Новый глава Самары Дмитрий Азаров в интервью заявил, что у него есть возможность проработать на посту мэра не один срок. Помимо этого, он рассказал, как и в какие сроки можно разобраться с двумя самыми актуальными для города проблемами - состоянием дорог и очисткой территории от мусора. А также объяснил, каких критериев придерживается, формируя команду мэрии города.
«У нас достаточно инструментов для того, чтобы провести аудит»
- Первые итоги работы нового мэра подводятся спустя сто дней после вступления в должность. Тем не менее, вы начали действовать довольно активно в качестве нового головы. Как вы оцениваете состояние, в котором получили городское хозяйство от предшественников?
- Действительно, времени прошло совсем немного. Тем не менее, перед всеми руководителями департаментов мэрии города поставлена задача до 1 декабря провести оценку ситуации во вверенных направлениях. Важно понимать, где мы сейчас находимся в социальной, экономической сфере. А предварительные оценки…там, где мы все и думали. Такая ревизия к сроку и покажет, где необходим углубленный анализ – аудит. Для этого есть аудиторские компании, контрольно-ревизионное управление, подразделение муниципального контроля, Счетная палата городской думы. Иными словами, у нас достаточно инструментов для того, чтобы провести аудит деятельности мэрии.
- И все-таки каково ваше первое впечатление от состояния городского хозяйства?
- К сожалению, даже краткосрочный анализ позволяет сделать неутешительные выводы: по многим направлениям ситуацию надо менять кардинально, именно поэтому кадровые перестановки в мэрии продолжаются.
- Существует мнение, что наибольший урон, как хозяйственный, так и имиджевый, Самара понесла во время пребывания на посту мэра Георгия Лиманского? Насколько верна, по-вашему мнению, эта точка зрения?
- Знаете, я бы не хотел переходить на личности: мне удалось удержаться от этого на этапе избирательной кампании, и, уж тем более не стоит начинать оценивать предшественников сейчас. Да, мы можем констатировать, что город находится не в том состоянии, в котором нам бы хотелось. Образ Самары видится нам совершенно иным — красивым, процветающим, чистым, городом для людей … На самом деле он таковым не является уже давно. И это случилось не 4 года, и не 8 лет назад. В последние годы ситуация усугублялась. Хотя мне кажется, что при Лиманском, (и здесь сколько угодно можно его критиковать), система управления городом существовала. Сказать, что какая-то система в Самаре была после этого, трудно.
- Именно поэтому вы назначили на ряд постов в мэрии и в руководстве районов людей, которые работали в администрации Георгия Лиманского?
- Я никак не связываю этих людей непосредственно с Георгием Сергеевичем. Все они самостоятельные самодостаточные люди, некоторых из них я знаю очень давно, с кем-то познакомился гораздо позже. Я убедился в опыте, энергичности, компетентности этих людей, в их организаторских способностях, узнал, на что они способны, и сделал им предложение о работе.
- Какими принципами вы руководствуетесь, подбирая людей в мэрию города?
- Прежде всего, человек должен быть готов к тому, что придется много работать - по 16 часов в сутки. Быть порядочным, ответственным и небезразличным человеком, профессионалом, который четко сознает, что пришел работать для людей. Патриотом своего города.
Выходцам из бизнес-структур, которые впервые оказались на муниципальной службе, я объяснил: ребята, вы сейчас живете бизнес-восприятием действительности, и лучше отрубить это представление сразу. Я хорошо знаю, о чем говорю — помню, когда был назначен первым вице-мэром Самары, у меня голова развернулась если не на 180 градусов, то точно градусов на 90! Я просто другими глазами стал смотреть на жизнь.
- Под «отрубить» вы имеете в виду основной принцип ведения бизнеса - извлечение прибыли?
- В том числе и его. Конечно, кто-то будет этот хвостик рубить по частям, но лучше это сделать сразу.
«Среди чиновников были фигуры, которым делать в администрации нечего»
- Многие назначенцы в сегодняшней мэрии Самары имеют свою бизнес-историю, очень много среди руководителей департаментов являются выходцами из «Волгопромгаза»...
- Кто, например?
- Юрий Ример, Виктор Кудряшов, Андрей Прямилов...
- Ример — до последнего времени работал в Автокомпонентах, так что можно сказать, учитывая вашу логику, это практически человек из «Ростехнологий». А Кудряшов и Прямилов — это мои ближайшие соратники. Мы вместе проработали много лет в разных структурах, в том числе и в мэрии, и в областном правительстве. И я горжусь нашей совместной многолетней работой. В каких бы трудных ситуациях мы ни оказывались на разных этапах работы, мы сохраняли взаимопонимание. Названные вами чиновники, равно как и те, чьи фамилии не прозвучали, — моя команда. И думаю, что она и дальше будет прирастать новыми людьми. Уверен, те, кто сейчас вливается в мэрию, станут командой единомышленников. Потому что только так мы сможем сворачивать горы и добиваться значимых результатов.
- Насколько все же справедлив тезис, что преференции в виде постов в мэрии сегодня выдаются тем, кто поддерживал вас в ходе выборной кампании?
- Было бы странно, если бы я приглашал на работу людей, работавших в штабе Виктора Александровича Тархова. Я звал и на работу, и в штаб тех людей, в компетенции которых был уверен. Став командой в ходе выборов, мы двинулись дальше. Это люди, которые знают, как ставить задачу и как ее исполнять.
- В ходе избирательной гонки в своем блоге вы обещали муниципальным служащим не устраивать «охоту на ведьм», но очевидно, что руководящий состав мэрии практически полностью обновлен…
- В своем блоге я обращался к специалистам, к профессионалам своего дела, все они остались на своих местах. Состав администрации изменился на 0,5% и, в основном, коснулся только руководящего звена.
- Но замены первых руководителей произведены почти во всех сферах. В чем причина столь жесткой кадровой политики?
- В первую очередь, в том, что я получил огромное количество жалоб от горожан на работу администрации еще в ходе предвыборной кампании. Но к каждому руководителю я подходил индивидуально. Практически с каждым заместителем главы из прежнего состава администрации я обсудил его видение дальнейших перспектив работы, выслушал пожелания. Говорили мы с заместителями и о том, готовы ли они начать работать с чистого листа.
- То есть вы были настроены миролюбиво по отношению ко всем замам Виктора Тархова?
- Естественно, среди чиновников были и такие фигуры, которым делать в администрации нечего! Поскольку они наносили колоссальный ущерб и городу, и его имиджу. Какая-то часть людей признавалась мне, что просто сидит на своих местах. А мне не нужны люди, которые «просто сидят». Некоторые чиновники изложили свои рабочие планы, и часть из них осталась на своих должностях. Но не все они сохранили посты спустя месяц работы в новом составе администрации.
- Будете ли вы производить ротации в мэрии в будущем, или этот созыв является неизменным?
-Наверняка, изменения будут происходить. Происходят изменения в жизни города, людей, а значит, и в администрации. Скажутся и результаты работы первого полугодия. Есть люди, в которых я уверен абсолютно, я знаю их много лет. Есть те, с кем я знаком не так давно, но дал им шанс проявить себя. Однако это не означает, что и те, и другие заняли свои посты навсегда. Я придерживаюсь мнения, что иногда для дальнейшего развития какой-либо сферы требуется свежий взгляд. Казалось бы, Виктор Кудряшов возглавлял экономический департамент в прежнем составе мэрии, и проще всего было бы назначить его на это же направление. Но мы вместе пришли к выводу, что нам интересно новое прочтение экономической темы. А вот социальная сфера — самая важнейшая и самая чувствительная как раз должна курироваться Виктором Владиславовичем. С этим блоком вопросов он много работал, изучал, анализировал и могу сказать, что быстро вошел в тему — со своим свежим взглядом.
«Главная задача - не допускать перекоса интересов бизнеса и городского сообщества»
-Назовите основные задачи, которые должны быть решены в первую очередь уже в 2011 году? Как быстро, по вашему мнению, можно навести чистоту в Самаре? За какое время город сможет преобразиться?
-Конечно, решение проблемы с мусором — одна из основных задач на 2011 год. До 15 декабря будет разработана генеральная схема очистки территорий Самары. Сегодня не все убираются надлежащим образом. Это связанно с тем, что земли не закреплены за определенной организацией, работающей в сфере ЖКХ - муниципальным предприятием и управляющей компанией. Поэтому решено создать комплексную карту, на которой будут нанесены все городские территории и ответственные за их содержание.
Межквартальные зоны ответственности по содержанию территорий будут наноситься на единую цифровую картографическую основу города. Я думаю, что эта работа будет закончена до конца года, и у каждой территории, улицы появится «хозяин», который будет качественно следить за их состоянием — заниматься уборкой, озеленением, вывозом мусора. Горожане будут отчетливо понимать, с кого им спросить за выполнение этой работы.
- Начнется ли ремонт дорог в 2011 году? Войдет ли Самара в федеральную программу «Новые дороги Единой России»? На какую сумму может претендовать Самара?
- В следующем году на ремонт планируем привлечь около 2 млрд. рублей. Впервые акцент будет сделан на внутриквартальные дороги, но не останутся без внимания и дороги общего пользования. В эту сумма входят и средства из федерального бюджета по программе «Новые дороги Единой России» (более 800 млн. рублей). На прошлой неделе в эфире губернского телевидения Владимир Владимирович Артяков сказал, что область выделит средства из своего бюджета на городские дороги в размере 500 млн. рублей. Колоссальная поддержка, за что я очень благодарен губернатору. К сожалению, в проекте городского бюджета на 2011 год на дороги было предусмотрено только 43 млн. рублей! Это в корне неверно. Мы намерены найти в городском бюджете около 500 млн. рублей на дороги, какой бы тяжелой ни казалась эта задача. Кроме этого средства из вышестоящих бюджетов будут выделяться на Фрунзенский и Кировский мосты. Думаю, уже к концу 2011 года состояние дорог улучшится - мы сконцентрируем на этом свои усилия.
-Решаема ли проблема пробок в Самаре?
- Да. Для этого нам необходимо разработать схему транспортных потоков. До 1 декабря департамент транспорта произведет оценку того, что сделано в этом направлении, после чего мы пригласим специалистов, которые разработают схему — соответствующие договоренности с ними уже достигнуты. Вспомните, еще несколько лет назад вокруг Кремля нельзя было проехать даже за два часа, затем движение вокруг него было правильно организовано. Неплохой пример.
У нас нынешняя проблема с пробками возникла неслучайно: за последние 15 лет градостроительная политика в Самаре отсутствовала, и дорожная сеть не модернизировалась. Считаю, мобильность - приоритетом градостроительной политики. В первую очередь, нужно выстраивать дорожную инфраструктуру и лишь потом под нее - объекты строительства, развивать территорию.
Вообще, главная проблема Самары как раз в отсутствии правил, которые бы соблюдались городским и бизнес-сообществом. В последние годы все, что бы ни взбрело в голову мэрам, строительным компаниям, сразу осуществлялось, - пусть и с нарушением законов, нормативных актов! Ну, нельзя так относиться к Самаре! Это же не чужой город, а наш. Невозможно взять и, к примеру, уничтожить спортивный объект — нормальным людям это в голову не придет! А в Самаре мы видим такие примеры. Так что свою главную задачу я вижу в формировании правил, которые в Самаре будут соблюдаться и бизнесом, и властью, и всем городским сообществом. И правила, в первую очередь, должны учитывать интересы горожан. Если будет перекос в сторону бизнеса, мы получим такой социальный взрыв, после которого никакого бизнеса, да и самой городской власти, в Самаре не останется! Так что наша задача этот баланс блюсти.
«Я отдаю себе отчет, что можно сделать за 5 лет»
-На какую сумму рассчитывает Самара при получении средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ на капитальный ремонт домов и переселение из ветхого и аварийного жилья в 2011 году?
-В следующем году из федерального бюджета из Фонда содействия реформированию ЖКХ нам пообещали выделить средства на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в размере 600 млн. рублей, и на капитальный ремонт домов – 200 млн. рублей. В кратчайшие сроки совместно с областным правительством мы должным образом оформили документы, и эти средства из федерального фонда придут.
- Вы изложили наполеоновские даже в первом приближении планы. Ваш коллега спикер городской думы Александр Фетисов как-то сказал, что для масштабных преобразований новому главе города может понадобиться больше, чем один срок. А как считаете вы?
- Я считаю, что и у меня, и у Александра Борисовича есть возможность поработать не один срок на своих постах. Я трезво даю себе отчет, что можно сделать за 5 лет на посту мэра. Я постараюсь работать на максимум.
«Бюджет изменится»
-Виктор Тархов, презентуя проект бюджета на 2011 год, назвал его комфортным для города. Это действительно так?
-Я не очень понимаю в данном случае слово «комфортный» — разве в этом бюджете решены все вопросы и можно расслабиться? Мы ставим в главном финансовом документе Самары более жесткие задачи, которые можно решить только при 16-ти часовом рабочем дне. Бюджет серьезно изменится, и у нас есть видение по его корректировке. Сейчас мы ведем консультации с депутатским корпусом по этому поводу. Более того, формирование бюджета на 2011 год даст ответ на вопрос, насколько мы готовы к эффективному взаимодействию с депутатами в этот жесткий, практически кризисный период. Уверен, что бюджет-2012 будет гораздо более дискуссионным.
- Какие конкретно статьи в проекте бюджета Самары на 2011 год, разработанном предыдущим составом администрации, требуют серьезной «перекройки»?
- В бюджет будут заложены средства на капитальный ремонт дорог, жилья, на капитальный ремонт учреждений образования, которых ранее по совершенно непонятным причинам не было в проекте. Серьезные изменения произойдут в финансировании инвестиционных программ. Упор будет сделан на объекты высокой степени готовности и социальной важности. Мы также планируем выделение средств на реконструкцию детских садов. Постараемся решить проблемы, связанные с водоснабжением в поселках Рубежное, Зубчаниновке и в Куйбышевском районе. Задачи масштабные, нужно работать.
Aвтор: Ирина Кудрина