Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон «Об основах охраны здоровья». Мнения о жизнеспособности нового регламентирующего документа разделились. Многие самарские эксперты считают закон «нерабочим». С другой стороны, и старый закон уже не отвечает требованиям современности.
Президент Дмитрий Медведев подписал закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Официально закон вступит в силу с 1 января 2012 года, а отдельные положения начнут действовать в 2013 и 2015 годах.
Напомним, что первую версию законопроекта раскритиковали не только уважаемые врачи, но некоторые общественные и пациентские организации. В итоге экспертам Национальной медицинской палаты был разрешен допуск к работе над законопроектом. В документ было внесено столько поправок, что его чтение отложили на осеннее заседание. В ходе общественного обсуждения Минздраву России удалось согласовать с экспертным сообществом около 100 поправок. Теперь обновленный документ заменит своего предшественника – «Основы законодательства РФ об охране здоровья», принятого в 1993 году.
Согласно новому закону, в рамках программы госгарантий бесплатно оказываются все виды медицинской помощи, включая паллиативную (временную). В список бесплатных видов медпомощи входят и первичная медико-санитарная, и специализированная. Отказать в ней не могут даже частные медорганизации, задействованные в реализации этой программы. Кроме того, медучреждение обязано бесплатно заменить лекарство на более дорогое в случае непереносимости назначенного препарата, предоставить больному индивидуальную палату в силу тяжести заболевания или по эпидемиологическим показаниям, оказать транспортные услуги для проведения обследования, если осуществить данное в рамках медучреждения невозможно.
Также законопроектом впервые вводится понятие «врачебная ошибка» и прямой запрет на эвтаназию и на общение фармацевтических представителей с врачами. Для женщин будет предусмотрена «неделя тишины» перед проведением аборта для принятия решения.
Один из наиболее обсуждаемых вопросов – это законодательно закрепленное право профессиональных медицинских сообществ участвовать в разработке стандартов, протоколов лечения и тарифов в системе обязательного медицинского страхования. На этом настаивал президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. Однако ситуация с допуском в настоящее время тоже неоднозначная: чиновники хоть и разрешили профессиональным объединениям врачей участвовать в обсуждении тарифов ОМС и стандартов оказания медпомощи, но ввели порог допуска к управленческим решениям. Теперь чиновники будут работать только с теми профессиональными организациями, в которых состоят не менее 25% медицинских работников региона. Это вызвало опасение у врачей, потому что данный ограничитель чиновники смогут использовать в своих целях.
«Нам удалось вернуть статью о профессиональных медицинских организациях. Иначе говоря, мы отстояли наше с вами право влиять на государственную политику, участвовать в разработке стандартов, протоколов лечения и тарифов в системе обязательного медицинского страхования. Мы вернули эту статью в закон, чтобы потом постепенно усиливать позиции профессиональных организаций в направлении развития саморегулирования медицинской деятельности. Кстати, статья о саморегулировании профессиональной деятельности также по нашему настоянию была принята Думой. Сегодня ни одна из наших профессиональных ассоциаций не готова к этому. Это трудный путь, но мы должны по нему пойти», – говорит в своем обращении на сайте национальной медицинской палаты Леонид Рошаль.
Болезненным является также и вопрос о четкости в определении платной и бесплатной медицинской помощи. «Необходимо четко определить список платности в государственном и муниципальном здравоохранении», – считает Рошаль.
«Закон не рабочий, работать он не будет», – однозначно высказался президент Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики Алексей Каменев. Напомним, что ранее он выступил за категорический запрет платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медучреждениях и за развитие частной системы здравоохранения. Новый закон официально закрепляет статус платной медицинской помощи в муниципальных медучреждениях и допускает возможность изменения статуса государственных медицинских учреждений. Это может привести к тому, что они будут продолжать «наращивать» платные услуги, но уже официально, считают эксперты.