Политика Дмитрий Азаров - о будущем города

Дмитрий Азаров - о будущем города

Мы едем из Пензы в Самару. В Пензе прошло заседание Ассоциации городов Поволжья. Пути - около пяти часов. По дороге обратно и состоялось наше интервью с Дмитрием Азаровым. Мы говорили с главой города о том, как решить проблемы дольщиков и избавить город от незаконных киосков. А еще о том, когда у нас будут наконец настоящие дороги, а не направления, о первых заработанных им деньгах и героях нашего времени…

- Дмитрий Игоревич, сейчас суббота в администрации явля­ется рабочим днем – по крайней мере, для руководящего состава. Да и главам районов вы не раз го­ворили, что рабочий день закан­чивается не в шесть, а когда бу­дет сделано дело. Кроме того, ко­мандировки. Насколько я знаю, не так давно вы были в Москве. Как удается выдерживать такой график?

- На самом деле график напря­женный, вне зависимости от того, на­хожусь я в Самаре или за ее предела­ми. Каждый выезд из города связан с решением городских проблем. По­ездка в Москву получилась напря­женная в плане подготовки и про­ведения переговоров, но крайне не­обходимая. Вопрос № 1, по которо­му я был в министерстве региональ­ного развития, - это помощь самар­ским обманутым дольщикам. К со­жалению, наш город занимает пер­вое место в России по числу людей, пострадавших от недобросовест­ных застройщиков. Масштаб бед­ствия таков, что нужны очень серьез­ные меры, чтобы повлиять на ситуа­цию. Без привлечения федеральных и региональных средств справить­ся с проблемой невозможно. Более того, огромное количество обману­тых дольщиков по тем объектам, где заказчиком выступал городской де­партамент строительства.

- Почему так произошло?

- Это тема отдельного разго­вора. Что толку разводить рука­ми и ссылаться на чьи-то недора­ботки в прошлом. Проблему надо решать. Во многих случаях вве­сти дома в эксплуатацию не позво­ляет отсутствие инженерных ком­муникаций. Поэтому мы подгото­вили пакет предложений, который направлен на проведение инженер­ных работ: строительство водопро­водов, канализации, электросетей. Если получим поддержку из феде­рального, регионального бюдже­тов, это сильно облегчит нам реше­ние задачи. Чтобы добиться в Мо­скве выделения средств, нужно вне­сти изменения в федеральные про­граммы «Жилище», «Чистая вода». Для этого нужно откорректировать программы региональные, подгото­вить проектно-сметную документа­цию, подготовить и защитить заяв­ку. Как видите, путь этот непростой, но мы обязаны использовать любую возможность.

- Еще одна проблема, которую вы решали в Москве, – обеспече­ние квартирами ветеранов. Ка­кова сегодня ситуация в Самаре с предоставлением жилья участни­кам войны?

- В соответствии с Указом Пре­зидента, те ветераны, которые вста­ли на учет до 2005 года, полностью обеспечены жильем. Но сегодня оче­редь пополняется все новыми и но­выми людьми. Для того чтобы обе­спечить квартирами всех нуждаю­щихся ветеранов войны, нам нуж­но еще около 1,2 миллиарда рублей. Это стало отдельной темой разгово­ра в Правительстве РФ. Задача будет решаться. В минрегионразвития уда­лось добиться предварительных до­говоренностей о выделении допол­нительных денег на Самару в тече­ние этого года.

- Один из приоритетов работы мэрии — ремонт дорог. У того че­ловека, который наконец сдела­ет в Самаре хорошие дороги, есть реальный шанс остаться в исто­рии города. Первый шаг уже сде­лан — в этом году выделено 1,7 миллиарда рублей на эти цели. И все-таки, есть ли план, как в бли­жайшие годы будут меняться са­марские дороги?

- Эта тема также обсуждалась в Москве. Разговор получился доста­точно тяжелый. Сегодня нам уда­лось добиться выделения средств из вышестоящих бюджетов даже в большем объеме, чем другим столи­цам регионов. Но для Самары этого недостаточно. На протяжении дол­гих лет дороги в городе фактиче­ски не ремонтировались, и для кар­динальных изменений средств нуж­но гораздо больше. Нам удалось до­стигнуть договоренности: если мы успешно сделаем тот объем работ, который запланирован, в третьем квартале Самара сможет претендо­вать на дополнительные средства на внутриквартальные дороги. О кон­кретной сумме говорить пока рано. Все зависит от того, как справят­ся с освоением средств другие му­ниципальные образования, потому что именно эти финансы будут пе­рераспределены. Нам в этой ситуа­ции крайне важно справиться луч­ше других.

