Каких только игрушек нет у современных мальчишек и девчонок! Комната любого малыша по широте ассортимента с легкостью может поспорить с небольшим детским магазином. А надо ли столько? Не знаю как вас, а меня частенько мучает этот вопрос, ведь чаще всего дети с большинством своих игрушек даже не играют.
«Моя дочка совсем не играет с игрушками, – жалуется мне одна знакомая, мама 2,5-летней девчушки Леры, – Только если сидеть с ней рядом и самой играть».
Конечно, я попыталась успокоить подругу, сказала, что Витя в свои почти три тоже пока играет нечасто, а самостоятельно – еще реже. И, наверное, для их возраста это нормально. Слишком малы они еще для того, чтобы развлекать самих себя игрой. Я именно о настоящей игре, ведь это, если задуматься, совсем непростой процесс. У него есть свои правила, а для того, чтобы их воссоздать, ребенок должен выстроить целую цепочку причинно-следственных связей, включить воображение и так далее. Насколько на это способны детки до трех лет, лучше спросить у профессиональных психологов. Практика показывает, что далеко не все малыши умеют играть, а тем более погружаться в процесс игры на какое-то продолжительное время.
Хотя есть, конечно, и другая сторона недовольства моей знакомой. У наших детей игрушек просто уйма. Почти с самого рождения малышей мы накупаем им погремушек, побрякушек, пищалок, каталок столько, что хватило бы паре-тройке младенцев. И чем старше становится ребенок, тем больший выбор игрушек для него предлагают производители. Производители предлагают, а родители покупают. И, по правде говоря, покупают, скорее, себе, чем сыну или дочке. Приведу один пример. Когда Вите было два-три месяца, у него было штук пять разных погремушек. Все яркие, с разным бренчанием-звяканьем, с шуршащими вставками, со специальными прорезиненными пупырышками для развития моторики и тому подобным. Выбирали мы их по принципу «современные, красивые, развивающие, безопасные». Мой папа посмотрел на все это разнообразие и сказал: «Что за погремушки вы ребенку купили? Они тяжелые, ему их неудобно держать. Куплю завтра внуку нормальную погремушку». На следующий день дедушка привез погремушку – самую обычную, «советскую», простой конструкции, из легкой пластмассы, яркую. И Витя на самом деле сразу к ней потянулся, схватил и устроил нам целый концерт – гремел, перекладывал из одной ручки в другую, улыбался и агукал. Это говорит о том, что взрослые очень часто выбирают то, что кажется интересным именно им, и не пытаются оценить игрушку с точки зрения своего малыша.
Когда Витя стал старше, я заметила, что пустые коробочки, пластиковые бутылки, крышечки от детского питания увлекают его гораздо больше, нежели дорогие игрушки, которые покупали ему мы или приносили в подарок родственники или друзья. Он мог подолгу их перекладывать, учился открывать и закрывать, раскручивать и закручивать.
Из «настоящих» игрушек Витя полюбил больше всего разные интерактивные и музыкальные штуки. Особенно нравилась ему, да и нравится до сих пор, если вдруг случайно наткнется на нее, музыкальная книжка. Она пластиковая, в ней открывается несколько страничек, и на каждой можно что-то двигать, нажимать, поворачивать, при этом раздаются разные звуки, звучат мелодии. Чуть позже оценил Витя и настоящие книжки. Их у него тоже много, в том числе музыкальных. Может листать их и смотреть довольно долго. А самые любимые – те, что заставляет нас перечитывать помногу раз, знает буквально наизусть. И даже сам «читает»: открывает и пересказывает слово в слово то, что напечатано именно на этой странице.
До «Лего» Витя пока, видимо, не дорос. В конструкторы пока играет наш папа. А сын предпочитает рушить, а не собирать. Машинки вроде бы любит, но не «фанатеет», как некоторые мальчишки. Может поиграть с мячиками-шарикам, но тоже недолго. Опять-таки, гораздо больше его интересуют всякие «не игрушки». Например, любит достать из кухонного шкафчика деревянный молоток для отбивания мяса или скалку и носиться с ними по квартире с криками: «Я – рыцарь!». Или достать откуда-то папину рулетку и пытаться ей измерять что-нибудь. Или взять кухонные полотенца, расстелить их на полу и устроить «пикник». При этом в каждой комнате у нас расставлены коробки и развешаны полки с его игрушками.
Может быть, и правда, игрушки ребенку не так уж и нужны? А все разрекламированные современные безделушки рассчитаны на родителей, лишенных в своем детстве такого разнообразия? Ведь есть у дитя игрушки или нет, он найдет, чем себя занять и развлечь. В любом случае гораздо больше любых вещиц деткам нужно наше внимание. Именно поэтому даже при наличии самых дорогих, интересных гаджетов – кукол, машинок, роботов, музыкальных инструментов и всего прочего – ребенок все равно будет виться вокруг вас и просить поиграть с ним. И пока сын или дочка маленькие, нам, родителям, от этого никуда не деться. Надо найти время, силы, терпение и поиграть. Попробовать научить малыша этому процессу, увлечь его. Чтоб через какое-то время, когда чадо подрастет, он или она смогли применить уже отработанные совместно сценарии в самостоятельной игре.
ВИФЕРОН® поможет быстрее справиться с гриппом и простудой. Благодаря удобной форме выпуска свечи ВИФЕРОН® действуют быстро и бережно. Препарат легко применять даже самым маленьким пациентам. ВИФЕРОН® разрешен к применению детям с первых дней жизни и молодым мамам в период кормления грудью. Способ применения – два раза в день – комфортен для детей и родителей.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com