ћихаил  уперберг, президент киноклуба «–акурс», киновед: «ѕатриотическое кино не делаетс€ по госзаказу»
" width=
" width=
Ётот человек почти 30 лет назад создал в —амаре единственный в городе центр арт-кино – клуб друзей кино «–акурс». » до сих пор он остаетс€ одним из немногих известных жителей столицы губернии, у кого сохранилс€ свежий ракурс, свежий взгл€д на происход€щие в кинематографе вещи. »звестный самарский киновед, президент киноклуба «–акурс» ћихаил  уперберг рассказал корреспонденту 63.ru о своем видении проблем современного искусства, причинах своего ухода из ќблкинопроката и роли государства в кинопроизводстве.

– ћихаил яковлевич, на ваш взгл€д, в областной программе «ќсновные направлени€ развити€ кинематографии —амарской области» достаточно ли четко прописаны основные направлени€ и меропри€ти€?

– ≈сли честно, разработанную министерством культуры программу € не видел. Ќо, думаю, она отличаетс€ от той, которую разработали мы. ƒело в том, что существует проблема взаимоотношений между федеральной и областной ветв€ми власти. ¬ областном министерстве культуры считают, что мы не должны влезать в те программы, которые есть у «федералов». » в том числе, в вопросе развити€ кинематографии. ’от€ в —амаре все равно кинопроизводство существует – пусть и вне государственной системы – есть несколько студий, которые делают кино. ¬ разработанной нами программе одним из главных пунктов €вл€етс€ создание серьезной и мощной самарской киностудии по производству самых разных фильмов, в том числе, игровых. ≈сть в ней пункт и о кинообразовании населени€ – школьников и студентов, в первую очередь. ѕока же фактически этим направлением никто не занимаетс€. ѕредусмотрели мы и развитие прокатной и фестивальной де€тельности. Ѕудет ли именно наша программа прин€та в области – зависит от воли депутатов и чиновников областного правительства.

– Ќа ваш личный взгл€д, на каком уровне находитс€ кинопроизводство в провинции? ” нас в регионе?

–   сожалению, не на очень высоком уровне. ≈сть, конечно, студии-лидеры неигрового кино и анимации.   примеру, в ≈катеринбурге. “ам ситуаци€, правда, несколько друга€, чем в —амаре. ¬едь существовала —вердловска€ киностуди€, где производилось не только попул€рное игровое, но и неигровое кино. ¬ —вердловск приезжали работать известные московские и питерские режиссеры. ¬ других регионах также были хорошие студии неигрового кино – к примеру, в –остове или »ркутске. » кое-где они сохранились, хот€ финансировани€ практически нигде нет. ќднако в любой хорошей студии должны существовать мастера. ” нас в —амаре, на  уйбышевской студии кинохроники были режиссеры пусть не мирового, но всесоюзного уровн€ – Ѕорис —войский и ћихаил —ерков. ѕосле их ухода образовалс€ некий вакуум. ƒа, в 90-х по€вились молодые режиссеры, которые делали экспериментальные вещи – на стыке игрового и документального кино. Ќо врем€ было достаточно сложное. ј наша страна до сих пор во многом €вл€етс€ феодальной. “о есть, если не будет политической воли – не будет ничего. “е режиссеры, которые работали в —амаре, это пон€ли. ћногие молодые и талантливые мастера уехали за границу, например в √ерманию.  то-то вообще ушел из кино... — тех пор, с начала 90-х, вот уже 17-18 лет —амара даже номинально не представлена на фестивал€х документального кино. —уществующие в столице губернии студии выпускают фильмы дл€ тех, у кого есть деньги – дл€ –ѕ÷, газовиков-нефт€ников. —туди€м удаетс€ выбить и какие-то федеральные деньги. Ќо лишь дл€ того, чтобы сн€ть кино среднего уровн€.

– »звестный режиссер јлександр ѕрошкин сн€л фильм «„удо» про феномен «сто€ни€ «ои». ѕравда, снималс€ он не в —амаре. ¬идели ли вы его, каковы ваши впечатлени€?