- Если не ошибаюсь, всего на то, чтобы привести самарские до­роги в порядок, нужно около 10 миллиардов рублей?

- Откуда эта цифра и что значит привести в порядок? Три года назад областное министерство транспорта разрабатывало совместно с город­ской администрацией планы по раз­витию улично-дорожной сети. Так вот, на тот момент сумма была обо­значена на уровне 100 миллиардов. Это «программа-максимум» разви­тия дорог: строительство трасс не­прерывного движения, многоуров­невые развязки и прочее. Сейчас речь идет скорее о другом, о недо­финансировании текущего, капи­тального ремонта, которое проис­ходило из года в год. Чтобы его ком­пенсировать, нам надо потратить около 10 миллиардов. Придется по­стараться, чтобы за 4-5 лет решить эту проблему. Но зато в Самаре на­конец будут дороги, а не направле­ния.

- Больная тема для многих горожан – незаконные киоски. При предыдущем руководстве бороться с ними удавалось сла­бо: говорили, причина в несовер­шенстве законодательства. Сей­час киоски массово вывозят на штрафстоянки. Как удалось это­го добиться? Законы измени­лись?

- Законы остались прежние, по­явилась принципиальная пози­ция. Меня не устраивают чиновни­ки, которые ищут отговорки. Нуж­ны люди, которые видят решение. Никаких сомнений, что в этом на­правлении надо действовать жест­ко. Да, полномочий у муниципаль­ной власти в этой сфере немного. Не будем забывать и о том, что нераз­граниченные территории в Самаре находятся в ведении областного мин- имущества. Но это не значит, что мэ­рия должна бездействовать. Мно­гие киоски появились при откровен­ном попустительстве городских вла­стей. В Самаре свыше пяти тысяч ларьков, такого нет нигде! Все горо­да постепенно встают на путь циви­лизованной торговли. К сожалению, мы в этом вопросе вернулись в 90-е годы. На 1 ноября 2010 года в Сама­ре было около 1400 незаконных ки­осков – и это только те, которые не имеют вообще никаких документов. Из-за незаконной торговли страда­ет и нормальный бизнес. Люди, ко­торые ведут незаконное предприни­мательство, не платят налоги. Эти объекты зачастую имеют неблаго­приятный внешний вид, неудовлет­ворительное санитарное состояние, вызывают огромное число нарека­ний и обращений граждан, а в неко­торых случаях несут прямую угрозу пожарной безопасности жилых до­мов, безопасности дорожного дви­жения. Именно такие киоски в пер­вую очередь и убираем с улиц. На се­годня убрали порядка 600 павильо­нов. И все равно рано говорить, что общая картина сильно изменилась. Город захламлен так, что потребу­ется еще масса усилий, в том числе во взаимодействии с федеральны­ми и региональными органами вла­сти. Этот вопрос обсуждался на сове­щании, которое на днях прошло под председательством губернатора Са­марской области Владимира Влади­мировича Артякова.

- А владельцы киосков не жа­луются на администрацию? Ведь при желании это можно препод­нести и так, что «душат» малый бизнес.

- Претензии, естественно, поя­вились. Тем не менее мы не дали ни одного разрешения на установку но­вых киосков. Есть понятие доста­точности. Поступают жалобы: по­чему больше киосков не разрешаете ставить? Потому что смысла нет. Ни экономической, ни социальной целе­сообразности.

Несносные здания

- Еще одно следствие незакон­ного захвата земли – хаотичная застройка. Множество случаев, когда здания возводили без раз­решений, и ни одного — чтобы по­добное строение снесли. Будет ли в Самаре наконец создан преце­дент? Возможно, это стало бы сиг­налом для остальных застройщи­ков.

- Смотря что снести. Ведь за мно­гими зданиями стоят сотни дольщи­ков... Недобросовестные застройщи­ки используют людей как живой щит. Наша задача – своевременно пресе­кать подобное беззаконие. Здесь мы рассчитываем на принципиальную позицию областного министерства строительства и ЖКХ, Государствен­ной строительной инспекции, в чьих полномочиях находится мониторинг контроля надзора за строительством.

- А что касается нежилых зда­ний? Вроде бы такие планы были относительно постройки на пере­сечении улиц Ново-Вокзальной и Победы.

- Такое желание было, но соб­ственники, когда поняли, что адми­нистрация настроена решительно, вышли с инициативой передать нам это здание. Готовы обсудить усло­вия. В данном конкретном случае постройка не создает проблем жи­лым домам, не ограничивает обзор для транспорта. Возможно, будем использовать помещение для соци­альных целей, например, можно от­крыть здесь учреждение дополни­тельного образования для детей, от­дать его ветеранам, творческим кол­лективам.

