Самарская область готовится к началу массовой вакцинации населения от коронавируса. Начнется процесс не раньше февраля. А пока мы решили узнать мнение о прививке у тех, кто ее уже сделал — представителей так называемых групп риска: учителей и врачей. Педагог согласилась рассказать нам историю вакцинации от своего имени, а вот медик попросил сохранить анонимность.
«Я знала, что пойду прививаться сразу, как только появится возможность»
Ольга Львова работает учителем начальных классов в школе № 174 Самары. Она мама троих детей, старшая из которых, Лиза (студентка пятого курса Самарского государственного медицинского университета), всё лето отработала в ковидном отделении больницы.
— Моя дочь Лиза в прошлом январе получила сестринский сертификат и устроилась на работу в инфекционное отделение клиник СамГМУ. Рассказывала, что люди болеют очень непредсказуемо: бабушка 96 лет, при смерти, тяжелая-тяжелая, выздоравливает и уходит на своих ногах, а бывает, здоровый человек 40–50 лет не может выкарабкаться и умирает. А если выживает, то жить дальше с рубцовой тканью вместо легких — плохая история.
Плюс у нас в окружении старики и онкобольные люди на химии. И оставить их всех в изоляции на волонтеров мы не можем. Я знала, что пойду прививаться сразу, как только появится возможность.
Примерно в середине декабря на работе объявили, что желающие вакцинироваться могут записаться у секретаря. Я захотела, и буквально через несколько дней мне передали анкету и сообщили, что я могу подойти в пятницу, 18 декабря, в 16 часов (после уроков) в одно из зданий районной поликлиники № 13 и сделать прививку. В анкете были вопросы о состоянии здоровья. У меня никаких хронических болезней нет, здоровье достаточно крепкое. На работе не уговаривали, не заставляли, не отговаривали.
Пришла в поликлинику. Встретили, раздели, проводили, заполнили бумаги, отправили к терапевту. Температура, давление, сатурация. Всё хорошо, жалоб нет. Спросили, не поднималась ли температура в течение недели, не было ли кашля. Нет, не было. Всё это заняло не больше 15 минут, организовано всё четко. Сделали укол в плечо. Не больно, не страшно. Посидела несколько минут. Спросили, всё ли хорошо. Всё хорошо. Оделась и уехала домой. Не почувствовала вообще никаких отклонений от нормального самочувствия. Пару дней при движении ощущалось место укола. Уже через несколько часов после прививки приложение «Госуслуги» справилось о моем самочувствии. Предложили заполнить дневник. Первые несколько суток ежедневно поступали такие предложения. Потом — раз в несколько дней. Звонили из поликлиники, спрашивали о самочувствии и сообщили про дату второй прививки.
В субботу, 9 января, сделала вторую. На нее появилась небольшая реакция. Побаливала рука и была небольшая усталость, как при начинающейся ОРВИ. Хотелось прилечь. Но, как я понимаю, это абсолютная норма. Сегодня с утра всё уже в порядке. Второй раз «Госуслуги» тоже узнают о самочувствии. Обещали электронный сертификат, но я его пока не нашла.
«Меня многие отговаривали: якобы вакцина не изучена»
Медик, с которым мы побеседовали о его опыте вакцинации, работает в одном из ковидных госпиталей Самары.
— Я решился на прививку, потому что устал бояться заразиться. В силу работы постоянно контактирую с людьми, которые заразились или потенциально могут заразиться. Да и из коллег, которые даже не были в COVID-госпиталях, половина уже переболели.
Меня многие отговаривали, якобы вакцина не изучена и непонятно, как она отразится на репродуктивной функции. У меня страха не было, не думаю, что препарат мог меня убить. С другой стороны, была надежда, что ничего не сработает. То есть я сделаю укол, потом сдам тест в лаборатории, и он будет отрицательным.
Перед прививкой я на работе сдал тест на коронавирус. Однако его результатов ждал очень долго, недели три. Сами понимаете, что за это время можно потенциально заразиться! Даже перед прививкой сказал жене, что сделали экспресс-тест с отрицательным результатом.
Короче, первый компонент мне ввели днем в среду, 16 декабря. Как всё проходило? Я приехал в поликлинику № 14, медсестра проверила, есть ли моя фамилия в списках. Завели в первый кабинет, где проверили пульс, давление и сатурацию. Потом во втором кабинете делают сам укол. Вся процедура минут 10 заняла.
После прививки я поехал домой, в Южный город. Вечером никаких симптомов не было. Утром следующего дня я встал в 06:30, понял, что не могу голову от подушки оторвать. Вот такое было состояние, жестче самого дичайшего похмелья.
Пока ехал на работу, спросил у жены, зачем она печку в машине выключила. Она посмотрела на меня, как на сумасшедшего — мол, всё на максимум работает. Тогда я понял, что меня знобит. Трясло весь день, на работе измерил температуру — 37,7. По рекомендации выпил таблетку и около 17:00 уснул. Часов в 10 проснулся, весь мокрый. Озноба не было, но осталась мышечная слабость, как будто раз 300 присел. Мышцы бедра только болели, и еще неделю после этого побаливали.
5 января после обеда, около 15:00, я приехал всё в ту же поликлинику № 14. Ожидал, что перенесу вторую часть вакцины гораздо легче, чем первую. Как нам говорили? Первая часть вакцины дает антитела, а вторая их укрепляет. Но в ночь с 5-го на 6-е я проснулся от высокой температуры, под 39. Ощущения были еще хуже, чем в первый раз. Ломота в теле во всём, и это продолжалось 2,5 дня. Но вкусы и запахи остались. Насморка и кашля не было. Но была жуткая апатия и бессилие, не было вообще никакого желания что-либо делать. Потом это прошло, как раз через 2,5 дня.
По моим наблюдениям, у тех, у кого не было никакой реакции на первую часть вакцины, не было и потом. У кого-то только плечо поболело, и всё.
Я пока на антитела тест не сдавал. В начале февраля я поеду к родственникам в Казахстан, и чтобы пересечь границу, мне нужно сдать тест на антитела, ПЦР, сделаю это платно. И там будет понятно, есть ли антитела или нет. Но никто не понимает, когда должны будут появиться антитела. Мне дали бумагу, что я привился «Спутником V» от Гамалеи. И всё. Никаких звонков, никакого наблюдения, никакой проверки. И никто не спрашивал, как в первый раз. Меня в бумажный журнал вписали, и всё.