путинского» взгляда на мир. Они говорят о том, что нужно возвращать 100-процентный госзаказ и делать патриотическое кино. Но ведь патриотическое кино не делается по заказу! Да, у нас уже были в 30-е годы заказные патриотические фильмы, такие как блестящий «Александр Невский». Но ведь и время было другое. А сегодня многие фильмы являются лжепатриотическими, смахивают больше на пародию – «Тарас Бульба» и «Адмирал» яркое тому доказательство. Происходит «урапатриотическая» деградация общества. Мое мнение: если деньги будут направляться только на «правильное» кино, то мы ничего не добьемся. К счастью, в России есть и другое кино – о себе прекрасно заявили молодые творцы: Борис Хлебников, Алексей Попогребский, Иван Вырыпаев, Кирилл Серебряников, Алексей Герман-младший. Будем надеяться, что перед ними не захлопнутся двери.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления