В Москве состоялась традиционная пресс-конференция президента РФ Владимира Путина. Чтобы задать свои вопросы главе государства, в огромном зале собралось более 1200 российских и зарубежных СМИ. Мы были в числе аккредитованных журналистов и лично убедились в том, что вопрос мог задать каждый, но сделать это удалось далеко не всем желающим.
Чтобы задать свои вопросы первому лицу государства, ровно к 12.00 в большом зале собралось более 1200 российских и зарубежных СМИ.
Около пяти часов отвечал Владимир Путин на самые разные вопросы журналистов на пресс-конференции. Президент побил свой же рекорд четырехлетней давности, когда он общался со СМИ четыре с половиной часа. Мы представляем читателю, на наш взгляд, наиболее яркие фрагменты разговора.
После четырехлетнего перерыва президент России Владимир Путин возобновил традицию ежегодного общения с журналистами российских и иностранных СМИ. На этот раз пресс-конференция проходила не в 14-м корпусе Кремля, как бывало прежде, а в Центре международной торговли (14 корпус сейчас находится на реконструкции). В начале встречи президент сразу заявил: ему приятно видеть, что интерес к его работе у журналистского сообщества возрастает.
«В целом считаю этот результат хорошим»
- (...) Начну с цифр, они в целом известны, но у меня самые свежие данные.
Итак, главные показатели экономического развития: рост ВВП (у меня данные за январь–октябрь) – 3,7%. Это чуть меньше, чем в прошлом году: 4,3% у нас было, – но я хочу отметить, что на фоне рецессии в еврозоне, на фоне снижения темпов экономического роста в Соединенных Штатах и даже определенной просадки в Китае в целом считаю этот результат хорошим.
Что касается инфляции, то вы знаете, что в прошлом году она была самой низкой за последние 20 лет. И это, безусловно, является предметом нашей гордости, потому что мы на протяжении длительного времени таргетировали инфляцию, пытались ее подавить. Результат есть. В этом году (на 17 декабря) она чуть-чуть подросла – 6,3%, но, как вы видите, находится практически в тех же самых величинах.
(...) Теперь по социальным вопросам. Среднемесячная начисленная заработная плата в 2011 году была 23 369 рублей, а на ноябрь текущего года – уже 27 607 рублей. Если в прошлом году рост составил 2,8%, в этом году рост составил 8,8%. Это хороший показатель.
Другой социально-эконо-мический показатель, весьма важный как для нашей страны, так и для любой другой рыночной экономики, – это уровень безработицы, это ситуация на рынке труда. Уровень безработицы по методологии МОТ у нас в прошлом году был 6,6. Собственно говоря, мы и этот год начали с этих показателей – 6,6%, а на ноябрь текущего года это уже 5,3–5,4%. Это хороший показатель, один из лучших во всех развитых экономиках мира. Численность официально зарегистрированных – один процент.
Размер трудовой пенсии по старости у нас был 8 876 рублей, стал 9 810 рублей на октябрь текущего года. И размер социальной пенсии тоже подрос, но, к сожалению, остается пока очень маленьким: был 5 200, стал 5942, – но это все-таки социальная пенсия.
Ну, и наконец, такой показатель, как материнский капитал. Я все время об этом вспоминаю, потому что много было вопросов раньше по поводу того, будем ли мы его индексировать. Так вот я хочу еще раз подтвердить: мы его индексируем и будем это делать. Если в прошлом году материнский капитал составил 365 698 рублей, то в этом году он на данный момент времени составляет 387 640 рублей, а на 1 января 2013 года он составит 408 961 рубль.
Ну, и предметом особой гордости для нас, конечно, являются показатели рождаемости – самые лучшие за 20 последних лет, так же как и низкий уровень смертности, тоже самый низкий показатель за последние 20 лет. Это говорит о том, что люди по-другому стали планировать свою жизнь, расширили горизонт планирования своих семей. Это говорит о том, что в целом у людей при всех проблемах, которых у нас достаточно, все-таки возникает чувство надежности того, что происходит, надежности того, что мы делаем, того, что происходит в стране.
