Мы едем из Пензы в Самару. В Пензе прошло заседание Ассоциации городов Поволжья. Пути - около пяти часов. По дороге обратно и состоялось наше интервью с Дмитрием Азаровым. Мы говорили с главой города о том, как решить проблемы дольщиков и избавить город от незаконных киосков. А еще о том, когда у нас будут наконец настоящие дороги, а не направления, о первых заработанных им деньгах и героях нашего времени…
- Дмитрий Игоревич, сейчас суббота в администрации является рабочим днем – по крайней мере, для руководящего состава. Да и главам районов вы не раз говорили, что рабочий день заканчивается не в шесть, а когда будет сделано дело. Кроме того, командировки. Насколько я знаю, не так давно вы были в Москве. Как удается выдерживать такой график?
- На самом деле график напряженный, вне зависимости от того, нахожусь я в Самаре или за ее пределами. Каждый выезд из города связан с решением городских проблем. Поездка в Москву получилась напряженная в плане подготовки и проведения переговоров, но крайне необходимая. Вопрос № 1, по которому я был в министерстве регионального развития, - это помощь самарским обманутым дольщикам. К сожалению, наш город занимает первое место в России по числу людей, пострадавших от недобросовестных застройщиков. Масштаб бедствия таков, что нужны очень серьезные меры, чтобы повлиять на ситуацию. Без привлечения федеральных и региональных средств справиться с проблемой невозможно. Более того, огромное количество обманутых дольщиков по тем объектам, где заказчиком выступал городской департамент строительства.
- Почему так произошло?
- Это тема отдельного разговора. Что толку разводить руками и ссылаться на чьи-то недоработки в прошлом. Проблему надо решать. Во многих случаях ввести дома в эксплуатацию не позволяет отсутствие инженерных коммуникаций. Поэтому мы подготовили пакет предложений, который направлен на проведение инженерных работ: строительство водопроводов, канализации, электросетей. Если получим поддержку из федерального, регионального бюджетов, это сильно облегчит нам решение задачи. Чтобы добиться в Москве выделения средств, нужно внести изменения в федеральные программы «Жилище», «Чистая вода». Для этого нужно откорректировать программы региональные, подготовить проектно-сметную документацию, подготовить и защитить заявку. Как видите, путь этот непростой, но мы обязаны использовать любую возможность.
- Еще одна проблема, которую вы решали в Москве, – обеспечение квартирами ветеранов. Какова сегодня ситуация в Самаре с предоставлением жилья участникам войны?
- В соответствии с Указом Президента, те ветераны, которые встали на учет до 2005 года, полностью обеспечены жильем. Но сегодня очередь пополняется все новыми и новыми людьми. Для того чтобы обеспечить квартирами всех нуждающихся ветеранов войны, нам нужно еще около 1,2 миллиарда рублей. Это стало отдельной темой разговора в Правительстве РФ. Задача будет решаться. В минрегионразвития удалось добиться предварительных договоренностей о выделении дополнительных денег на Самару в течение этого года.
- Один из приоритетов работы мэрии — ремонт дорог. У того человека, который наконец сделает в Самаре хорошие дороги, есть реальный шанс остаться в истории города. Первый шаг уже сделан — в этом году выделено 1,7 миллиарда рублей на эти цели. И все-таки, есть ли план, как в ближайшие годы будут меняться самарские дороги?
- Эта тема также обсуждалась в Москве. Разговор получился достаточно тяжелый. Сегодня нам удалось добиться выделения средств из вышестоящих бюджетов даже в большем объеме, чем другим столицам регионов. Но для Самары этого недостаточно. На протяжении долгих лет дороги в городе фактически не ремонтировались, и для кардинальных изменений средств нужно гораздо больше. Нам удалось достигнуть договоренности: если мы успешно сделаем тот объем работ, который запланирован, в третьем квартале Самара сможет претендовать на дополнительные средства на внутриквартальные дороги. О конкретной сумме говорить пока рано. Все зависит от того, как справятся с освоением средств другие муниципальные образования, потому что именно эти финансы будут перераспределены. Нам в этой ситуации крайне важно справиться лучше других.
- Если не ошибаюсь, всего на то, чтобы привести самарские дороги в порядок, нужно около 10 миллиардов рублей?
