Сколько денег должен тратить самарский пациент на стоматологические услуги? Как обратить внимание самарцев на профилактику заболеваний зубов? Растет ли количество жителей столицы губернии, которые хотят белоснежные зубы «от кутюр»? На эти и другие вопросы попытались ответить участники круглого стола на тему «Стоматологическое качество жизни. Пути мотивации населения на поддержание стоматологического здоровья», который был организован 63.ru в канун Международного дня стоматолога.
Участие в заседании круглого стола приняли главный врач клиники «Современный стоматологический комплекс» Игорь Платонов, директор стоматологического центра «Елена Плюс» Елена Некорыснова, стоматолог-терапевт «Стоматология ДентАрт» Елена Кочкалева, главный врач Самарского центра дентальной имплантации Павел Рыбаков, заместитель директора сети стоматологических клиник «МегаМед» Наталья Семенова, коммерческий директор клиники «Продент» Светлана Иванова, врач-стоматолог клиники «Продент» Элина Валиахметова, первый заместитель генерального директора фирмы «Инверсия» Евгений Ежов, директор клиники «Семейная стоматология «Биодент» Екатерина Мельникова, директор клиники «Юрмакс» Юрий Юрченко, директор «Медико-правовой компании» Эдуард Колбин, директор «Дентальная студия Архипова» Алексей Архипов. Спонсором мероприятия выступила компания «Инверсия».
Какими бы современными и дорогостоящими не были стоматологические технологии, все же база, на которой строится здоровье пациента – это профилактика. Вот почему она ставится во главу угла и необходима не завтра, а сегодня, сейчас. И чем раньше самарцы начнут регулярно заниматься профилактикой здоровья полости рта, чем дешевле им обойдется эта процедура. «На поддержание здоровья зубов в среднем требуется от пяти до 10 тысяч рублей рублей в год. К примеру, чтобы провести профессиональную чистку. Однако сразу замечу, что такие средства будут достаточны для профилактики здорового со стоматологической точки зрения пациента. Можно, конечно же, на профилактику тратить и меньше денег. Но в некоторых случаях – больше в разы», – заметил в начале заседания директор клиники «Юрмакс» Юрий Юрченко.
С господином Юрченко согласен и главный врач клиники «Современный стоматологический комплекс» Игорь Платонов. «Задача пациента – как можно дольше оставаться здоровым. Каждый хочет заплатить один раз и больше не появляться в стоматологической клинике. Но ведь так не бывает. И проблема как раз-таки упирается в мотивацию населения. Если каждые полгода тратить, к примеру, по пять тысяч рублей на профгигиену – мотивации никакой не будет. К тому же у пациента возникнет резонный вопрос: «А когда я буду тратить меньше?» Однако так просто снизить цену не получится. Есть такие пациенты, которым нужно раз в три месяца тратить на профилактику заболеваний, тратя каждый раз по пять тысяч рублей. В клинику такие пациенты не ходят, профилактические мероприятия не выполняют. А ведь сегодня среднестатистический взрослый пациент – человек, который имеет как минимум 18 пломб, несколько потерянных зубов. И одному клиенту нужен целый комплекс лечения – ультразвук, полировка, реминерализация. Другому же можно просто сказать спасибо за то, что он следит за своими зубами. Понятно, что мы занимаемся бизнесом, рабочее место должно приносить деньги. При всем при этом мы не должны забывать о своих пациентах».
По словам руководителя стоматологической клиники «Дентальная студия Архипова» Алексея Архипова, на 80% состояние зубов пациента зависит от того, сколько внимания он уделяет гигиене и профилактике. «Недостающие 20% мы можем восполнить стоматологическими процедурами, которые сам клиент самостоятельно сделать не может. К примеру, убрать камни. Если у человека все 32 зуба находятся в хорошем состоянии, то потребуется минимальный объем работы. Но если пациент пришел к нам и у него за полгода накопилось большое количество проблем с зубами, он заплатит и пять, и 10 тысяч рублей. Поэтому все зависит от того времени, которое потратит человек на профилактику за полгода до приема у стоматолога. В конечном итоге это – экономия его средств», – считает Алексей Архипов.
Но как быть уверенным в том, что стоматолог честен перед пациентом и не попытается взять деньги за ненужные самарцу услуги? На этот вопрос ответила директор стоматологического центра «Елена Плюс» Елена Некорыснова. «Подчас каждый клиент сам знает, какие проблемы с полостью рта у него существует. И он сам определит критерии лечения. Если у вас кариес на одном из зубов, то вам его запломбируют. Больший комплекс лечения, чем нужно в данной ситуации, стоматолог вам не предложит. Кроме того, со сделанным снимком вы можете получить консультацию у любого стоматолога. Причем как платную, так и бесплатную».
С руководителем клиники «Елена Плюс» согласен и Игорь Платонов. «Задача стоматолога – объяснить пациенту, что у него происходит в полости рта. Поэтому на первом приеме и на профосмотре он обязан вам рассказать, в каком состоянии находятся ваши зубы. Другое дело – как он будет это рассказывать. Многое тут зависит от его честности и от вашего доверия к нему, по другому никак не получится. Доверие складывается из рекомендаций. Через полгода вы покажете ему зубы и стоматолог вам скажет: «Спасибо, вы замечательно ухаживаете за своей полостью рта». И вы встаете с кресла уже через 10 минут. Это и есть показатель качества работы вашего стоматолога».
