Долгие годы слова «смерть» и «онкогематология» звучали как синонимы. Ведущие специалисты Москвы отмечают, что еще двадцать лет назад почти все: и взрослые, и дети, заболевшие онкогематологическими патологиями, – были обречены. На сегодняшний день раковая болезнь излечима, и главные аспекты оказания помощи пациентам известны.
«Существует общественное неприятие таких детей, и наша задача – научить общество адекватно реагировать и принимать болезнь», – поделилась доктор медицинских наук Светлана Варфоломеева. Онкогематология – область медицины, находящаяся на стыке двух отраслей науки, изучающая злокачественные заболевания кроветворной системы. Лечение таких больных требует огромных сил и от врача, и от самого больного, и от его родственников. При заболевании в первую очередь страдает костный мозг. Вместо нормальных клеток крови он начинает вырабатывать опухолевые клетки. Так как кровь омывает весь наш организм, больные клетки распространяются повсюду, одновременно поражая все органы и системы. И если не бороться с болезнью, смерть может наступить в течение нескольких месяцев.
«Причины возникновения онкогематологической патологии неизвестны, но понятны эмпирические пути её развития, – поделился приват-доцент из Германии Валентин Герайн. – Есть только предположения. В первую очередь это, конечно же, окружающая среда – воздух, вода, земля, – которая ухудшается с каждым годом. Наверное, именно с плохим состоянием экологии и связано стремительное увеличение числа больных».
Доктор медицинских наук Светлана Варфоломеева отмечает плохие перспективы развития онкогемоталогической патологии: «Не развита паллиативная помощь, позволяющая улучшить качество жизни пациентов и их семей путем предотвращения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и эффективному лечению заболевания. Для качественной работы необходимо взаимодействие всех уровней, начиная с отдельных больниц и заканчивая федеральными центрами».
Факторов, которые могут привести к заболеванию, много, и они выражаются в трех уровнях: биологическом, медицинском и психосоциальном. Последний уровень самый ответственный, когда дети рождаются в неблагоприятных условиях окружающей среды, слабо питаются, не получают родительскую любовь и ласку. А как известно, в детском и юношеском возрасте (до 14 лет) 50% больных – это люди, заражённые до четырёх лет. В этом возрасте очень много факторов роста, происходит активное взаимодействие органов и тканей. Лечение онкогемоталогической патологии – это очень трудный и опасный процесс, на который не любая мать даст согласие. Раньше для уничтожения внутреннего врага использовали яды, теперь это химиотерапия, удаление опухоли хирургическим путём и облучение. Применение стволовых клеток в лечении также происходит, но это сложная, высокотехнологичная терапия, при которой у пациента полностью ликвидируется больной костный мозг и в организм вводятся здоровые стволовые клетки. Период приживления этих клеток составляет от четырех до тридцати недель. Все это время пациент должен находиться в стерильных условиях, так как вместе с костным мозгом убивается и иммунитет человека, и любая малейшая инфекция может привести к трагическим последствиям.
Важно помнить, что больные раком не являются переносчиками заразы. В среднем 70-80% всех заболевших выздоравливают после первого курса лечения, который длится два года. Серьёзной поддержкой больным раком становятся и общественные объединения, которые на собственные негосударственные средства приобретают необходимые для лечения медикаменты, оплачивают расходы на авиа- и ж/д билеты для поездок на консультации, берут на себя организацию акций по сбору донорской крови и улучшению бытовых условий для находящихся в больнице.
Но главной силой всегда была и остаётся вера в собственные возможности. Как говорит Валентин Герайн, «если не верить в успех лечения, в собственные силы, то ни один врач не поможет. И наша основная задача – не просто облегчить состояние больного, а добиться его полнейшего выздоровления. И это нам удается».