Часики-то тикают. Об этом женщинам за 30 не напоминают только ленивые. Причем совершенно не задумываясь, по каким причинам она еще не обзавелась потомством. А стоит ли гнать коней и рожать во что бы то ни стало до 25? Какие риски могут возникнуть у женщин в более взрослом возрасте? Каков шанс родить после 40 лет? И почему современные дамы стали чаще останавливаться на одном ребенке? Об этом мы поговорили с заведующей учебной частью кафедры акушерства и гинекологии института педиатрии СамГМУ, практикующим гинекологом Ириной Дуфинец.
«Замораживают яйцеклетки»
— Назовите возраст женщины, оптимальный для рождения первого ребенка? Именно с медицинской точки зрения.
— Если рассматривать только медицинский аспект, не опираясь на социальные факторы, то оптимальный возраст для рождения первого ребенка — от 18 до 25 лет. Этот возраст определяется по репродуктивному состоянию женского организма — пять лет после первой менструации.
— А в вашей практике часто встречаются случаи, когда женщины рожают первого ребенка в этом возрасте?
— У меня разные пациентки. С одной стороны, я вижу беременности в 15 и 16 лет. С другой стороны, есть женщины, кто лишь в 36–38 лет обращаются, чтобы заморозить яйцеклетки и воспользоваться ими уже после 40 лет. Но если смотреть в целом, то сейчас больше женщин, кто рожает первого ребенка позже 25 лет.
— В советское время женщину, которая рожала первенца после 25 лет, называли старородящей. Сейчас гинекологи ушли от этого понятия?
— Старородящая — это было не ругательство, хоть, возможно, и задевало женщин, а просто термин. Сейчас мы от него ушли. Но появилось понятие «поздний репродуктивный возраст» — старше 35 лет. Оно тоже некоторым пациенткам не нравится. (Улыбается.)
— Каков средний возраст первых родов у женщин сейчас? И увеличивается ли он?
— В Самаре за последние 5 лет статистика не меняется, средний возраст рождения первого ребенка — 28 лет. В Москве и Санкт-Петербурге — 30–31 год. Если говорим про села и деревни, то там около 25 лет. Показатель постепенно увеличивается. Если брать Самару, то пять лет назад средний возраст рождения первых детей был 26–27 лет.
— Как считаете, увеличение возраста связано с финансовыми или с медицинскими аспектами? Например, у женщины стали чаще выявлять нарушения в репродуктивной системе.
— Сейчас другая проблема. Женщина решает, что пора родить ребенка, год не может забеременеть, обращается к врачу, и выясняется, что у нее, например, в 28 лет низкий овариальный резерв. То есть запас фолликулов, из которых образуется яйцеклетка, уже упал. Хотя по классическому развитию событий это должно произойти гораздо позже. В идеале в 28 лет у женщины в каждом яичнике должно быть по 8–9 фолликулов.
Сейчас наука активно занимается этой проблемой. Но стопроцентного объяснения пока не найдено. С другой стороны, мы не знаем, как было 30 лет назад. Тогда не было УЗИ, которое бы отслеживало число фолликулов в яичниках, не было анализов, которые бы определяли уровень гормонов, отвечающих за образование фолликулов (например, антимюллеров гормон). Да и женщина к 40 годам считалась уже старой, выходя замуж в 15–16 лет и сразу начиная рожать детей одного за другим.
«Современные женщины много на себя берут»
— Что происходит с организмом женщин к 35–40 годам? Становится меньше фолликулов в яичниках, а что еще?
— Физиологически заложено, что у мужчин сперматозоиды восстанавливаются за три месяца. У женщин так не получится. У нас всю жизнь столько яйцеклеток, сколько заложилось при нашем рождении. Все остальные органы тоже работают и постепенно изнашиваются. Кроме того, женщина берет на себя нагрузки, которые бы не стоило. И я сейчас не только про спорт. А, например, про работу по 20 часов в сутки. Это тоже влияет на организм в целом. А, как известно, все проблемы в голове.
— Проводились ли исследования, насколько сокращается шанс родить ребенка с возрастом? Возьмем, например, женщин в 25 и в 38 лет.
— Сама вероятность наступления беременности с возрастом снижается на 20–25%. Это я говорю о женщинах в 35–40 лет. В возрасте старше 40 лет наступление беременности всего 20%.
— А многие ли пациентки хотят родить первого ребенка после 40 лет?
— У меня 50% из всех, кто обращается при проблемах с наступлением беременности, как раз женщины старше 40 лет. 70% тех, кто уже приходит беременными первенцем, больше 35 лет. Пациенток старше 40 лет — 30–35%.
— Действительно ли с возрастом возрастает опасность родить ребенка с генетическими патологиями?
— Опасность генетических изменений возникает с 35 лет. Мы боимся хромосомных патологий, среди которых синдром Дауна, Эдвардса, Патау. Пациентки проходят одинаковые скрининги при беременности, например, в 23 года и в 40. И в любом возрасте есть риски генетических патологий. Только в 40 лет эти риски будут в разы больше.
