На осмотр пациента участковый терапевт должен тратить не более 10 минут – решили в Минздраве РФ и разработали проект документа, который будет нормировать труд врачей. Так принято в мировой практике – в странах с развитой амбулаторной сетью врач общается с больным не больше семи-восьми минут. Хватит ли такого количества времени пациентам российских регионов?
Впервые с 1981 года Минздрав провел в 17 российских регионах учет времени работы врача, чтобы выяснить, сколько реально минут уходит на осмотр, беседу с пациентом, заполнение истории болезни, выписку рецептов. Авторы документа уточняют, что непосредственно на контакт с пациентом врач должен тратить не менее двух третьих времени приема, остальное – работа с документами. То есть на осмотр пациента участковые педиатры и терапевты должны тратить не более девяти-десяти минут. По этим нормам будут рассчитывать загруженность медучреждений и необходимую численность врачей.
Минздрав РФ разработал проект приказа, который утвердит «Отраслевые типовые нормы времени приема одного пациента врачом-педиатром участковым, врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом)». Минздрав предлагает на осмотр пациента врачом-терапевтом выделить десять минут, педиатром – девять минут, нормы приема для врачей общей практики немного выше – 12 минут на пациента. Планируется, что при проведении диспансеризации норма приема сократится на 60-70%. Документ регламентирует временные рамки именно основной работы врача – непосредственного общения с больным, в которое не входит время, затраченное на заполнение бумаг.
Как отметила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова 28 апреля в программе «Познер», главный человек в медицине – это врач первичного звена: терапевт, педиатр, семейный врач, поэтому от того, как они работают, зависит и здоровье пациента, и организация медицинской помощи. Однако из-за огромного количества бумаг, которые должен заполнять врач, у него не остается времени на самое главное – на общение с пациентом.
«Никто не считает каждого поголовно, но дело в том, что существует КЗОТ, который определяет, сколько врач должен работать в неделю. И необходимо иметь примерные расчеты, сколько пациентов он может принять, если прием длится, допустим, четыре-шесть часов. Но всегда кого-то будут смотреть более длительный период, кого-то – менее длительный. Но у нас большой внутренний резерв, мы к нему придем уже в этом году. Например, среднее время приема одного больного в Израиле – 7,5 минут. В Великобритании – 8,5 минут. В Соединенных Штатах – тоже от восьми до девяти минут», – подчеркивает министр.
Самарский врач общей практики Дамира Каняева считает, что жестко ограничить время приема каждого конкретного пациента невозможно. К тому же, «новые» нормы просто более четко разграничивают рабочее время на прием и работу с бумагами. «У меня за одну неделю произошло несколько нетипичных приемов, начиная с понедельника. Пожилой женщине стало плохо прямо в кабинете. Мы ее уложили на кушетку, вызвали медицинскую сестру, которая сделала ЭКГ, другая забрала анализ крови и поставила укол.
Пока женщина лежала на кушетке и приходила в себя, ожидая приезда скорой, которая отвезла ее в стационар, я принимала пациентов, так как они вынуждены были ожидать своей очереди более двадцати минут», – рассказала врач. Кроме того, по словам доктора, на неделе она достаточно долго оформляла документы на инвалидность пожилому мужчине, потому что это действительно не сиюминутный процесс. «Но сколько бы ни ушло минут на такие случаи, меньше времени «несрочным» пациентам я все равно уделять не буду, каждый больной требует особого подхода», – говорит медик.
К сожалению, так рассуждают не все врачи. Даже если, как утверждают в минздраве, восемь-девять минут вполне достаточно, каждый случай индивидуален. А кто-то из медиков захочет строго следовать норме, как следует, не осмотрев и не выслушав пациента. Ведь кто и как будет контролировать эти нормы, неизвестно.
Чтобы «переформатировать» работу российских медиков, Минздрав в 2013 году создал сервис «Электронное рабочее место врача», который открывает много возможностей для врача первичного звена. Он позволяет подключиться к единой информационной базе, национальной медицинской библиотеке, к сервисам помощи в принятии решения и выбора лекарственных препаратов, а также к программе непрерывного медицинского образования.
Фото: Фото с сайта Кuwaitiful.com