Российские врачи задумали внедрить новую «профилактическую» услугу – телефонный звонок нерадивому пациенту, если тот страдает хроническим заболеванием либо не прошел необходимое ежегодное обследование. Специалисты предполагают, что так диспансеризация населения станет более эффективной. Однако можно ли заставить человека «быть здоровым»?
В 2013 году во всех российских регионах прошла всеобщая диспансеризация взрослого населения. Хотя диспансеризация носит название «обязательной и всеобщей», по факту она остается добровольным делом. По праву человек мог отказаться от прохождения диспансеризации вообще или от какого-то отдельного анализа или осмотра. Чем многие граждане и воспользовались. Из тех, кто медосмотр прошел, было выявлено почти три миллиона человек с болезнями органов кровообращения, 21346 случаев злокачественных новообразований. Тем не менее, как отмечают медицинские эксперты, за десять последних лет в РФ существенно снизился общий показатель смертности и достиг в 2013 году уровня 13,1 на 1000 человек, а смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний за последние 10 лет снизилась на 25% (с 928 на 100 тысяч населения в 2003 году до 697 – в 2013). Медики связывают такие результаты с диспансеризацией и уверены, что за три года ее проведения как минимум в два раза возрастет число пациентов, которые нуждаются в диспансерном наблюдении. Поэтому необходимо вводить новые методики контроля пациентов. В резолюции Всероссийской научно-практической конференции «Неинфекционные заболевания и здоровье населения России» сказано: «Чтобы диспансеризация достигла своей цели – сбережение народа, необходимо всех взять под наблюдение. Для решения этой проблемы требуются новые подходы: широкое привлечение к диспансерному наблюдению среднего медицинского персонала, введение новых профилактических услуг-телефонный (дистанционный) контакт врача с пациентом при диспансерном наблюдении, телефонный (дистанционный) контакт фельдшера (медицинской сестры) с пациентом».
Авторы резолюции предлагают создать учебные программы последипломной подготовки врачей и фельдшеров, ориентированных на формирование здорового образа жизни и профилактику неинфекционных заболеваний, организовать обучение более 50 тысяч специалистов по этим программам и подготовить соответствующие пособия для врачей.
Самарский врач общей практики Алина Шатохина считает, что практику напоминания о необходимости посетить врача надо ввести давно: «Самим пациентам, как правило, результаты их анализов не интересны. Бывает, они лежат месяцами. А там может быть и сахар повышен, и СОЭ. А на флюорографию приглашать приходится каждого поквартирно. Хорошая идея, у каждого больного брать номер телефона и звонить до тех пор, пока не придет к врачу. Но, с другой стороны, если самому человеку это не надо, то на аркане его в поликлинику не притащишь».
Жительница Самары Мария Фомина уже много лет живет с сердечно-сосудистым заболеванием: «Ничего особенного в этом «новшестве» не вижу. Это все было. Во времена моей молодости, если я не показывалась для профилактического осмотра врачу, то ко мне приходила его медсестра до тех пор, пока я не являлась на прием. Хочешь-не хочешь, а будь добра лечись».
Столичные врачи, а потом и медики других регионов РФ смогут устанавливать персональные взаимоотношения с пациентами с помощью Единой медицинской информационно-аналитической системы. Речь идет в первую очередь о хронических больных, которым необходимо вовремя принимать лекарства, делать обследования и сдавать анализы. Сервис ЕМИАС позволит врачам вести списки пациентов и при необходимости напоминать по СМС или электронной почте о важной процедуре. Это будет полезно людям, которым нужно несколько раз в год делать ЭКГ или регулярно замерять давление и уровень сахара в крови.
Фото: Фото с сайта Healthpride.net