Публикуем авторскую колонку эколога и общественного деятеля Сергея Симака о ковид-диссидентах.
— Минутка психологии, да простят меня психологи, некоторое количество которых есть у меня в друзьях.
Сергей Владимирович Симак — проректор по научной работе Самарского государственного областного университета Наяновой, организатор клуба здорового образа жизни «Вкус жизни» и председатель центрального совета Российской Зелёной Лиги.
В чем особенность именно психологического феномена ковид-диссидентства? Я наблюдаю за этим с весны, и если весной среди них было много людей просто плохо информированных, то сейчас уже произошел серьезный отсев. И хотя и сейчас остаются среди них те, кто добросовестно — и трагично — заблуждаются, уже можно выделить основные психологические черты типичного ковид-отрицателя: глупость (точнее, пробелы в естественно-научном образовании) и эгоизм. Именно поэтому мне встречаются люди, которые на похоронах родной матери, умершей от ковида, рассказывают окружающим, что «проблема сильно преувеличена». Именно поэтому множество людей подгоняют абсолютно бредовую аргументацию под тезис «маски не спасают, от них даже болеют и умирают» — им просто о-о-очень не хочется испытывать дискомфорт, который, несомненно, есть при их использовании. А на «дискомфорт» тех, кто потом приляжет на ИВЛ и в «деревянный костюм», медиков, по 12 часов не снимающих СИЗы, заражающихся и умирающих, им в силу инфантильного эгоизма просто плевать.
Можно ли их всех чохом отнести к «плохим людям», как нередко хочется?
Я бы не стал этого делать. Ведь для кого особенно характерно сочетание этих двух черт — глупости и эгоизма? Правильно, для маленьких детей! Просто они не могут самоутвердиться другими способами. Поэтому и доля «антимасочников» в разных странах четко коррелирует со степенью гражданских свобод в этих странах: в странах с более свободным и, соответственно, более психологически «взрослым» населением их мало (например, Германия, Финляндия, Япония, Южная Корея или Австралия), а там, где либо в настоящее время, либо исторически люди не привыкли сами отвечать за свои действия и думать об их последствиях, больше полагаясь на государство/общину/бога — «чада/рабы Божьи», застряв в роли «вечного ребенка», и доля противников антиковидных мер заметно больше. Недоверие государству / официальной статистике — это не причина, а просто один из поводов для этого, хотя и достаточно весомый.
В детстве каждый из нас устраивал скандалы и истерики на тему «не хочу надевать шапочку! не хочу снимать шапочку!». Помните? И ведь в маленькой головке ребенка при этом каждый раз тоже есть своя система аргументов, почему он это делает. И при этом он абсолютно, и главное — эмоционально, убежден в своей правоте и при этом неправоте взрослых. Сейчас вместо шапочки маска, но суть не изменилась.
Мне это особенно заметно в Германии (Сергей Владимирович там часто бывает по рабочим вопросам. — Прим. ред.). За всё время пандемии я лично столкнулся тут всего с пятью ковид-диссидентами. Характерно, что двое из них оказались русскоязычными, один серб (со вполне «русской» ментальностью — кстати, прямо эталонный «ватник»: любитель Лукашенко, Путина и рассказывать, что «Германия пляшет под дудку США») и три из них — пенсионерки. Поговорка «старый — что малый» не на пустом месте родилась.
P. S. Разумеется, это не имеет никакого отношения к тому, какими бывают «взрослые» (государство), требующие надеть маску или перчатки. Они тоже бывают халатными, эгоистичными, глупыми. Но в посте речь не о них.
P. P. S. Почему-то именно среди психологов (и психологов-любителей) доля ковид-диссидентов кажется значительно выше среднего. Даже среди тех из них, кто уже переболел сам.
Согласны с автором?