(...) Я на этом остановлю свой монолог. Знаю, что у вас наверняка много вопросов, иначе вы бы сюда не пришли. Давайте начнем такой прямой диалог.
«Страна ждет результатов»
- Вероника Романенкова, ИТАР-ТАСС: Вы работаете президентом семь месяцев и за это время уже успели уволить нескольких министров, нескольким объявить выговор, чего раньше никогда не было. С чем это связано? (...) Довольны ли вы в целом работой премьера и правительства?
- В целом работой и премьера, и правительства доволен. Надо не забывать, что действующий премьер, председатель правительства, в течение четырех лет исполнял обязанности главы государства. Это огромная ответственность и колоссальный опыт. Поэтому я уверен, что все это будет применено и использовано Дмитрием Анатольевичем и на новом месте работы. Хотя я по себе знаю, а не понаслышке, насколько эта работа трудна. Там, что называется, прямо у печки нужно стоять, или в забое, как горняки говорят: прямая ответственность за принимаемые решения. Очень важная и даже не сразу правильно воспринимаемая ситуация, потому что эта ответственность осязаема. Принял решение, подписал – и за этим идут какие-то последствия: или положительные, или отрицательные, – и они видны сразу.
Что касается увольнений, то не так уж и много было уволено. Я объявил выговор трем министрам. Почему раньше не было, а сейчас это было востребовано? Во-первых, ситуация в стране изменилась. И нам нужно решать уже застарелые, но очень важные проблемы, прежде всего в социальной сфере. Мы говорили о необходимости повышения уровня заработной платы и так далее. (...) Люди в правительстве – опытные, многие из них уже не один год работают в министерствах, но никогда не были в положении первых лиц. И многим кажется, что они и так все знают. Это коллеги, с которыми я много лет уже работаю вместе, но нужно, чтобы они понимали, что между тем, что было заявлено в стране в качестве первоочередных и среднесрочных целей и в экономике, и в социальной сфере в ходе президентской предвыборной кампании, и тем, что правительство делает, не должно быть никакой разницы. Они должны работать на эти цели. Страна ждет результатов по этим направлениям.
«Правительство пошло навстречу просьбам аграриев»
- Олег Каштанов, «Известия Мордовии»: С 2013 года вводится новый порядок субсидирования регионов по растениеводству по так называемому гектарному принципу. Так вот этот порядок больно бьет по регионам, в которых высокоразвито животноводство. И аграрии просят, с одной стороны, внести коррективы в этот порядок. (...) И еще, пожалуйста, один момент. Жители Мордовии просили передать вам благодарность за поддержку республики в организации празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами России. Спасибо.
- А чемпионат мира по футболу позабыли?
- Это особый праздник для нас.
- Я знаю, что там у вас был особый праздник по этому поводу. И действительно, спорт очень хорошо развивается в Мордовии. А подготовка к чемпионату мира стала таким, по-моему, общереспубликанским делом, что очень хорошо. Это очень здорово, что и прежний руководитель Николай Меркушкин, и сегодняшние руководители уделяют развитию физической культуры и спорта столько внимания.
Но если вернуться к вашему вопросу по поводу нового порядка субсидирования по гектарам, надо сказать, что правительство пошло на это в результате настойчивых просьб самих аграриев. Ведь это аграрии ставили вопрос о субсидировании по гектарам. (...) Если вы считаете и если ваши коллеги, аграрии Мордовии считают, что есть там проблемы, связанные с применением этой системы (вы мне не сказали, какие проблемы), но я вам обещаю точно, я буквально сегодня этот вопрос перед правительством поставлю, сам постараюсь туда залезть и посмотреть, в чем проблема. И конечно, если мы увидим, что принятые решения нуждаются в корректировке, мы обязательно эту корректировку осуществим.
Но что касается традиционных направлений деятельности сельского хозяйства Мордовии, то я не сомневаюсь, что труженики села в Мордовии покажут себя с лучшей стороны – так, как это они делали в предыдущие годы. И хочу отметить, что в Мордовии, так же как в некоторых других субъектах Российской Федерации, нет ни золота, ни нефти, ни газа, но республика развивается весьма хорошими темпами, причем развивается разносторонне. Это касается не
только сельского хозяйства, это касается и промышленности, но, что особенно отрадно, это касается гуманитарной сферы.
«Стабильность — обязательное условие для развития»
- Сергей Брилев, телеканал «Россия»: (...) К концу вашего нынешнего президентского срока вы будете у власти уже столько лет, что совершеннолетия достигнут те, кто родился в год, когда вы к власти пришли. Финансовая стабильность – прекрасно. Но вот эти 18 лет – все-таки в российской истории это особая цифра: не опасаетесь ли вы, что иной раз стабильность может переходить в застой?
- […] Стабильный застой – вы знаете, это всегда такое сопоставление очень эффектное, но оно не имеет под собой серьезных оснований. Почему? Потому что обязательное, я хочу это подчеркнуть, я хочу, чтобы это все услышали, непременное условие развития – это стабильность. Ну о каком развитии может идти речь, если все трещит по швам в стране в политическом смысле, кто же будет вкладывать сюда деньги?
Как бы там ни ругали политическую систему в Китае, а деньги туда идут и прежде всего, потому что там стабильно, потому что инвесторы знают, что они могут рассчитывать, что в ближайшие 5–10–15 лет их деньги не растворятся в результате каких-то политических потрясений, это важнейшее условие стабильности. Это не значит, что мы должны сделать такую же систему, как в Китае, но стабильность мы должны обеспечить, как обязательное условие развития, я об этом много раз уже говорил.
- «Известия»: За 12 лет вы построили довольно жесткий, где-то даже авторитарный режим личной власти. На ваш взгляд, эта система жизнеспособна в новом веке? И не считаете ли вы, что она мешает развитию России?
- Я считаю, что мы обеспечили ту самую стабильность, о которой спросил Сергей Брилев, и исключительно как обязательное условие для развития. И это, я уже сказал об этом, считаю чрезвычайно важным.
Но назвать эту систему авторитарной не могу, с этим тезисом не могу согласиться. И самым ярким примером того, что это не так, является мое решение уйти на вторые позиции после двух сроков президентства. Если бы я считал, что тоталитарная или авторитарная система является для нас наиболее предпочтительной, то я бы просто изменил Конституцию, как вы понимаете, это было легко сделать.
Это же не требует даже какого-то всенародного голосования, достаточно было провести это решение в парламенте, где у нас было больше 300 голосов. Я сознательно ушел на вторую позицию, сознательно, для того чтобы обеспечить и преемственность власти, и проявить уважение к Конституции страны и к нашим законам.
Как вы понимаете, я тогда не мог ставить перед собой цель, что через четыре года обязательно вернусь. Это было бы просто нелепо, тем более кризис начался, неизвестно, что было бы. Мы все прошли через тяжелые испытания. Поэтому назвать эту систему авторитарной – нет. Если кто-то считает, что демократия и исполнение законов – это разные вещи, то этот человек глубоко заблуждается. Демократия – это прежде всего исполнение законов.
«Уровень таможенной защиты России выше 9%»
- Прошло уже достаточное количество времени, как мы вступили в ВТО. Есть ли первые результаты ВТО? Считаете ли вы, что мы достаточно защитили отрасли? (...)
- (…) Говорил уже об этом, воспользуюсь тем, что сегодня так много представителей прессы, и еще раз скажу об этом. У нас, обратите внимание, уровень таможенной защиты РФ, нашего рынка после присоединения к ВТО составляет 9 и, по-моему, 5 или 7 десятых процентов. Понимаете? А скажем, уровень таможенной защиты Украины, которая тоже не так давно вступила, – 2,7%.
Кстати, уровень таможенной защиты еврозоны – 2,8%. Несколько странно, потому что вроде получается, что украинские производители более конкурентоспособны, чем европейские, что на самом деле ерунда, правда? Но у нас 9 с лишним. И только через пару лет, по-моему, где-то в 2015 году у нас будет 5,9. Но сегодня это другие члены ВТО, это гораздо ниже, чем 5,9.
(…) Есть ли угрозы? Да, тоже есть. Где они, в каких отраслях? Их не так много, но они есть. Это автомобилестроение, где у нас достаточно быстро снижается уровень таможенной защиты, и в том числе в сфере производства легковых автомобилей. Но это ведь дает нам и определенные преимущества, вступление в ВТО, в том числе и в этом секторе.
Вот я конкретный пример приведу. Я совсем недавно встречался с господином Гоном, который возглавляет концерн «Рено-Ниссан». Вот я его спрашиваю, в связи с планами акционеров по перераспределению пакета меня больше всего интересовал вопрос, связанный с социальными вопросами. Я ему говорю: «Слушайте, там и так много уже сократили персонала, и с помощью федеральных властей, региональных, с помощью передачи на региональный уровень части социальных объектов, которые мы профинансировали из федерального бюджета. Мы разгрузили предприятие, мы дали огромные кредитные и другие ресурсы для того, чтобы держать его на плаву. И сделали это. А что будет дальше с трудовым коллективом?» Его ответ: «Мы не собираемся ничего сокращать. Наоборот, мы будем увеличивать количество производимой автомобильной техники, мы создадим новые платформы, на которых будет создаваться новая техника «Рено» и «Ниссан», мы сохраним бренд, мы увеличим производство». Это в том числе связано с нашим вступлением в ВТО, и это позитивная вещь. Понимаете, с одной стороны, уменьшение тарифной защиты, а с другой стороны, такая реакция потенциальных инвесторов. Здесь есть и плюсы, и минусы.
«ЖКХ не должно быть закрытой сферой»
- Анастасия Субаева, «Большой Черемшан», Ульяновская область: У меня вопрос о наболевшем – коммуналка. После вступления в силу постановления правительства №354 (...) жители стали получать платежки на 2–3 тысячи больше. (...) Не боитесь ли вы, что эти накопившиеся проблемы жилищно-коммунальной сферы станут причиной для социального взрыва?
- Послушайте, давайте только не будем друг друга пугать. Надо думать не о взрывах, а думать о здоровом, правильном регулировании этой сферы.
И я понимаю тех людей, которые возмущены таким развитием событий. Мы обязательно вернемся, и я обязательно посмотрю, что происходит в Ульяновской области по поводу роста тарифов. Причины роста известны, о них уже много было сказано. Это прежде всего непрозрачность принимаемых решений и монополизация рынка этих услуг, как правило, структурами монополизированными с соответствующим уровнем руководства либо в регионах, либо в муниципалитетах.
Поэтому нужно вести к демонополизации. Нужно уделять этому больше внимания. И очень важно – это открытость принимаемых решений. Это не должно быть какой-то закрытой сферой. Нельзя просто платежку прислать. Нужно объяснять людям, откуда складывается эта платежка.
«Не я доверяю страну – граждане доверяют»
- Антон Желнов, телеканал «Дождь»: Когда были митинги, со стороны властей мы все время слышали аргумент: если не Путин, то кто, когда люди выходили на Болотную. Вы как отвечаете для себя на этот вопрос, задумываясь о будущем преемнике, о том, кому бы вы доверили страну?
- Знаете, на вопрос так, как вы его сформулировали, мне сложно на него отвечать – есть ли человек, которому я мог бы доверить страну? Ведь не я доверяю страну – граждане доверяют страну в ходе голосования. И в результате голосования, когда люди приходят к избирательным участкам, они говорят свое слово, кому они доверяют и хотят доверить страну.
Что касается вашего покорного слуги – меня, то рано или поздно, разумеется, я оставлю этот пост так же, как оставил его 4,5 года тому назад. Разумеется, мне небезразлично, кто будет возглавлять страну. (...)
Вы знаете, я сейчас без всякой иронии скажу. Я хочу, чтобы будущие руководители страны, в том числе и будущий президент, были еще более успешными. Но, я считаю, что если сравнить с другими периодами развития России, вот этот период был далеко не самым худшим, а может быть, одним из лучших. Но я хочу, чтобы будущие руководители страны были еще более успешными, еще более удачливыми, потому что я люблю Россию.