- Откуда эта цифра и что значит привести в порядок? Три года назад областное министерство транспорта разрабатывало совместно с городской администрацией планы по развитию улично-дорожной сети. Так вот, на тот момент сумма была обозначена на уровне 100 миллиардов. Это «программа-максимум» развития дорог: строительство трасс непрерывного движения, многоуровневые развязки и прочее. Сейчас речь идет скорее о другом, о недофинансировании текущего, капитального ремонта, которое происходило из года в год. Чтобы его компенсировать, нам надо потратить около 10 миллиардов. Придется постараться, чтобы за 4-5 лет решить эту проблему. Но зато в Самаре наконец будут дороги, а не направления.
- Больная тема для многих горожан – незаконные киоски. При предыдущем руководстве бороться с ними удавалось слабо: говорили, причина в несовершенстве законодательства. Сейчас киоски массово вывозят на штрафстоянки. Как удалось этого добиться? Законы изменились?
- Законы остались прежние, появилась принципиальная позиция. Меня не устраивают чиновники, которые ищут отговорки. Нужны люди, которые видят решение. Никаких сомнений, что в этом направлении надо действовать жестко. Да, полномочий у муниципальной власти в этой сфере немного. Не будем забывать и о том, что неразграниченные территории в Самаре находятся в ведении областного мин- имущества. Но это не значит, что мэрия должна бездействовать. Многие киоски появились при откровенном попустительстве городских властей. В Самаре свыше пяти тысяч ларьков, такого нет нигде! Все города постепенно встают на путь цивилизованной торговли. К сожалению, мы в этом вопросе вернулись в 90-е годы. На 1 ноября 2010 года в Самаре было около 1400 незаконных киосков – и это только те, которые не имеют вообще никаких документов. Из-за незаконной торговли страдает и нормальный бизнес. Люди, которые ведут незаконное предпринимательство, не платят налоги. Эти объекты зачастую имеют неблагоприятный внешний вид, неудовлетворительное санитарное состояние, вызывают огромное число нареканий и обращений граждан, а в некоторых случаях несут прямую угрозу пожарной безопасности жилых домов, безопасности дорожного движения. Именно такие киоски в первую очередь и убираем с улиц. На сегодня убрали порядка 600 павильонов. И все равно рано говорить, что общая картина сильно изменилась. Город захламлен так, что потребуется еще масса усилий, в том числе во взаимодействии с федеральными и региональными органами власти. Этот вопрос обсуждался на совещании, которое на днях прошло под председательством губернатора Самарской области Владимира Владимировича Артякова.
- А владельцы киосков не жалуются на администрацию? Ведь при желании это можно преподнести и так, что «душат» малый бизнес.
- Претензии, естественно, появились. Тем не менее мы не дали ни одного разрешения на установку новых киосков. Есть понятие достаточности. Поступают жалобы: почему больше киосков не разрешаете ставить? Потому что смысла нет. Ни экономической, ни социальной целесообразности.
Несносные здания
- Еще одно следствие незаконного захвата земли – хаотичная застройка. Множество случаев, когда здания возводили без разрешений, и ни одного — чтобы подобное строение снесли. Будет ли в Самаре наконец создан прецедент? Возможно, это стало бы сигналом для остальных застройщиков.
- Смотря что снести. Ведь за многими зданиями стоят сотни дольщиков... Недобросовестные застройщики используют людей как живой щит. Наша задача – своевременно пресекать подобное беззаконие. Здесь мы рассчитываем на принципиальную позицию областного министерства строительства и ЖКХ, Государственной строительной инспекции, в чьих полномочиях находится мониторинг контроля надзора за строительством.
- А что касается нежилых зданий? Вроде бы такие планы были относительно постройки на пересечении улиц Ново-Вокзальной и Победы.
- Такое желание было, но собственники, когда поняли, что администрация настроена решительно, вышли с инициативой передать нам это здание. Готовы обсудить условия. В данном конкретном случае постройка не создает проблем жилым домам, не ограничивает обзор для транспорта. Возможно, будем использовать помещение для социальных целей, например, можно открыть здесь учреждение дополнительного образования для детей, отдать его ветеранам, творческим коллективам.
Но что касается других объектов, вариант со сносом вполне вероятен. Департамент строительства и архитектуры готовит иски, по некоторым зданиям будем выходить в суд. В каждом случае надо работать индивидуально.
Настоящее закрытого города
- Когда город будет благоустроенным?
- Многие десятилетия город был закрытым, у нас, к сожалению, сложились исторические традиции невысокой благоустроенности в целом. Рассуждали по принципу: «Иностранцы сюда не приедут, а работягам и так сойдет». Жаль, что и в последние годы этим вопросам также не уделялось внимания. Самое плохое, что это отражается на сознании граждан, на их отношении к городу.
- В других городах сложилось иначе?
- На мой взгляд, да. Благодаря увлечению спортом, еще в юности побывал во многих городах России… Когда приезжал в ту же Пензу, город всегда был чистым и ухоженным, и в советские времена, и теперь. Обустроим город и мы.
О личном
- Вы ведь занимались баскетболом, и достаточно серьезно. О профессиональной спортивной карьере не думали?
- Действительно, я тренировался в команде мастеров. Две-три тренировки в день – на учебу времени элементарно не хватало. Вставал вопрос – либо доучиться в вузе, либо бросить институт и заниматься спортом. Я трезво оценивал свои перспективы в профессиональном спорте и сделал выбор в пользу образования. А за сборную института отыграл все пять лет учебы.
- А вообще хорошо учились? В школе кем мечтали стать?
- Школу окончил нормально, без троек в аттестате. Тяга к экономике у меня, наверное, уже тогда была, просто я ее не осознавал. Но поступать в плановый институт, где не было баскетбольной команды, – это было ниже достоинства (смеется). Еще в школе у нас была профориентация, преподаватели высшей школы вкладывали в нас знания по основам информатики. Это во многом и предопределило будущую специальность. Я решил заниматься программированием и поступил в политехнический институт.
- Насколько я знаю, ваша трудовая деятельность началась с работы асфальтировщиком. Как так получилось?
- Первая запись, сделанная в трудовой книжке, действительно асфальтировщик. А первая работа на самом деле была еще когда учился в школе. После седьмого класса работал на макаронной фабрике. Мы с другом уже казались себе здоровыми лбами, хотели работать и зарабатывать. Зарплату отдал родителям.
Трудовую книжку я получил в день 18-летия. Летом, в студенческие каникулы после 1 курса института, поработал асфальтировщиком в воинской части, укладывал асфальт в Кировском районе. В подчинение мне дали солдат-срочников. Кстати, как ни странно, до сих пор помню фамилии людей, с которыми работал. Сначала было сложно, они решили, что парень «зеленый». Пришлось учиться отстаивать свою правоту. Разные ситуации были, случалось, что и асфальт пытались украсть... Отбили. За месяц приобрел авторитет. Асфальт, который мы укладывали, с тех пор так и лежит в поселке Восточный.
- Свободное время выдается? Как обычно его проводите?
- Свободного времени почти нет. Если выпадает, стараюсь провести с детьми. Если хватает времени что-нибудь почитать, уже хорошо, люблю исторические книги. Ну и о спорте стараюсь не забывать.
- Говорят, вы рок-музыкой увлекались?
- Да, было дело. Мои музыкальные предпочтения – это рок-музыка 60 – 80-х. Поэтому я рад, что год назад, будучи министром областного правительства, получил поручение сопровождать группу Deep Purple на нашем фестивале «Рок над Волгой». Легендарные музыканты, удивительные люди! Рад тому, что поддерживаем отношения с Борисом Борисовичем Гребенщиковым. Лично знаком с другими российскими рок- музыкантами.
- А из тех кто помоложе, кого уважаете?
- Бывает, Земфиру слушаю. Старшая дочь заставляет иногда «Зверей» слушать, чтобы не отстал от жизни (смеется).
- На «Рок над Волгой» поедете?
- Поеду, конечно.
Масштабные проекты
- Сейчас идет ремонт второй очереди набережной. Какой вы представляете себе набережную через несколько лет?
- Столько лет обсуждается концепция набережной, но на самом деле все уже придумано. В том числе и деление на места отдыха для молодежи, родителей с детьми, людей старшего поколения. Сейчас просто нужна воля, чтобы все эти планы реализовывать.