По мнению участников заседания круглого стола, в обществе существует стереотип, что стоматологи зарабатывают большие деньги. «Когда показываешь профилактический мультфильм пациенту на компьютере, он не знает, что его изготовление стоит 8000 евро. А евро сегодня стоит 46 рублей. Поэтому часто возникают вопросы у пациентов: «А почему стоматология – одна из дорогих отраслей медицины? Почему пломба стоит 2500?» И редко пациенты задаются вопросом, сколько с этой пломбы денег зарабатывает стоматолог. У меня вчера дома был сантехник, он работал всего 10 минут и я ему заплатил 800 рублей. Покажите мне стоматолога, который зарабатывает в Самаре 800 рублей за 10 минут? Я 24 года работаю, не видел ни одного», – сказал главный врач клиники «Современный стоматологический комплекс» Игорь Платонов.
О юридических проблемах, зачастую возникающих из-за недопонимания между медиками и пациентами рассказал руководитель «Медико-правовой компании» Эдуард Колбин. «Нами в октябре прошлого года был открыт специализированный сайт, сейчас у нас порядка 150 посещений в день. Не так давно мне звонил человек и жаловался персонально на стоматологическую клинику. Пациент остался недоволен качеством оказанных услуг. Нужно понять, что камнем преткновения является сама система взаимоотношений врач–пациент, она юридически неграмотна. Но правоохранительные и судебные органы всегда будут на стороне пациента». По мнению специалистов медико-правовой компании, в стоматологической отрасли существует проблема стандартизации услуг: «Стандарты вырабатывают сами клиники, что не совсем корректно. Общие для всех стандарты пытаются разработать уже несколько лет, однако это ни к чему не приводит. По подсчетам специалистов, всего нужно издать и принять около 200 стандартов в отрасли стоматологии».
Однако, даже несмотря на это, самарцы сегодня обращают все больше внимания на состояние своих зубов. «Я дольше всех работаю, помню тех старых, советских пациентов. Сейчас у людей совсем другая психология. В советские годы приходил пациент, записывался в очередь на протезирование и 2-2,5 года стоял в очереди. Потом же появились кооперативы. Но пациенты ждали, чтобы сделать протезирование по госцене. На золото, алкоголь тогда население тратило большие деньги, на лечение зубов – минимум. Вместе с перестройкой практически без участия стоматологов поменялась и позиция пациентов. В фильмах, журналах, на интернет-сайтах люди видели белоснежные улыбки героев, многим захотелось иметь так называемую «голливудскую улыбку». А мы только подхватывали это стремление, старались, чтобы у нас были такие же технологии, как на Западе. И психология граждан за 15-20 лет резко изменилась – люди стали все больше внимания обращать на свои зубы», – говорит Юрий Юрченко.
В том, что именно западный образ жизни оказывает влияние на психологию россиян, уверена директор клиники «Семейная стоматология «Биодент» Екатерина Мельникова. «У американцев профилактика поставлена на должном уровне, в отличие от России. Многие даже не знают, как правильно чистить зубы. Стоматологи на Западе давно мотивировали своих пациентов на то, что они должны чистить зубы, что у них должны быть розовые десны, белые зубы и так далее. Мотивацией населения они продолжают заниматься и сегодня, а у нас такой подход только развивается. Конечно же, многое зависит и от стоматологических ассоциаций. Должны внедряться школьные программы, дети должны знать о том, какая должна быть правильная чистка зубов и так далее. К примеру, в той школе, в которую ходит мой ребенок, мы сами организовали специальные уроки, на которых показываем детям, как правильно чистить зубы. И тем самым мы привлекаем и детей, и их родителей к нам приходить и лечить зубы», – отметила госпожа Мельникова.
Однако стоимость изготовления профилактической продукции: роликов, буклетов, наглядных материалов достаточно высока. «Сегодня сделать один образовательный анимационный фильм для пациентов стоит от 10 до 40 тысяч евро в мультимедийной студии в Москве. Покажите мне хоть одну самарскую стоматологическую клинику которая способна заказать такой фильм. Экономически наше общество еще не готово к профилактике, отсюда проблемы», – сказал Игорь Платонов.
Мотивация населения на оказание стоматологических услуг напрямую зависит от культуры здоровья населения, прививать которую должно и государство, считают стоматологи. «Ведь у нас есть люди состоятельные и есть те, которые думают только о том, как заработать на еду. Поэтому в зависимости от слоя населения и культура здоровья разная. И если мы возьмем для примера состоятельных людей, то за последние 5-10 лет они стали больше думать о своем здоровье, и это заметно. Сегодня редко увидишь такую картину, когда пациент приезжает на дорогой машине и совсем без зубов. Вместо того, чтобы приобрести новый автомобиль, такие люди в первую очередь задумываются о своем здоровье. Поэтому чем больше будет мотивация к здоровью у населения, тем больше будет пациентов у стоматологов и врачей других специальностей. Даже если мы создадим ассоциацию в Самаре, мы сможем «продвинуть» ряд профилактических инициатив только в рамках своей области. И не более того. Это в первую очередь забота государства», – считает Алексей Архипов.
Однако участники заседания круглого стола уверены, что нужно заниматься не только мотивацией пациента, но и мотивацией врача. «И делать это нужно очень активно, причем не только с материальной точки зрения. В самой программе подготовки медиков существует определенные огрехи. И, к сожалению, далеко не всегда подобные проблемы могут решить руководители частных стоматологических клиник. Проблемы подготовки многогранны, ими также нужно заниматься комплексно», – говорит Эдуард Колбин.
Что же касается мотивации пациентов, то большая роль здесь отводится и СМИ. «Нужно больше давать рекламных материалов здорового образа жизни. Ведь мотивация существует у пациента не только до его прихода в клинику, но и после. Да, мы можем давать рекламу. Но ведь нужны не только рекламные материалы. Стоматологам нужно участвовать в телепередачах, присутствовать на информационных сайтах, журналах, газетах. Беседы на тему стоматологии всегда интересны пациентам. Ведь чем больше человек информирован, тем больше у него желание заботиться о своем здоровье».