13 октября в Самаре стартует конкурс по отбору кандидатов в мэры. Конкурсная комиссия в составе 20 человек, половина из которых назначена губернатором, а половина – городской Думой, рассмотрит заявки желающих возглавить областную столицу. Самые достойные, по мнению комиссии кандидатуры, должны будут пройти утверждение в городской думе. Какие еще новшества принесла Самаре реформа местного самоуправления в интервью 63.ru рассказал профессор, заведующий кафедрой государственного и административного права СамГУ, член Общественной палаты региона Виктор Полянский.
– Виктор Владимирович, в чем принципиальная разница между прежней и новой структурой управления городом? Что дает Самаре реформа местного самоуправления?
– Раньше внутригородские районы в таких крупных городах, как Самара и Тольятти, были просто административными единицами. Теперь же они становятся еще и территориями, где организуется местное самоуправление в рамках, так называемого, внутригородского районного муниципального образования. То есть самоуправленческая власть в городе построена теперь не на одном уровне, а на двух.
Помимо уже существующих органов и должностей (главы города, главы администрации вместе с администрацией, гордумы, контрольно-счетной палаты) в Самаре появились выборные представительные органы в каждом из девяти районов – советы депутатов или, как их еще называют, райсоветы. Эти советы сформированы и устроены по тому же принципу, что и городская дума прошлого созыва.
– Прямым голосованием избирателей?
– Да. Только количество депутатов в Самаре в целом теперь увеличилось. Если раньше в городе было 35 парламентариев, то теперь их 284. И депутаты каждого райсовета из своего состава делегируют представителей по установленной квоте уже в самарскую думу. В городском представительном органе у нас 41 депутат. Получается, что все они действуют от имени городского сообщества и одновременно отстаивают интересы своих районов.
– Зачем нам почти 300 депутатов?
– Избирательные округа стали меньше, соответственно депутатам будет проще общаться со своими избирателями, глубже вникать в специфику их проблем. И на этой основе формировать свое отношение к бюджету, общей политике, как города, так и своего района. Я считаю, что это достоинство современной системы самоуправления в крупных городах.
– А как изменится работа районных администраций в связи с новой реформой?
– Теперь население будет иметь возможность обращаться со своими проблемами, жалобами, заявлениями и разными предложениями не только к чиновникам на уровне города, но и на уровне района. И, прежде всего, это будут районные администрации. Конечно, они существовали и раньше, но они были территориальным подразделением городской администрации и самостоятельным статусом органа самоуправления не обладали. У районов был свой небольшой круг полномочий, так же не отличающийся самостоятельностью. По большинству же рассматриваемых вопросов они вынуждены были направлять информацию в город, где могли принять окончательное решение. Своеобразная «челночная» система. К тому же, у районных администраций не было самостоятельного бюджета, у них были минимальные деньги, которые направлялись на зарплату и на решение кое-каких мелких проблем.
Сейчас же районная администрация будет в полном смысле исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, и она уже не будет находится в подчинении у городской администрации. Обновленная райадминистрация уже сейчас наделена собственными полномочиями и собственной же ответственностью.
Бюджет района так же будет иметь самостоятельный характер и будет использоваться на решение проблем именно данного района. Исполнение этого бюджета будет определяться внутренней политикой представительного органа, то есть советом депутатов района, совместно с главой района и райадминистрацией.
Если раньше управленческая власть реализовывалась на уровне города, то в настоящее время она будет реализовываться еще и на уровне района. В целом власть будет приближена ко всему населению.
– Изменился ли в связи с этим статус главы района?
– Если раньше глав района назначал мэр, то теперь их будут избирать районные депутаты. Причем – в два этапа, так же как и главу города (администрации). Сначала конкурсные комиссии, созданные на уровне районов, рассмотрят заявки от кандидатов и рекомендуют лучшего или лучших районному совету. Причем в состав комиссии войдут и представители горадминистрации, и часть депутатов районов на паритетных началах.
После этого за предложенные кандидатуры (кандидатуру) должны будут проголосовать все депутаты в районном совете. Тот, кого выберут – и станет главой района. Своего рода двойной фильтр. Так что теперь не только в городе, но и в районах у нас будут «сити-менеджеры», то есть профессиональные управленцы, главы администраций по контракту.
Фото: Фото из архива 63.ru