– я не видел фильм, но разговаривал о нем с режиссером. ≈сть некий апокриф, что истори€ произошла в —амаре. Ќо ѕрошкин не стал снимать «„удо» в нашем городе. ƒействие происходит в некоем провинциальном городке.

– ћихаил яковлевич, продолжаете ли вы заниматьс€ организацией фестивалей?

–  онечно, и их достаточно много. “ак сложилось, что один из первых фестивалей, «јвангард-88», мы организовали еще в далеком 1988 году. — тех пор с помощью посольств разных стран проводим кинофорумы французского, британского, шведского, чешского, венгерского, польского, голландского, немецкого, €понского, финского кино. ¬ 1992 мы впервые организовали фестиваль «Ќовое кино –оссии». ¬ те годы как раз обрушилась система отечественного кинопроката – люди прекратили ходить в кинотеатры, предпочитали смотреть фильмы дома на видеомагнитофонах. Ќо в стране в год выходило (и до сих пор выход€т) п€ть-шесть картин, которые можно рассматривать как произведени€ искусства. Ёкс-мэр —амары ќлег —ысуев поддерживал наши идеи и начинани€, в отличие от его преемников на посту градоначальника. » мы с ним провели четыре фестивал€, которые финансировала горадминистраци€. Ќа этих четырех кинофорумах мы показывали все лучшее, что было создано в стране. ¬ —амару приезжали јлексей Ѕалабанов, ≈вгений ћиронов, —ергей ћаковецкий, другие известные актеры, сценаристы и режиссеры. ѕотом нам помог ‘онд —ороса, мы провели несколько фестивалей, в работе которых нар€ду с известными московскими и питерскими кинематографистами прин€ли участие зарубежные знаменитости. ј в 2000-2002 годах был выигран грант на проведение двух крупных фестивалей «Ќовое кино –оссии», на которые приезжали до 25-30 известных кинематографистов – авторов демонстрировавшихс€ фильмов.

¬ 2003-2007 годах на базе ќблкинопроката и ÷–  «’удожественный» также были проведены очередные фестивали «Ќовое кино –оссии». ¬ прошлом году у нас не было областных и федеральных денег на проведение крупномасштабного фестивал€, но в киноклубе «–акурс» все лучшие российские новые фильмы мы показали. Ќадеемс€, что в следующем году ситуаци€ изменитс€ – областное министерство культуры запланировало выделение денег на фестиваль. „то касаетс€ других меропри€тий, то мы их проводим посто€нно. ¬ этом сезоне «–акурс» провел фестивали €понского и бельгийского кино, третий фестиваль спонтанного кино «Ѕелый квадрат», на который было получено финансирование от областного правительства. Ѕольшой попул€рностью пользовались программы международных фестивалей короткометражных и анимационных фильмов. ¬ «–акурсе» традиционно проходит регул€рный показ более 50 новых картин за год, представл€ющих лучшие фильмы мирового кино.  роме того, мы показали более 100 картин классического репертуара. Ќовинкой этого сезона стало то, что кроме площадок ƒома актера, показы проходили и в кинозале музе€ имени ѕ. ¬. јлабина.

– —пуст€ год после своего ухода из облкинопроката, скажите честно – не жалеете?

– Ќет, не жалею.

– “огда вы за€вили, что в кинотеатре «’удожественный» нужно помен€ть репертуар, сделать его не кинотеатром мейнстрима, а образовательно-культурологическим киноцентром...

– ¬ разработанной нами программе развити€ кинематографии было предложено кинотеатр «’удожественный» сделать фестивальным образовательно-культурологическим центром. ј не показывать мейнстримовое кино. ќднако областное министерство культуры нас не поддержало.

– ћихаил яковлевич, но куда же движетс€ вс€ эта махина российского кинематографа, за которой вы так пристально наблюдаете как киновед, сегодн€?