Мы всегда рекомендуем женщинам правильно питаться, не употреблять алкоголь, не курить во время беременности. Это безусловно полезно и для женщины, и для ребенка, но при этом гарантировать снижение хромосомных патологий мы не можем.
— А если женщине, например, 25 лет, а ее супруг гораздо старше, ему условно 45–50, то тогда вероятность генетических патологий также высока?
— Она снижается ровно на 50%. (Улыбается.)
«Сколько у женщины происходит овуляций, столько детей она может родить»
— Что касается вторых и третьих детей. Когда, с точки зрения медицины, можно рожать второго после первого и соответственно третьего после второго. Сколько лет необходимо организму на восстановление?
— Средние сроки для восстановления организма после родов перед следующей беременностью — два-три года. Но тут всё индивидуально. У всех организмы разные, на восстановление требуется разное время. Больше времени нужно после кесарева сечения — рубец на матке должен полностью сформироваться. При естественных родах тоже есть много нюансов. С возрастом организму требуется больше времени для восстановления.
Но все пациенты очень индивидуальны. Есть пациентка, которая обратилась ко мне в 33 года, хочет планировать беременность, а у нее в анамнезе инсульты и сахарный диабет. А есть 48-летняя пациентка в положении, у нее нет соматических заболеваний. И я за более старшую пациентку боюсь меньше.
— Существует в медицине понятие «оптимальное количество детей»? То есть, если говорить грубо, то сколько детей нужно родить женщине (если позволяет здоровье)?
— Если говорить только про физиологию, то каждая менструация (в идеале) ведет за собой овуляцию, которая может закончиться беременностью. То есть в теории сколько у женщины происходит овуляций, столько детей она может родить. Повторюсь — это с точки зрения только физиологии.
Если говорить про реальность, то бывает, что женщина родила одного ребенка, но беременность протекала тяжело (отеки, давление, токсикоз в третьем семестре) — и она понимает, что больше она никогда не родит, это угроза для ее жизни. Или если у пациентки есть проблемы со здоровьем изначально. Менструаций у нее будет столько же, как и у других женщин, но она никогда не родит второго ребенка, потому что ее организм просто не переживет вторые роды.
«Зачастую женщины мало что знают про физиологию»
— Назовите средний возраст наступления климакса. Изменился ли этот возраст, скажем, в последние пять лет?
— Средний классический возраст — 50 лет. Ранним считается климакс, наступивший в 45 лет. Очень ранним — в 42–43 года.
Средний возраст наступления климакса остается неизменным довольно долго. Другое дело, что сейчас женщины стали чаще обращаться к врачам за помощью, а не молча мучаются и терпят гормональную перестройку. Лекарств, чтобы отсрочить климакс, нет. Но есть препараты, которые помогут сохранить молодость и красоту.
— А как часто вы в своей практике встречаете беременных женщин в возрасте 50 лет? Есть ли вероятность забеременеть в таком возрасте, когда климакс не за горами?
— Такие пациентки есть. И это было всегда. Тут свою роль играет человеческая неграмотность, зачастую женщины мало что знают про физиологию. И считают, что если дело идет к климаксу, то беременность уже не наступит. Но это не так. Кроме того — предохраняться надо еще два года после последней менструации. Как правило, беременности после 50 у женщин не первые и неожиданные, заканчиваются прерыванием.
— А что опаснее в таком возрасте — прерывание или роды?
— И прерывание беременности, и роды — это взрыв для организма. Опасным может быть и то и другое. Да, роды в таком возрасте — это сложно. Всё зависит от соматического состояния женщины. Есть пациентки, кто рожает.
Бывают, правда, очень редко и первые беременности в 50. Случаются и двойни. Я иногда в шутку говорю своим пациенткам, что организм решил отыграться напоследок, потому что спонтанные две овуляции (в норме одна) я тоже часто вижу по УЗИ у женщин в этом возрасте.
— А опасно ли для женщин ни разу не родить (по убеждению или по состоянию здоровья)?
— Беременность — это физиологическое состояние, когда у женщины яичники отдыхают и нет менструации. Это прекрасно для гинекологического состояния. Но тут стоит сравнивать нерожавших женщин с теми, у кого было 10–15 родов. И организм отдыхал от овуляции много времени. Сравнивать женщин, у которых были, скажем, одни роды, и женщин, у которых детей нет, смысла нет. А сейчас наблюдается тенденция рожать именно одного ребенка.
— Как думаете, почему? И когда начала появляться такая тенденция?
— Это больше социальный аспект. Если первого ребенка рожают до 25 лет, то, как правило, со временем женщина рожает еще детей. Если же первый ребенок появился в районе 35 лет, то на одном, как правило, семья и останавливается.
Осознанный выбор одного ребенка мы наблюдаем последние лет пять. Особенно с тех пор, как у нас начали давать маткапитал на первого ребенка, то многие остановились на одном. Когда маткапитал полагался после рождения второго, то были и такие дамы, кто осознанно рожал второго в том числе и ради этого капитала.
— Встречаются ли в вашей практике многодетные мамы?
— Бывает, но, как правило, это жительницы сельской местности. Там семьи с 3–4 детьми встречаются чаще, чем в городах.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.