Но что касается других объек­тов, вариант со сносом вполне вероя­тен. Департамент строительства и ар­хитектуры готовит иски, по некото­рым зданиям будем выходить в суд. В каждом случае надо работать инди­видуально.

Настоящее закрытого города

- Когда город будет благоустроенным?

- Многие десятилетия город был закрытым, у нас, к сожалению, сло­жились исторические традиции не­высокой благоустроенности в це­лом. Рассуждали по принципу: «Ино­странцы сюда не приедут, а работя­гам и так сойдет». Жаль, что и в по­следние годы этим вопросам также не уделялось внимания. Самое пло­хое, что это отражается на сознании граждан, на их отношении к городу.

- В других городах сложилось иначе?

- На мой взгляд, да. Благодаря увлечению спортом, еще в юности побывал во многих городах России… Когда приезжал в ту же Пензу, город всегда был чистым и ухоженным, и в советские времена, и теперь. Обу­строим город и мы.

О личном

- Вы ведь занимались баскет­болом, и достаточно серьезно. О профессиональной спортивной карьере не думали?

- Действительно, я тренировал­ся в команде мастеров. Две-три тре­нировки в день – на учебу времени элементарно не хватало. Вставал во­прос – либо доучиться в вузе, либо бросить институт и заниматься спор­том. Я трезво оценивал свои перспек­тивы в профессиональном спорте и сделал выбор в пользу образования. А за сборную института отыграл все пять лет учебы.

- А вообще хорошо учились? В школе кем мечтали стать?

- Школу окончил нормально, без троек в аттестате. Тяга к экономике у меня, наверное, уже тогда была, про­сто я ее не осознавал. Но поступать в плановый институт, где не было ба­скетбольной команды, – это было ниже достоинства (смеется). Еще в школе у нас была профориентация, преподаватели высшей школы вкла­дывали в нас знания по основам ин­форматики. Это во многом и предопределило будущую специальность. Я решил заниматься программирова­нием и поступил в политехнический институт.

- Насколько я знаю, ваша тру­довая деятельность началась с работы асфальтировщиком. Как так получилось?

- Первая запись, сделанная в тру­довой книжке, действительно ас­фальтировщик. А первая работа на самом деле была еще когда учился в школе. После седьмого класса рабо­тал на макаронной фабрике. Мы с другом уже казались себе здоровыми лбами, хотели работать и зарабаты­вать. Зарплату отдал родителям.

Трудовую книжку я получил в день 18-летия. Летом, в студенче­ские каникулы после 1 курса инсти­тута, поработал асфальтировщиком в воинской части, укладывал асфальт в Кировском районе. В подчинение мне дали солдат-срочников. Кста­ти, как ни странно, до сих пор помню фамилии людей, с которыми рабо­тал. Сначала было сложно, они реши­ли, что парень «зеленый». Пришлось учиться отстаивать свою правоту. Разные ситуации были, случалось, что и асфальт пытались украсть... От­били. За месяц приобрел авторитет. Асфальт, который мы укладывали, с тех пор так и лежит в поселке Восточ­ный.

- Свободное время выдается? Как обычно его проводите?

- Свободного времени почти нет. Если выпадает, стараюсь про­вести с детьми. Если хватает време­ни что-нибудь почитать, уже хорошо, люблю исторические книги. Ну и о спорте стараюсь не забывать.

- Говорят, вы рок-музыкой увлекались?

- Да, было дело. Мои музыкаль­ные предпочтения – это рок-музыка 60 – 80-х. Поэтому я рад, что год на­зад, будучи министром областного правительства, получил поручение сопровождать группу Deep Purple на нашем фестивале «Рок над Вол­гой». Легендарные музыканты, уди­вительные люди! Рад тому, что под­держиваем отношения с Борисом Бо­рисовичем Гребенщиковым. Лично знаком с другими российскими рок- музыкантами.

- А из тех кто помоложе, кого уважаете?

- Бывает, Земфиру слушаю. Стар­шая дочь заставляет иногда «Зверей» слушать, чтобы не отстал от жизни (смеется).

- На «Рок над Волгой» поедете?

- Поеду, конечно.

Масштабные проекты

- Сейчас идет ремонт второй очереди набережной. Какой вы представляете себе набережную через несколько лет?

- Столько лет обсуждается кон­цепция набережной, но на самом деле все уже придумано. В том чис­ле и деление на места отдыха для мо­лодежи, родителей с детьми, людей старшего поколения. Сейчас просто нужна воля, чтобы все эти планы ре­ализовывать.