– —егодн€ производители кино полностью завис€т от хоз€ина. –аньше кинематограф был искусством, сейчас становитс€ интертейментом, развлечением в чистом виде. ¬спомните: в своем начале кинематограф €вл€лс€ аттракционом. » сегодн€ он снова постепенно превращаетс€ в аттракцион. ¬ торговых центрах между шоппингом и боулингом можно посмотреть развлекательный кинопродукт, о котором впору сразу и забыть. » такого кино становитс€ все больше, причем это общемирова€ тенденци€. ћы же занимаемс€ другим кино. “ем, которое заставл€ет думать, спорить, €вл€етс€ эстетическим феноменом.

– Ќо как, на ваш взгл€д, нужно продвигать такое кино?

– —егодн€ очень многое зависит от рекламы и пиара. ƒопустим, какой-нибудь обеспеченный человек придет к мысли о том, что нужно продвигать фильмы јлексе€ √ермана. Ќапечатает 1000 копий, оплатит рекламу, пиар, много эфирного времени. —огласитесь, ситуаци€ бредова€, никто этим заниматьс€ не будет. ѕравда, иногда все же по€вл€ютс€, фильмы на которые дистрибьюторы обращают внимание и начинают их продвигать. ќни выход€т большим тиражом.   примеру, последний фильм ¬уди јллена. ¬спомните, в прошлом году номинанты на «ќскар» широкой публике практически не демонстрировались. “акие фильмы как «—тарикам здесь не место», «Ќефть»... ¬ этом году несколько друга€ ситуаци€ – шесть-семь «оскароносных» фильмов, в том числе такие как «ѕодмена», ««агадочна€ истори€ Ѕенджамина Ѕаттона» шли в кинотеатрах. » все потому, что «ќскар» стал всемирным брендом и €вл€етс€ отличной рекламой, в том числе и кино авторского. — другими фильмами проблематичнее. ≈сли в титрах фильма нет громких имен, то, несмотр€ на награды самых престижных кинофестивалей, продвижение этого фильма требует индивидуального подхода и больших усилий. „то мы и пытаемс€ делать.

—ейчас редкость, когда художник €вл€етс€ коммерсантом в хорошем смысле этого слова. Ќо при этом все равно остаетс€ художником. —реди зарубежных режиссеров отмечу —пилберга, Ћукаса, «емекиса. ” нас такими были –€занов, ƒанели€, √айдай. —егодн€ в –оссии таких режиссеров практически нет. »з молодых, интересных, но вместе с тем и «кассовых» мастеров € отмечу “имура Ѕекмамбетова. ≈го цикл «ƒозоров» – интересна€ и неглупа€ попытка. ¬алерий “одоровский со своими «—тил€гами» сделал кассу, но и художником осталс€. «ќстров» ѕавла Ћунгина посмотрела больша€ аудитори€... ’от€, конечно, в этом есть немала€ заслуга √“–  «–осси€», котора€ поддержало режиссера.

– Ќо √“–  – телекомпани€ государственна€... ¬ообще же – насколько серьезную роль должно играть государство в развитии кинематографии?

– ¬ нашей стране все непредсказуемо. —овет по поддержке кинематографии возглавл€ет премьер-министр ѕутин. —оответственно, туда вошли политики, режиссеры «путинского» взгл€да на мир. ќни говор€т о том, что нужно возвращать 100-процентный госзаказ и делать патриотическое кино. Ќо ведь патриотическое кино не делаетс€ по заказу! ƒа, у нас уже были в 30-е годы заказные патриотические фильмы, такие как блест€щий «јлександр Ќевский». Ќо ведь и врем€ было другое. ј сегодн€ многие фильмы €вл€ютс€ лжепатриотическими, смахивают больше на пародию – «“арас Ѕульба» и «јдмирал» €ркое тому доказательство. ѕроисходит «урапатриотическа€» деградаци€ общества. ћое мнение: если деньги будут направл€тьс€ только на «правильное» кино, то мы ничего не добьемс€.   счастью, в –оссии есть и другое кино – о себе прекрасно за€вили молодые творцы: Ѕорис ’лебников, јлексей ѕопогребский, »ван ¬ырыпаев,  ирилл —еребр€ников, јлексей √ерман-младший. Ѕудем наде€тьс€, что перед ними не захлопнутс€ двери.