С министром транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Борисом Ардалиным мы беседовали в его кабинете в здании правительства губернии. Глава минтранса только-только вернулся с заседания одного из комитетов в губдуме. Было уже около семи часов вечера.
– Борис Васильевич, как долго длится ваш обычный рабочий день?
Сейчас мой день начинается в восемь утра. В это время я уже нахожусь на Московском шоссе, лично контролирую ход ремонтных работ.
– Каждый день?
– Практически. Слишком большая ответственность перед гражданами города. Ведь среди них очень много скептиков, которые считают, что сделать качественную дорогу нам не удастся.
– Расскажите, как продвигается разработка программы по развитию транспортной системы Самарской области?
– Мы уже выбрали подрядчика, который начал заниматься этой программой. Учитывать она должна все мировые тенденции, существующие сегодня в сфере транспорта. Мы обязаны смотреть вперед и развивать транспортную систему, опережая формирование спроса. Иначе она станет тормозом всей экономики. Подрядчик обязан провести детальный анализ всей существующей инфраструктуры транспорта в нашей губернии. Учитывая пути развития строительства и архитектуры, миграцию населения и многое другое, будет высчитана потребность во всех видах транспорта и создан проект развития на 20 лет вперед. Главные критерии, согласно которым должна быть разработана программа, – безопасность и комфортность.
– Когда можно будет познакомиться с программой?
– Подрядчик должен завершить ее разработку за два года. Так что в 2008, максимум в 2009 году, мы получим результат. Затем, для того чтобы учесть максимальное количество пожеланий самарцев, снять «кричащие» проблемы губернских дорог и наметить четкий путь развития транспорта области, обсудим программу не только на заседаниях правительства и думы, но и на общественных слушаниях.
– Обсуждение с общественностью создало много проблем разработчикам генерального плана застройки Самары. Не боитесь подобной реакции граждан и на строительство дорог?
– Конечно, боюсь. Но надеюсь на компетентность разработчиков и специалистов нашего министерства, которые помогут избежать спорных вопросов. Понятно, что работа с общественностью весьма неблагодарна. Но нам ее не избежать, потому что политика «сами с усами» тоже может привести к ошибкам.
– Одним из самых востребованных проектов, планируемых включить в эту программу, является возведение второго этажа дороги над Московским шоссе...
– В настоящее время расширить главную магистраль города нельзя из-за застройки вдоль трассы. А темп автомобилизации столь высок (количество машин увеличивается ежегодно на 20%), что через пять лет, если ничего не менять, у нас будет одна сплошная пробка. Для того чтобы ее избежать, мы и хотим построить магистрали на улицах Солнечной и Карла Маркса, расширить до шести полос Ново-Садовую, возвести второй этаж над Московским шоссе. Так что, возможно, лет через десять Московское шоссе будет двухэтажным. Согласно российским законам, первый этаж будет бесплатным, а второй – платным. Второй этаж позволит нам без пересечений, за 15 минут доехать, скажем, от 4 ГПЗ на Мичурина до IКЕА на въезде в Самару.
– Водители сейчас чуть ли не в один голос нахваливают качество покрытия, которое укладывается на Московском шоссе. Когда дело дойдет до Ново-Садовой?
– К сожалению, там в настоящий момент мы можем провести только частичный ремонт. Реконструкцию необходимо делать, перекрыв улицу. Но, если приостановить движение на Ново-Садовой, тогда в пробке встанет Московское шоссе. Поэтому придется в ночное время сделать ремонт верхнего полотна плохого участка Ново-Садовой – от Советской Армии до Ташкентской. Как только завершим эти работы, сразу приступим к строительству четырехполосной магистрали на улице Солнечной. И только после этого, года через три, можно будет реконструировать Ново-Садовую.
– Можете назвать хотя бы приблизительные цифры: какая необходима сумма для того, чтобы привести дороги Самары и губернии в отличное состояние?
– В зависимости от выбора того или иного варианта строительства или реконструкции объектов она колеблется от 40 до 80 миллиардов рублей. В этом году из бюджета области мы получили 4,5 миллиарда, на следующий будем просить от 6 до 12. Из федерального бюджета в прошлом году нам было выделено 100 миллионов рублей. В этом – 1 миллиард 203 миллиона. На следующий год мы будем просить увеличения этой суммы. Помочь в решении этого вопроса пообещал министр транспорта России Игорь Левитин. Его поддержкой нам удалось заручиться и в связи с планируемым строительством транспортно-консолидирующего центра. Он важен не только для развития транспортной системы нашей губернии, но и страны в целом. И даже страны СНГ заинтересованы в его возведении. В связи с этим и господин Левитин, и министры транспорта стран СНГ собираются 11-12 сентября принять участие в конференции на тему: «Развитие транспортной системы Самарской области». Так что хорошие дороги будут построены, хоть и не такими быстрыми темпами, как нам хотелось бы. Плохие дороги в таком городе, как Самара – это верх неприличия.
– Насколько вам помогает опыт руководящей работы, приобретенный в торгово-промышленной палате?
– Взаимоотношения, сложившиеся у меня в процессе тесной работы в ТПП с правительством Самарской области, министерствами и ведомствами, помогли быстро войти в курс дела. Человеческий фактор имеет важную роль, поскольку по отношению ко мне уже имеется определенный уровень доверия. Кроме того, работа в ТПП позволила мне наладить международные контакты, в результате которых мы имеем возможность договариваться с зарубежными компаниями, например, о строительстве платных дорог. Уже ведутся переговоры с несколькими фирмами из Италии, Франции и Германии. Они внимательно изучают наши предложения.
– Вы являетесь еще и президентом областной федерации настольного тенниса. Почему именно этот вид спорта?
– Мне было предложено возглавить федерацию для того, чтобы собрать попечительский совет из спонсоров, готовых помочь развитию этого массового вида спорта. Оказывается, настольным теннисом занимается четыре миллиарда человек в мире. Поднимать на ноги в губернии такой вид спорта, привлекать к занятиям как можно больше людей мне приносит моральное удовлетворение.
– При такой загруженности работой остается ли у вас хоть немного свободного времени?
– Конечно, его остается немного. Но на хобби я всегда нахожу время: два раза в неделю играю в хоккей, занимаюсь верховой ездой и играю в шахматы.