Коммуналка — черная дыра, куда утекают сотни миллионов рублей тольяттинцев. Тарифы и стоимость услуг постоянно растут, но проконтролировать ценообразование и распределение этих денег непросто.
Взять хотя бы одну из самых непонятных граф в квитанции — содержание и ремонт жилья, в которую зашито много разных услуг — от обслуживания лифта до уборки мест общего пользования и непосредственного управления домом (то есть вознаграждение УК за ее работу). Возьмем, к примеру, типичную 16-этажку в Тольятти. Жители высотки ежемесячно платят за содержание и ремонт 25,3 рубля за квадратный метр. Казалось бы, невеликие деньги. Но если посчитать, то за месяц выходит более 377 тысяч рублей, а за год жители отдают управляющей компании почти 4,5 миллиона рублей. И это только с одного дома!
Какие компании рулят коммунальным рынком Тольятти, какую прибыль они получают и какие люди являются конечными владельцами этого бизнеса — в материале корреспондента TOLYATTY.RU.
Предыстория. Как поделили рынок ЖКХ в Тольятти
Точкой отсчета передела коммунальной сферы можно считать начало нулевых, когда АВТОВАЗ передал свои активы городу, а муниципалитету оказалось не под силу содержать огромный и проблемный жилой фонд. 31 декабря 2000 года управление многоквартирными домами перешло в частные руки — в этот день официально ликвидировали городской департамент ЖКХ, а дома разделили между тремя УК, которые фактически были созданы под эту реформу.
Центром коммунальной реформы автограда стал Автозаводской район. Это самый большой район Тольятти, где живет 400 тысяч человек. В Центральном районе прописано еще 200 тысяч, и столько же в Комсомольском районе, куда официально входят еще и Шлюзовой микрорайон с Поволжским.
По данным сервиса ГОС ЖКХ, жилой фонд Тольятти составляет 2012 домов общей площадью более 14 миллионов квадратных метров. Отдельная категория — аварийные дома (их 66).
Жилой фонд поделили по стандартным критериям: география и количество квадратных метров в домах на обслуживании.
— Количество домов не играет ключевую роль. Важнее количество квадратных метров и качество жилья. Во-первых, по метражу мы платим за общедомовые нужды. Во-вторых, в одном районе есть старые дома, в которых постоянно течет крыша и рвется канализация. А есть новостройки — там обслуживать дома менее затратно (и приятно), — объясняет эксперт TOLYATTY.RU.
В итоге УК-1 отошли 2, 4, 9, 10, 12, 13-й кварталы и кварталы Автозаводского района. У руля компании встал директор ЖЭКа Автозаводского района Владислав Арутюнян.
УК-2 получила 1, 3, 5, 3а, 6, 7, 8, 11 и 3б кварталы. На момент реформы компанию возглавлял Николай Козлов, но в 2012-м должность гендиректора занял Александр Стряпчев.
Остальные, плюс часть домов Центрального и Комсомольского районов, достались ДЖКХ, которую возглавил экс-руководитель ликвидированного департамента ЖКХ Виктор Попов.
После реформы небольшая часть домов так и осталась на муниципальном управлении. Власти ничего не зарабатывают на этом, а наоборот, периодически объявляют о своей финансовой несостоятельности. В мае 2022 года стало известно, что обанкротилась «Управляющая компания № 4», которая принадлежала мэрии и обслуживала 74 дома Комсомольского района. По данным системы «Контур.Фокус», общая сумма задолженности организации составила 48 миллионов 800 тысяч рублей. Долги образовались перед физическими и юридическими лицами за газ, тепло, электроэнергию.
Таким образом, компании фактически отошли в частные руки, и в каждой на тот момент оказалось примерно равное количество квадратных метров. Рассказываем, что известно о владельцах управляющих компаний, как они сумели масштабировать свой коммунальный бизнес и чем еще занимаются помимо коммуналки.
УК-1
Управляющая компания № 1 занимает офис на Автостроителей, 56а. Коммунальщики сидят на втором этаже в здании бывшего хозблока. На обслуживании УК сейчас 141 дом, за 2021 год выручка составила 1,3 миллиарда рублей, а чистая прибыль — 42 миллиона 100 тысяч.
По данным системы «Контур.Фокус», у компании два учредителя и конечных владельца, оба — внуки Владислава Арутюняна, Марине Петросян и Семен Арутюнян. Первой принадлежит 85,71% компании, второму — 14,29%. Генеральный директор УК-1 с 2015 года — Владимир Морозов. Когда-то он работал юристом в этой жилконторе, позже его повысили до главы компании. Советником гендиректора числится Владислав Арутюнян — в прошлом директор ЖЭКа Автозаводского района, который после коммунальной реформы встал у руля УК-1. Именно его считают «центром принятия решений» в компании.
