В Самаре врачи-офтальмологи больницы имени Т. И. Ерошевского провели сложную операцию по восстановлению анатомии век глаза пациента после травмы. Медикам пришлось буквально по кусочкам собирать веки мужчине, пострадавшему от сильного удара о руль снегохода. Как обычная поездка на рыбалку едва не привела к трагедии и что серьезно усложнило ситуацию? Подробности в этом материале.
«Удар пришелся на оба глаза»
Юрию Злыгостеву из Тольятти 53 года. Он работает термистом — возглавляет бригаду на термоучастке металлургического производства завода «АвтоВАЗ». А в свободное время отдает предпочтение рыбалке. Особенно любит зимнюю и даже обзавелся снегоходом для своего хобби. За три года, что мужчина пользовался экстремальным транспортным средством, никаких происшествий не было.
Но 19 февраля привычные сборы на рыбалку едва не обернулись трагедией. Юрий готовился выезжать из гаража, торопился, суетился. В этот момент на снегоходе заклинило трос рычага газа.
— Я попытался его завести, и в результате снегоход поехал вперед сам по себе. Пришлось спасать ситуацию: я бросился догонять, чтобы он не врезался во впереди стоящие машины. Автомобили я уберег, но сам пострадал — сильно ударился о руль снегохода. Удар пришелся на оба глаза, но правый не пострадал, а вот левый, как оказалось, получил серьезные травмы, — вспоминает Юрий Злыгостев.
В тот момент мужчина не чувствовал ничего кроме боли. К счастью, в гараже вместе с ним находился его брат. Он отвез Юрия в травмпункт, откуда родственников срочно отправили в Самару — в областную офтальмологическую больницу имени Т. И. Ерошевского.
Мужчина поступил в отделение неотложной помощи 19 февраля. У него диагностировали разрыв нижнего века и множественные травмы на веках и лице.
С начала года в отделение неотложной офтальмологической помощи больницы Ерошевского обратились 4377 человек, из них с травмами — 1787 пациентов. Показаниями для неотложной помощи являются удары и ожоги глаз, попадание инородных тел, обострения и приступы заболеваний, внезапные болевой синдром, внезапное снижение или потеря зрения.
«Разрыв был такой сильный, что выпали орбитальные ткани»
Врачи микрохирургического травматологического отделения больницы в течение 4 часов без перерыва собирали анатомию века по кусочкам.
— Особенность этой операции заключалась в том, что к моменту обработки ран кроме полного разрыва нижнего века уже образовался сильный дефект кожных тканей, было выпадение орбитальных тканей глаза, их смещение, часть тканей верхнего века просто отсутствовала. Это сильно усложняло анатомическое восстановление. К тому же мы извлекли из века несколько осколков стекла от очков, которые были у пациента на лбу и в момент удара упали, — рассказала и. о. заведующего травматологическим отделением СОКОБ имени Т. И. Ерошевского Ирина Татаренко.
По словам хирурга, восстанавливать пострадавшее веко пришлось буквально по кусочкам — собирать и сшивать по лоскуткам.
При этом операция шла под местной анестезией. «Обезболивающее вводили буквально миллиметр за миллиметром», — вспоминает Юрий. Но неприятных впечатлений у пациента не осталось: боли он не чувствовал, а врачи всё время подбадривали.
— Конечно, я не ожидал, что моя травма окажется такой серьезной. Думал: ну зашьют и отправят домой через пару дней. А когда всё осознал, был шокирован. Но благодаря титаническому труду врачей, которые меня оперировали, всё прошло успешно, за что огромное им спасибо. Теперь главное — успешно пройти реабилитацию, — поделился Юрий.
«Следующий шаг — восстановить бинокулярное зрение»
На вопрос о том, какие прогнозы делали врачи перед вмешательством, отвечают однозначно: «Мы всегда говорим пациентам о том, что мы сделаем весь возможный для нас максимум в той или иной ситуации». В случае с травмой Юрия помогло своевременное обращение к врачу.
— Подобные случаи в нашей практике бывают нечасто. В основном у пострадавших в авариях или от укусов собаки. Исход операции во многом зависит от того, как скоро пациент попадет к медикам. Чем раньше — тем проще оперировать, потому что уже со вторых суток отек травмированной области усиливается, это осложняет работу хирургов, — прокомментировала Ирина Татаренко.
По оценкам врача, даже несмотря на довольно сильный отек, анатомию века удалось восстановить максимально. К счастью, качество зрения у пациента не пострадало. Оно осталось на том же уровне, что и до операции: единица у каждого глаза.
— Единственное, что сейчас беспокоит пациента, проблемы с бинокулярным зрением. Травма нарушила содружественность в работе мышц, из-за этого мужчина сейчас испытывает трудности с возможностью видеть двумя глазами одномоментно. Но это поправимо, и мы рассчитываем, что уже через 2–3 месяца мышца восстановится, зрение стабилизируется, и наш пациент сможет вернуться к привычной жизни и работе, — прокомментировала хирург.
Юрий находится в больнице больше 10 дней. Он постоянно на связи с семьей, которая ждет его в Тольятти, каждый день ему звонят родные из других городов, регулярно навещает брат. Но пациенту уже очень хочется домой. По словам Ирины Татаренко, выписка — не за горами. Затем мужчине предстоит курс физпроцедур в поликлинике по месту жительства, после — плановый визит в больницу Ерошевского, где ему при необходимости назначат дальнейшее лечение и наблюдение.
Случай, произошедший с рыбаком из Тольятти, — редкий, но не единственный. Как отметил главный врач медучреждения Андрей Золотарев, по статистике, несколько сотен человек ежегодно попадают в ситуации подобного рода.
— К сожалению, пациентов с травмами нам приходится принимать часто. Наша задача в данном случае — быть наготове. И здесь мы делаем всё, чтобы в кратчайшие сроки оказать высококвалифицированную помощь. У нас есть необходимое оборудование, есть специалисты, которые занимаются хирургией по восстановлению именно после травм. Собрать разорванные веки, разорванные в лоскуты, собрать по кусочкам и привести в порядок, это не наука, это — искусство, — подытожил Андрей Золотарев.