Каждый год горожане вздыхают, что с наступлением тепла из-за множества питейных заведений набережная превращается в «караван- сарай». Во многом оттого, что до сих пор ее рассматривали как объект потребительского рынка. Подобное отношение недопустимо. Этому надо положить конец. И первые шаги уже сделаны. В этом году число кафе на набережной сокращено с 30 до 18, в 2,5 раза уменьшилось число прочих торговых точек. Понятно, что в один момент проблему не решить: люди, которые заключили долгосрочные договоры на торговлю, имеют определенные этим документом права. Мы должны действовать в соответствии с законодательством. Но когда сроки договоров будут заканчиваться, кафе будут убирать. Кроме того, мы собираемся выходить с законодательной инициативой о запрете на распитие алкоголя на набережной, в парках и скверах.
Набережная — это гордость Самары, и она должна стать местом цивилизованного отдыха. Я благодарен губернатору, что откликнулся на мое предложение по капитальному ремонту второй очереди. И уверен, это станет достойным подарком к юбилею города. Ремонт остальных очередей набережной также планируется в ближайшей перспективе. Уверен, за два-три года мы эту задачу полностью решим.
- Еще один знаковый объект, возведение которого пока не началось, - стадион, который планируется построить в городе к ЧМ-2018. Почему его собираются разместить именно на стрелке реки Самары?
- Стадион неизбежно потянет за собой масштабную реконструкцию инфраструктуры города, улично- дорожной сети, инженерных сетей, памятников. И это крайне важно. Капремонт исторического центра, строительство дорог и многоуровневых развязок… Подготовка к чемпионату мира даст возможность Самаре выйти на принципиально новый уровень. Мы представили четыре варианта площадок под строительство. И ни одна из них не несла за собой такой масштабной реконструкции, как территория речного порта. Я считаю, этот шанс надо использовать по максимуму. В то же время мы ни в коем случае не должны допустить, чтобы наш город потерял возможность принимать чемпионат мира. Именно поэтому есть и резервные территории, где может быть реализован проект стадиона, к примеру, все та же площадка ЗИМа. Окончательно определяться с выбором места будет Госкомиссия.
О героях нашего времени
- Самара, наверное, первый город, где жители получили возможность не только общаться с мэром в блоге, но и решать таким образом конкретные проблемы. Что дает вам это общение? Есть ли предложения горожан, которые будут воплощены на практике?
- Действительно, поступает много интересных идей от жителей, которые, имея знания и возможности, реально воплотить. Самарцы могут обратиться ко мне напрямую, и это важно не только для них, но и для меня. Невозможно ежедневно объезжать наш огромный город. А благодаря блогу я имею возможность получать достоверную информацию от жителей буквально из каждого уголка Самары. Это такой общественный контроль. Я особенно благодарен тем, кто решает проблемы не только свои, но и других людей. К примеру, старшей по дому, которая написала о беде ветерана. Мы вовремя оказали пожилому человеку помощь.
- Не обидно, что обращаются в основном с жалобами и критикой?
- Нет, здесь дело в психологии. Человек обращается к главе города, когда что-то не так, если есть проблемы. Эмоционально бывает тяжело оттого, что много негатива, но это связь с жителями. Пишут неравнодушные люди, и каждое обращение для меня – руководство к действию. Бывает, что, покритиковав в блоге, потом пишут благодарность в «личку». И действительно, очень приятно, что мы помогаем людям решать конкретные проблемы. Скажу честно, часто до блога добираюсь только по ночам. Записи делаю и в час, и в два ночи. Даже если сильно устал, заставляешь себя заглянуть.
Благодаря блогу я узнал о Яне Костиной, спортсменке-параолимпийке. Рад, что удалось помочь ей подготовиться к чемпионату России, где она завоевала две золотые медали. На самом деле то, что делает Яна, - это подвиг. Она потрясающий человек. В Интернете столько нытиков, здоровых взрослых мужиков. Ей бы жаловаться, но она получила образование, занимается спортом, побеждает в соревнованиях. Таких людей надо знать в лицо, они должны быть примером. Шансы есть всегда, надо просто не сидеть сложа руки.