Что известно про Владислава Арутюняна? Родился в 1955 году в Кировобаде, одно время работал на КВЦ АВТОВАЗа фрезеровщиком, потом устроился в ЖЭК техником-смотрителем и сделал стремительный рывок в карьере: дорос до должности главного инженера, а потом и директора МУ «ЖКХ Автозаводского района Тольятти».
Арутюнян стоял у истоков создания единой системы оплаты коммунальных платежей «Квартплата 24»: сервиса по оплате коммуналки, которым пользуются многие жители Тольятти (среди них не только жители домов УК-1). У платформы есть договорные отношения с ресурсными организациями, например, «Т-плюс». Процент, который «Квартплата 24» берет за обслуживание, составляет не менее 1% от суммы платежа. Скажем, если плата за тепло составила 2501,3 рубля, то 24,77 рубля автоматически останется на счету сервиса. За 2021 год общая выручка цифровой платформы «Квартплата 24» составила 42 миллиона 300 тысяч рублей. И еще один интересный факт: «Квартплата +» (дочка «Квартплаты 24)» и ее основатель предприниматель Павел Карасев одно время числились в учредителях УК-1.
«Процент, который "Квартплата 24" берет за обслуживание, составляет не менее 1% от суммы платежа»
У семьи Арутюнян есть несколько смежных бизнесов. Сын Владислава Арутюняна Сергей — учредитель компании «Система+», которая занимается строительно-монтажными работами и за 2021 год получила 54,9 миллиона рублей выручки и чистую прибыль в размере 7,8 миллиона.
Также в активе семьи есть ООО «МЭ-Шанс» для управления собственным или арендованным имуществом. Правда, компания является микропредприятием, в котором трудится всего один сотрудник и ноль прибыли на балансе. Ее учредитель — тоже внук Владислава Арутюняна, Семен Арутюнян. Основной бизнес ведет сын Владислава — Сергей. Он занимается гостиничным, строительным бизнесом, а также арендой и лизингом транспортных средств.
Стоит отметить и тот факт, что компания УК-1 за историю своего существования неоднократно меняла свои названия. ООО «УК № 1 ЖКХ г. о. Тольятти» прекратило деятельность 19 декабря 2019 года по решению арбитражного суда. Сразу после ликвидации все дома были переданы другому юрлицу — ООО «УК № 1 ЖКХ».
Источник редакции предполагает, что таким шагом компания окончательно избавилась от муниципального следа — в составе учредителей «УК № 1 ЖКХ г. о. Тольятти» были администрация и экс-мэр автограда Сергей Андреев. Во второй — «УК № 1 ЖКХ» — среди учредителей остались только представители семейства Арутюнян.
«Главная причина, по которой управляющие компании банкротятся и меняют свои названия, — долги перед ресурсными организациями»
Как считает наш эксперт, главная причина, по которой управляющие компании банкротятся и меняют свои названия, — долги перед ресурсными организациями. Как только у УК появляется внушительная просрочка за тепло, горячую и холодную воду, водоотведение, электричество, она запускает процесс банкротства.
УК-2
Управляющая компания № 2 зарегистрирована на улице Комсомольской, 88 в Центральном районе. Фактически же располагается на проспекте Степана Разина, 44 в помещении бывшего детского сада. УК обслуживает 146 домов — в основном многоквартирники Нового города, расположенные в 1, 3, 3а квартале, 5, 6, 7, 8, 11 и и 3б.
Финансовые объемы УК-2 сопоставимы с лидером этого рынка в Тольятти — компанией ДЖКХ, но о ней расскажем чуть ниже. На конец 2021 года на балансе УК-2 числилось 469 миллионов рублей, выручка составила 1,6 миллиарда, а чистая прибыль — 15 миллионов 300 тысяч рублей.
С 2012 года руководитель и один из учредителей компании — предприниматель Александр Стряпчев. Одно время в учредителях УК числилась мать бизнесмена — Валентина Стряпчева, но позже ее из списка убрали. Сейчас у УК два учредителя: акционерное общество из Калмыкии — «АС-Инвест», которому принадлежит доля в 99%, и Александр Стряпчев с долей в 1%. «АС-Инвест» также руководит Александр Стряпчев.
Кто такой Александр Стряпчев? Известно то, что он родился в 1973 году в Новокузнецке. В 1980 году с семьей переехал в Тольятти. Здесь же спустя много лет он получил высшее образование и устроился на работу налоговым инспектором, параллельно продолжая обучение в институте. Из налоговой ушел в «Инкомбанк», потом устроился в компанию «Лада-Хлеб», оттуда ушел на руководящую должность в «АВТОВАЗТРАНС». В 2004 году стал заместителем директора по экономике и финансам ОАО «Завод по переработке ТБО» и, наконец, в 2012 году перешел в дирекцию «УК № 2 ЖКХ».
В прошлом бизнесмен был участником и руководителем четырех компаний. По данным системы «Контур.Фокус», Александр Стряпчев учредил компанию «Бизнес-Мастер Медицина» в Ульяновске на Инженерном проезде, которая занималась оптовой торговлей медицинскими изделиями. Также у него была «Волжская торговая компания» по оптовой торговле пищевыми продуктами и табачными изделиями, зарегистрированная на улице Коммунальной в Тольятти. Еще одна компания — ООО «КСК» — строила дороги, аэродромы, спортивные сооружения и имела прописку в Жигулевске.
«Девизом его кампании, который он публиковал в своем "Живом журнале", был слоган "ваш личный коммунальный помощник"»
Александра Стряпчева в Тольятти называют предпринимателем с политическими амбициями. В 2011 году он пытался избраться в гордуму. Девизом его кампании, который он публиковал в своем «Живом журнале», был слоган «ваш личный коммунальный помощник». Любопытно, что соперником Стряпчева за мандат стал сын руководителя ООО «Департамент ЖКХ» Виктора Попова — Иван. Однако победу в округе тогда одержал бизнесмен Андрей Першин.
В дальнейшем Стряпчев не предпринимал прямых попыток лично попасть во власть. Однако в печатном издании, которое в Тольятти тесно связывают с именем предпринимателя, «Навигатор» (распространяется в подконтрольных УК многоквартирных домах, гордуме и в интернете) во время предвыборной кампании активно публиковалась информация о коммунистах.
ДЖКХ
Компания «ДЖКХ» — самая крупная в городе по количеству обслуживаемых домов. В ее управлении 500 многоквартирников. Как и другие городские жилконторы, она пережила не одно банкротство и переименование, предположительно, с той же целью — избавиться от долгов. Под новым названием жилконтора существует с 2017 года и зарегистрирована на бульваре Курчатова, 11. Это, кстати, тоже помещение бывшего детсада.
По данным системы «Контур.Фокус», на балансе предприятия в 2021 году было 1,5 миллиарда рублей, выручка составила 1,2 миллиарда, а чистый убыток — 29,6 миллиона. Прибыли за 2021 год у компании нет. У руля ДЖКХ много лет стоит экс-руководитель ликвидированного департамента ЖКХ Виктор Попов в должности бессменного генерального директора.
Учредитель компании один — это предприниматель Павел Петренко с долей в 100%. Помимо ДЖХК, Павел Петренко, по данным системы «Контур.Фокус», является председателем потребительского кооператива «Проспект», который предоставляет ссуды под залог недвижимости. Раньше он занимался розничной продажей одежды, а также арендой и лизингом сухопутных транспортных средств — сейчас эти компании исключены из списка ЕГРЮЛ.
«Зубр» коммуналки Тольятти Виктор Попов родился в 1957 году в селе Чистополье (Казахстан), там же окончил среднюю школу, год работал плотником на местном комплексе, потом ушел служить в армию. В Тольятти он переехал в 90-е годы и сразу устроился в мэрию на должность замглавы администрации Автозаводского района. В 1999 году стал директором городского департамента ЖКХ Тольятти, а вскоре возглавил крупнейшую компанию по обслуживанию многоквартирных домов. В послужном списке — много наград, например, Виктор Попов — почетный работник ЖКХ России, у него даже есть орден «За выдающийся вклад в экономику России». В 2005 году избрался в гордуму. Задержался на два созыва, возглавлял комиссию по местному самоуправлению и общественной безопасности.
Помимо коммуналки у Виктора Попова много других предприятий. По данным системы «Контур.Фокус», он является участником 18 организаций, а в 4 из них числится руководителем.
В списке есть компании и организации, не связанные с коммунальной сферой. Например, завод по производству питьевой воды и газированных напитков ООО «Завод Розлива Акваресурс», зарегистрированный в Адыгее. Есть у него и компания «Возрождение», которая занимается выращиванием зерновых (кроме риса), зернобобовых и семян.
Возможно, Попов-старший решил заниматься фермерством вместе с сыном. Иван Попов — публичная персона, известный в Тольятти депутат, фермер и миллионер. При этом, согласно декларации о доходах, опубликованной на сайте думы, миллионы он заработал в полях — выращивая пшеницу в Ульяновской и Самарской областях.
Вслед за коллегой по бизнесу Владиславом Арутюняном Виктор Попов учредил собственный расчетный центр «Единый расчетный центр Тольятти» — сервис для расчетов между ресурсными компаниями, тольяттинцами и управляющей компанией. Комиссия при оплате составляет 2,9% (не менее 29 ₽). Директором в ЕРЦ числится Юрий Величко, выручка компании за 2021 год составила 43 миллиона 300 тысяч рублей, а чистый убыток — 288 тысяч. «Единый расчетный центр Тольятти» отличается от сервиса «Квартплата 24» тем, что здесь жители платят единый платеж: управляющей компании и ресурсным организациям (за воду, электричество и прочие услуги).