Каждый год горожане вздыха­ют, что с наступлением тепла из-за множества питейных заведений на­бережная превращается в «караван- сарай». Во многом оттого, что до сих пор ее рассматривали как объ­ект потребительского рынка. По­добное отношение недопустимо. Этому надо положить конец. И пер­вые шаги уже сделаны. В этом году число кафе на набережной сокра­щено с 30 до 18, в 2,5 раза умень­шилось число прочих торговых то­чек. Понятно, что в один момент проблему не решить: люди, кото­рые заключили долгосрочные до­говоры на торговлю, имеют опреде­ленные этим документом права. Мы должны действовать в соответствии с законодательством. Но когда сро­ки договоров будут заканчиваться, кафе будут убирать. Кроме того, мы собираемся выходить с законода­тельной инициативой о запрете на распитие алкоголя на набережной, в парках и скверах.

Набережная — это гордость Са­мары, и она должна стать местом ци­вилизованного отдыха. Я благодарен губернатору, что откликнулся на мое предложение по капитальному ре­монту второй очереди. И уверен, это станет достойным подарком к юби­лею города. Ремонт остальных оче­редей набережной также планирует­ся в ближайшей перспективе. Уверен, за два-три года мы эту задачу полно­стью решим.

- Еще один знаковый объект, возведение которого пока не на­чалось, - стадион, который пла­нируется построить в городе к ЧМ-2018. Почему его собирают­ся разместить именно на стрелке реки Самары?

- Стадион неизбежно потянет за собой масштабную реконструкцию инфраструктуры города, улично- дорожной сети, инженерных сетей, памятников. И это крайне важно. Капремонт исторического центра, строительство дорог и многоуровне­вых развязок… Подготовка к чемпи­онату мира даст возможность Самаре выйти на принципиально новый уро­вень. Мы представили четыре вари­анта площадок под строительство. И ни одна из них не несла за собой та­кой масштабной реконструкции, как территория речного порта. Я считаю, этот шанс надо использовать по мак­симуму. В то же время мы ни в коем случае не должны допустить, чтобы наш город потерял возможность при­нимать чемпионат мира. Именно по­этому есть и резервные территории, где может быть реализован проект стадиона, к примеру, все та же пло­щадка ЗИМа. Окончательно опреде­ляться с выбором места будет Госко­миссия.

О героях нашего времени

- Самара, наверное, первый город, где жители получили воз­можность не только общаться с мэром в блоге, но и решать таким образом конкретные проблемы. Что дает вам это общение? Есть ли предложения горожан, кото­рые будут воплощены на практи­ке?

- Действительно, поступает мно­го интересных идей от жителей, ко­торые, имея знания и возможности, реально воплотить. Самарцы могут обратиться ко мне напрямую, и это важно не только для них, но и для меня. Невозможно ежедневно объез­жать наш огромный город. А благо­даря блогу я имею возможность по­лучать достоверную информацию от жителей буквально из каждого угол­ка Самары. Это такой общественный контроль. Я особенно благодарен тем, кто решает проблемы не только свои, но и других людей. К примеру, старшей по дому, которая написала о беде ветерана. Мы вовремя оказали пожилому человеку помощь.

- Не обидно, что обращаются в основном с жалобами и крити­кой?

- Нет, здесь дело в психологии. Человек обращается к главе города, когда что-то не так, если есть про­блемы. Эмоционально бывает тя­жело оттого, что много негатива, но это связь с жителями. Пишут нерав­нодушные люди, и каждое обраще­ние для меня – руководство к дей­ствию. Бывает, что, покритиковав в блоге, потом пишут благодарность в «личку». И действительно, очень приятно, что мы помогаем людям решать конкретные проблемы. Ска­жу честно, часто до блога добира­юсь только по ночам. Записи де­лаю и в час, и в два ночи. Даже если сильно устал, заставляешь себя за­глянуть.

Благодаря блогу я узнал о Яне Костиной, спортсменке-параолимпийке. Рад, что удалось по­мочь ей подготовиться к чемпионату России, где она завоевала две золо­тые медали. На самом деле то, что де­лает Яна, - это подвиг. Она потряса­ющий человек. В Интернете столько нытиков, здоровых взрослых мужи­ков. Ей бы жаловаться, но она полу­чила образование, занимается спор­том, побеждает в соревнованиях. Та­ких людей надо знать в лицо, они должны быть примером. Шансы есть всегда, надо просто не сидеть сложа руки.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
«Вырубят лес, чтобы впихнуть очередное гетто из 17 человейников»: что происходит на Сухой Самарке?
Вадим Афанасьев
Аналитик, блогер, журналист телеканала «Царьград»
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Объявления