Трещины, прогнившие фасады, удобства на улице — типичный пейзаж для зданий в самом начале улицы Фрунзе. Оказавшись во дворе домов № 1 и 3 по Фрунзе, попадаешь в Самару XIX века. И только возвышающаяся рядом махина Фрунзенского моста возвращает к реальности. Домишки жмутся к новой дороге, которая ведет на долгожданный мост. Кто живет в этих хибарах? О чем они мечтают? И как относятся к такому соседству?
От моста до первого дома по улице Фрунзе буквально рукой подать. Здесь монтируют металлические столбы, на которых разместят фальшфасад из сетки. Он скроет старый забор дома на Крупской и деревянный уличный туалет от взоров автомобилистов, которые поедут по Фрунзенскому мосту.
Первой мы встречаем жительницу дома № 7 по улице Фрунзе Галину Нагадоскую. Ее дом 1896 года постройки самый ухоженный и выделяется аккуратным розовым фасадом. Правда, облагораживать пришлось за свой счет — дом частный.
— Обидно, что многие смотрят на наши дома и думают, что там живут бомжи. Это не так. Некоторые соседи не хотят ремонтировать свои дома, поэтому они так и выглядят. Квартиры тут у всех в собственности, а вот земли муниципальные, — рассказала Галина.
Сама она живет здесь с 1966 года. Говорит, что помнит те дни, когда из-за стройки дома ходили ходуном:
— Страшно было, хотели даже МЧС вызывать. В стенке сервиз скакал.
Во дворе Галины Нагадоской асфальт засыпали выше уровня бордюра старого покрытия.
Хозяйка объективно опасается, что в сезон дождей и снега вода будет литься прямо в окна первого этажа. А из-за высокой асфальтной насыпи осадки будут скапливаться во дворе дома.
Судя по всему, не предусмотрены проектом и металлические отбойники. То есть страховки от водителей-лихачей тоже нет.
А это дом на Крупской, 40.
В нем на первом (цокольном) этаже живет Зинаида Князьбеева. А на втором в 2006 году был пожар — этаж выгорел вместе с крышей.
Зинаида работает уже около 45 лет детской медсестрой. Трудиться приходится в несколько смен.
— В туалет ходим на улицу, куда деваться. За водой — в колонку. Приезжали представители администрации Самарского района, видели, как поехали наши стены, — посоветовали подпереть балкой. Муж — пенсионер, но тоже работает. В свободное время таскает балки, чтобы совсем всё не разрушилось, — вздыхает Зинаида.
Критическое состояние домов на Фрунзе признают и власти. Но разводят руками: вы собственники домов, делайте ремонт сами, мы, чем сможем, поможем. Или подавайте документы на отселение. Но переезжать местные жители не хотят: квартиры предлагают в поселке Озерном.