В 2022 году ДЖКХ выиграла несколько госконтрактов на сумму 72 миллиона рублей. Большинство из них — на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов (в том числе предоставление коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества) и управление многоквартирными домами.
Война за квадратные метры
Несмотря на то что ключевые игроки и бизнесмены у руля этих компаний не меняются годами, за квадратные метры в Тольятти идет холодная война. В судебной практике есть немало случаев, когда жители одного дома пытаются (зачастую безуспешно) перейти из одной жилконторы в другую. Но есть и успешные кейсы.
В 2020 году жильцы 16-этажки на Приморском бульваре на общем собрании решили отказаться от услуг УК-2 и перейти под крыло ДЖКХ. Судебные тяжбы длились больше года: УК-2 доказывала, что жители предоставили фальшивые протоколы, но собственники все-таки отстояли свое право на выбор УК и ушли в ДЖКХ.
Есть примеры так называемых демаршей, когда дома объединялись, выходили из-под контроля УК и организовывали собственный кондоминиум. Так, к примеру, несколько лет назад произошло в 19-м квартале, когда несколько домов решили уйти от ДЖКХ.
При этом собственный кондоминиум в данном случае не означает полную автономность и независимость. Большинство небольших компаний так или иначе аффилированы с крупными УК.
— Все городские УК, ТСН (товарищество собственников недвижимости) обычно принадлежат УК-1, УК-2 или ДЖКХ. Только проследить связь невозможно: хозяева как перчатки меняют директоров, регистрируют компании на третьи лица, банкротят одну, а следом организовывают другую, способов достаточно, — объясняет источник TOLYATTY.RU в сфере ЖКХ.
Отношения между ключевыми управляющими компаниями, мягко сказать, натянуты. В публичном поле периодически появляются публикации и жалобы на протекающую кровлю, трескающиеся фасады, холод в квартирах и дырявые трубы.
Например, в начале августа прокуратура вмешалась в ход ремонта, который делала УК-2. Во время проверки установлено, что по факту выявленной протечки кровли крыши жительница многоквартирного дома неоднократно обращалась в ООО «УК № 2 ЖКХ». Крыша протекала, а починили ее только после вмешательства правоохранителей.
До этого был громкий случай с домом на Московском (в управлении УК-2), жители которого жаловались на плесень. А жители многоквартирника на Носова, 5 (домом управляет ДЖКХ) несколько лет жили с текущей кровлей: крышу им отремонтировали специалисты по программе капремонта, но обслуживала дом управляющая компания, и она же несла за дом ответственность. На одном из поисковиков в открытом доступе есть отзывы жителей дома на 40 лет Победы, 126. Они собирались подавать в суд на УК-1 за то, что их дом зимой завалило снегом. Люди не могли выйти из подъездов, а компания, по их словам, отказалась принимать заявки.
«Коммунальный бизнес — смесь наглости, везения и риска. Это прибыльный, но тяжелый бизнес»
— Коммунальный бизнес — смесь наглости, везения и риска. Это прибыльный, но тяжелый бизнес. Тем более закон всегда встает на сторону жильца, обязывая управляющую компанию возмещать ущерб. Скажем, если человек выкинул памперс в канализацию и затопил соседей, то у него есть все шансы выиграть судебное разбирательство. А платить за ремонт будет УК, — говорит эксперт из сферы ЖКХ.
Возможно, именно поэтому на коммунальном рынке Тольятти нечасто появляются новые яркие игроки. А если и появляются, то потом всё равно исчезают. Например, так случилось с ООО «ТЭМ» (ТехЭнергоМонтаж), созданной на руинах обанкротившейся УК-3, и протеже из этой компании. Учредителями компании были Виктор Селивоненко и Елена Стогний, они же — конечные владельцы УК-3. Руководителем назначили молодого управленца Артема Селиверстова.
«Если человек выкинул памперс в канализацию и затопил соседей, то у него есть все шансы выиграть судебное разбирательство»
«ТЭМ» пыталась задержаться на коммунальном рынке, но всё равно не справилась — в 2015 году компания была зарегистрирована, а в 2021 году у нее отозвали лицензию. Формальным поводом стали многочисленные жалобы горожан на услуги низкого качества, которые предоставляли коммунальщики. На момент отзыва лицензии УК обслуживала 64 дома в Центральном районе.
Потом их «растащили» крупные игроки коммунального рынка и другие мелкие жилконторы. А директор «ТЭМ» Артем Селиверстов попал под уголовную статью 165 УК РФ «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием».